Другая мать

May 22, 2012 11:41



Корреспондент gazetazwezdaпобывал в грузинской глубинке, где коротает свой век наша землячка, считающая, что она - родная мать Владимира Путина

Эта странная тема возникла в период пятидневной грузино-южно-осетинской войны. Тогда зарубежные СМИ на все лады затрубили: жительница села Метехи Каспского района Вера Путина сожалеет о том, что она является матерью премьер-министра России, просит прощения у всех пострадавших в результате российской агрессии, выражает им свои соболезнования, заявляет об отказе от сына, «так как тот ведет себя очень жестоко», и даже выражает готовность пойти на фронт санитаркой. Мол, в ходе интервенции старушку искали российские военные, но не нашли - дочь успела увезти ее.



«Звезда» тогда не осталась в стороне, выяснив одну интересную деталь: эта женщина Вера Николаевна Путина - уроженка деревни Терехино Очерского района.

И вот какие неожиданные повороты преподнесла ей судьба. В конце Великой Отечественной войны Вера начала трудиться на местном машзаводе. Поступила в механический техникум. Скоропалительно сошлась с сокурсником. Парень оказался пьяницей, дебоширом и неработем. Пришлось расстаться. И тут выяснилось: беременна. Аборты же тогда были запрещены. Ребенка, названного Володей, записали на фамилию матери. По окончании техникума она распределилась в Ташкент. Сынишку оставила на попечение родителей. В Ташкенте же познакомилась с солдатом-грузином Георгием Осепашвили, вышла за него замуж. Молодожены вместе с Володей переехали в село Метехи Каспского района ГССР.

Родились еще четверо детей. Георгий и раньше-то пасынка не жаловал, а тут… Одним словом, потребовал от жены: отправь «бичи» к своим старикам. По свидетельству соседей, «Вова прожил здесь до девяти лет. Бывало, отчим его поколотит и из дома на холод выставит. Штаны парень носил латаные». Однако очерские дедушка с бабушкой тоже не обрадовались внезапно свалившемуся на них бремени и пристроили внука в школу-интернат.

«…О том, что Володя спустя много лет стал служить в КГБ, мне кто-то из односельчан (терехинских - А. К.) проболтался. Видимо, тогда же сын и отчество сменил, и дату рождения с 50-го на 52-й переправил», - строила догадки Вера Николаевна.

Сохранились архивные данные на выпускника интерната Путина Владимира Платоновича. Дата рождения - 17 сентября 1950 года. В графе «Мать» указано: «проживает в Грузинской ССР, точные данные неизвестны». В графе «Отец» - прочерк. Путин получил аттестат о среднем образовании летом 1968 года и поступил в ГПТУ-62 города Чернушки (заметим, что Путин Владимир Владимирович в 1969 году уже поступил на юрфак ЛГУ). По окончании учебы очерский Путин работал бурильщиком. Дальнейшую его судьбу автору проследить не удалось.

Промчались годы. Вера стала почти без акцента говорить по-грузински, привыкла к крестьянскому труду, научилась мастерски готовить национальные блюда, особенно хинкали (разновидность пельменей, только крупнее и защипываются иначе).

Обо всем этом и рассказала тогда «Звезда». А тут и муж помер, дети разъехались. Состарившаяся, осталась она одна-одинешенька прозябать на мизерную пенсию. И вдруг в 99-м про нее вспомнили. Кто бы, вы думали? Эмиссары чеченских боевиков. Нет-нет, не убивать прибыли. Посочувствовали, подарили куль сахара, ящик консервов, еще кое-какие гостинцы. «Они, - вспоминает Вера Николаевна, - начали задавать мне разные вопросы, забрали все фотографии маленького Вовы. А позже написали книгу. Я ее не читала, но говорят: там ничего хорошего про сыночка не сказано. Видимо, они таким образом хотели навредить Володе. Ведь это они придумали версию, что мои родители отдали сына нашему дальнему бездетному родственнику Владимиру Спиридоновичу Путину из Ленинграда».

Опус «биографов» из «независимой Ичкерии» кое-кому в Грузии и на Западе пришелся весьма по вкусу. И пошло-поехало… В Метехи чуть ли не паломничество «vip-персон» и журналистов началось. А тут - война. Ну как не воспользоваться!..

Возможность навестить героиню давней публикации предоставилась мне лишь сейчас, когда приехать в Грузию предложил руководитель Центра грузинской культуры Прикамья Гурам Цховребашвили…

Места здесь просто сказочной красоты. Село расположено на поросшем лесом горном склоне у самого берега Куры. Дома-«сахлеби» под коническими черепичными крышами. В центре - храм Успения Богородицы ХIII века, построенный легендарной царицей Тамарой. Узнаём - среди самых ревностных прихожанок - «Вера-бебо».

А вот - в тени могучих дубов - обветшалая школа, в которой просидел два класса октябрёнок Вова Путин. Учился не ахти как, поскольку грузинским почти не владел. Зато отлично плавал, слыл злопамятным, упрямцем и задирой. Сверстники упомянули такую необычную для здешних уроженцев деталь: лицо Вовы покрывали веснушки. Вспомнили даже, что на указательном пальце левой руки Вовы имелся зигзагообразный шрам, оставленный рыболовным крючком.

…Идиллию нарушают только шеренги однотипных, словно пчелиные ульи, прилепившихся друг к другу домов. В них поселили бедолаг-беженцев из Южной Осетии. Вера Николаевна по мере сил им помогает.

Искомый двор приятно удивил ухоженностью. За забором из сетки-рабицы цветущие плодовые деревья, грядки с зеленью и цветами. Опираются на железные рамы виноградные лозы. Под стать им - добротный, увенчанный «тарелками» двух телеантенн дом. Сухонькая, ярко выраженной славянской внешности старушка, бойко управляясь с метлой, расчищала дорожку. Отметил про себя: одета опрятно, платок повязан не по-здешнему, а «по-бабьи», как это делают у нас на Урале, черные безрукавка и юбка до пят…

Окликнул женщину, поздоровался с ней. Она (на чистом русском языке) не без гордости заметила: «Да я и дрова сама колю. Даром что нынче 85-летний юбилей справляю». Тут же спохватилась: «А вы кто?» Объясняю, лишь самую малость присочинив, мол, очерец и среди моих тамошних знакомых есть тоже Путины… Бабулька принялась расспрашивать, как там на малой родине? Не вдаваясь в подробности, отвечаю: город очень изменился, старых зданий осталось мало, погода - так себе, дожд-ливо… Даже насчет пельменей ввернул. Спохватилась: «Нас не фотографируют?» Заверил, что нет.

Убедившись, что контакт налажен, решился спросить о главном. Старушка вся как-то сжалась, выражение приветливости сменилось гневливым: «Не знаю ничего и знать не хочу!» Быстрым шагом пустилась к дому. По пути, несколько раз оборачиваясь, выкрикивала: «Провалитесь вы все!.. Опостылели! Ездите и ездите!» Отбросив щепетильность, я заработал фотоаппаратом.

Пришлось ретироваться. Что ж, её можно понять. Выжали из нее политиканы пиара ради всё, что возможно, подпитали иллюзии, разорвали душу надвое - и за «сына» переживает, и за «обижаемую» Грузию. Прошла конъюнктура - и забыли. Теперь «метехский маршрут» осваивают только туристы - экзотики ради.

Феномен самозванства родился не сегодня, не в России и, тем более, не в Грузии. Но именно в смутные времена он расцветает пышно, как никогда. Настораживает закономерность: непременным условием появления самозванцев является распространение в массах веры в «доброго царя», «отца народов», «национального лидера». Самозванцы чаще всего искренне верят в свою подлинность и харизматичность. Вера Николаевна поныне переживает за случившееся. Если кого и жалко в этой фантасмагории, так ее, выставленную напоказ на авансцену статистку. Политрежиссерам не составило труда внушить наивной престарелой женщине, что ее сын - Президент России. Благо, фамилия распространенная. Общественное сознание очень восприимчиво к подобного рода историям. Одни верят, другие хотят верить, третьи хотят, чтоб другие верили. Отсюда грузинские «знатоки» с таинственным видом вещают: «А вы знаете истинную причину конфронтации между Россией и Грузией? Путин мстит за свое загубленное детство…»

По ходу столкнулся еще с одной «сенсацией»: грузинские корни «вскрылись» у экс-президента Дмитрия Медведева. В Великую Отечественную в Грузию эвакуировались сестры Медведевы. Дальше - по накатанной: роман, дитя любви, бабушка, кою Дмитрий Анатольевич не знает и знать не хочет…

И, наконец, недавно в приморском поселке Цихисдзири Хулойского района Аджарии объявились «братья» экс-президента СССР Михаила Горбачёва. Выступая по телеканалу «Рустави-2», некий Алекси Джаиани поведал семейное предание. Якобы весной 1930 года его отец - Серго Джаиани «на батумском бульваре» познакомился с молоденькой курортницей из Ставрополья Марией Гопкал… Так на свет появился Мишико. Хотя совместная жизнь не склеилась, возлюбленные долгое время тайком переписывались, а может быть, и встречались. Дома у Джаиани горбачевский портрет до сих пор висит на самом почетном месте. Почему это хранилось в тайне? Алекси, состроив значительную мину, отвечает: «Боялись, ведь с конца 80-х годов Михаила Сергеевича многие ненавидят. Плюс стремление избежать мирового скандала». На вопрос, почему сейчас открылись, вразумительного ответа не нашлось.

Гурам Цховребашвили, мой спутник, напомнил о древнем грузинском поверье: уродливым родимым пятном Бог метит человека, зачатого в грехе. Тоже, дескать, доказательство. «Если Горбачев выполнит свое обещание приехать в „Пермь-36“, обязательно постараюсь встретиться с ним и напомнить ему о клейме», - пригрозил он. Перефразируя классика, сказать можно лишь одно: обмануть того не сложно, кто сам обманываться рад… И добавить к этому нечего.

Пермь - Тбилиси - Метехи

gazetazwezda
Аркадий КОНСТАНТИНОВ. Фото автора








Подписывайтесь на нашу страничку
ВКонтакте

общество, блоги Перми, человек, люди

Previous post Next post
Up