Не в свои сани…

Jan 13, 2012 13:20

Совершенно парадоксальная ситуация сложилась в пермской журналистике


Наша кафедра каждый год выпускает не один десяток людей с дипломами. Большая часть из них «растворяется» не понятно где. Только единицы идут работать в газеты. При этом среди газетчиков - ярко выраженная структурная безработица.

Знакомая журналистка из Краснокамска с приличным опытом работы уже полгода «лапу сосет». По объявлениям по ее просьбе нашел только одну вакансию - требуется редактор корпоративной газеты, но и это место оказалось уже занятым. Прошерстил Интернет, заглянул на все пермские сайты, где объявления о вакансиях размещают. На половине из них профессии «журналист» или «корреспондент» просто не включены в список. «Жестянщик», положим, есть, есть и некий «клейщик». А вот профессия, праздник которой грянул сегодня - День российской печати - напрочь отсутствует.

В целом по России соотношение выставленных журналистских резюме (безработные) и вакансий - примерно 6 к 1. При этом конкурсы на специальность «журналистика» в вузах стабильно держатся на очень высоком уровне. Только в ПГНИУ год за годом на оставшиеся жалкие 5 бюджетных мест подается больше 140 заявлений. С учетом того, что большую часть из этих 5 мест занимают льготники, конкурс сумасшедший. Но… когда начинаешь работать со студентами, с учетом «коммерческих» их бывает до 60 человек на курсе, выясняются некоторые пикантные подробности. В газетах мало кто желает работать. «Не формат»! Из-за ЕГЭ и Интернета у детей поменялось мышление. Если текст-то только «на экран», то есть то, что помещается на мониторе компьютера - примерно сто газетных строк. Большие объемы не читают, да и написать не способны. Двоичность мышления из-за постоянного тестирования приводит к тому, что студенты по большей части не замечают полутонов - только «да» или «нет».


Ну и ставший уже привычным меркантилизм. «Что ждете от профессии?» - спрашиваю первокурсников. «Стартовать минимум с тридцати тысяч!» Единицы говорят о том, что хотели бы для начала научиться хоть что-то делать. Между тем средняя заработная плата в пермских «районках» страшно далека от чаяний первокурсников - 13710 рублей. С учетом зарплат директоров, редакторов, бухгалтеров и рекламщиков. Есть газеты, в которых зарплата вообще ниже плинтуса - чуть-чуть больше тысячи (!) рублей в месяц.

Чего же ради выпускники школ идут на эту специальность? Ответ простой: чтобы пристроиться в какую-нибудь пресс-службу. Правда, «журналист» и «пиарщик» - профессии совершенно разные. И специализация «PR и реклама» выведена из специальности «журналистика». Зато потребность в пиарщиках год за годом только растет. Прикинули недавно - общая масса работников пресс-служб в крае уже раза в три превышает общую массу журналистов. А с ними руководители зачастую не церемонятся. Одна знакомая из пресс-службы серьезного ведомства процитировала своего начальника: «Твоя главная задача заткнуть журналюгам пасть!» На своем посту она продержалась не очень долго. Не захотела (или не сумела) пасти затыкать. А в другой пресс-службе на просьбу сообщить номер телефона одного из подразделений просто отправили по всем известному адресу - «09». И совсем уж весело, когда личными пресс-секретарями, точнее пресс-секретаршами, обзаводятся не только руководители ведомств, но и заместители заведующих отделами…

Настоящему журналисту здесь работать страшно не интересно, а порой даже и паскудно. Но никто ведь не еволит: каждый выбор для себя делает сам. И молодые зачастую предпочитают получать деньги, а не работать. В пресс-службах тепло, светло и мухи не кусают. Написать пару пресс-релизов в неделю проще, чем сделать два интервью, пять информашек, пару репортажей за то же время. Это ж вкалывать надо.

Но… вот ведь парадокс - молодежь в газеты все-таки приходит - свято место пусто не бывает. Средний возраст по «районкам» - 27 лет. Только со специальным высшим образованием среди них - менее четверти. А почти готовые специалисты с дипломами обходят газеты стороной.

Получается, работаем вхолостую?

gazetazwezda
Доцент ПГНИУ Константин ШУМОВ








журналистика

Previous post Next post
Up