Вот наконец-то и спадает ажиотаж, вызванный выборами 4 марта
Уже завтра, в так называемый «день тишины», со страниц газет и экранов телевидения исчезнут пропагандистские установки о судьбоносном значении результатов этой избирательной кампании. А между тем воскресенье будет обычным выходным днём с тем лишь отличием, что половина населения потянется на избирательные участки. А вторая половина, за долгие годы отвыкшая выражать своё волеизъявление, останется дома, привычно объясняя своё безразличие предсказуемостью результатов. Возможно, эти люди ещё по одной причине не придадут выборам решающего значения. Дескать, новый, а скорее, «старый новый» Президент не станет менять вектор развития страны. И вот тут-то они на этот раз ошибаются.
Многое за последние месяцы изменилось. Страна стала другой. После произошедшей на съезде «Единой России» рокировки и последовавшей за ней думской кампанией, неожиданно для власти произошёл всплеск общественного самосознания. Использование на выборах административного ресурса, различные подтасовки и нарушения лишь только сильней подтолкнули людей к участию в декабрьских митингах. Провозглашённое оппозиционными силами противостояние жуликам и ворам приняло форму общенационального протеста.
Однако переоценивать потенциал гражданского общества, конечно же, не стоит. Неосознанная, стихийная сила действует лишь непродолжительное время. Тем более что на марши и митинги людей зачастую толкают те, кто не имеет никаких моральных прав выступать от имени общества. Тем не менее с мнением людей, вышедших на улицы, будущий Президент не может не считаться. Как не может не понимать, что в стране произошли серьёзные изменения. И именно от того, какую стратегию диалога с обществом выберет гарант Конституции, будет зависеть будущее России.
Оставить всё как прежде, похоже, уже не получится. Если власть продолжит игнорировать интересы людей, то это неизбежно приведёт к новым протестам, которые будут похлеще, чем на Болотной площади. В этом случае подорванное доверие к власти вообще не восстановится и может привести только к провалу политического курса. Значит, Кремлю нужно согласиться с новыми реалиями и начать меняться. Осуществить ожидаемые перемены, причём не революционным - с закручиванием гаек и поиском виновных, а эволюционным путём.
Впрочем, некоторые сигналы по ослаблению вертикали власти, как, например, либерализация законодательства о выборах губернаторов, обществу уже посланы. И вот здесь-то кроется самая большая опасность. Ведь препятствовать назревшим переменам будет, прежде всего, многочисленная армия чиновников - гайки и винтики созданной вертикали власти. Их полностью устраивает устоявшаяся модель, когда неотъемлемой частью их управленческой деятельности является полная закрытость, непомерные траты бюджетных средств, воровство, откаты и распилы. Прикамье здесь не исключение.
В обиход пермского чиновничества, например, плотно вошло слово «проект». Начальникам всех мастей нынче даже как-то неловко мыслить не проектно. Вот и изощряются клерки, кто во что горазд: то двери из кабинетов поснимают, то как с писаной торбой носятся с идеей внедрения системы электронного документооборота. Но по большому счёту за этим модным проектным поветрием скрывается сплошная болтовня. Сколько их, этих проектов, анонсировалось - «Покупай пермское!», «Пермская картошка», но кто из жителей края почувствовал позитивные результаты? Или кто вспомнит сегодня хотя бы одно из семи важных дел губернатора? А сколько было сказано слов и обещаний про те же аэропорт, новый зоопарк, художественную галерею. Всё остаётся пока на уровне проектных намерений.
Зато значительно разрослось чиновничье племя, которому уже давно не хватает зданий бывшего обкома партии и облисполкома. Никогда прежде власть так не жировала. И дело даже не в разы возросшем материальном вознаграждении тех, кто и так находится у кормушки. И не в умопомрачительных тратах на сомнительные «хотелки» губернаторских фаворитов. А в том, что зачастую решения принимаются келейно, без учёта какого-либо мнения населения. И потому действия большинства чиновников вызывают у простых граждан лишь раздражение. Им давно стало понятно, что они живут каждый сам по себе, отдельно друг от друга.
Это раздражение - результат закрытости нынешней власти, которая, разумеется, не исчезнет мгновенно после дня голосования. И если ничего не изменится, то боюсь, что недовольных станет ещё больше. Но предпосылки для того, чтобы власть наконец повернулась лицом к народу, появились. Люди просыпаются от спячки. И кого бы ни избрали Президентом, кто бы ни стал затем губернатором, от перемен им не уйти.
gazetazwezdaПолитобозреватель «Звезды» Сергей ИВАНОВ