Электронная земля

Sep 21, 2011 16:19


Не все пока еще знают, что информацию государственного кадастра недвижимости о земельных участках вот уже год как можно "выловить" в Интернете. То есть для получения кадастрового паспорта на земельный участок вовсе не обязательно теперь обращаться в офисы кадастровой службы.

Используя информационные сервисы, вполне реально получить справочную информацию, заказать сведения в электронном виде, подать заявление об учете земельного участка.



Об этом рассказывает начальник отдела обеспечения ведения кадастра Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Пермскому краю Лариса Трефилова:

- Уточню, что в Интернете сейчас можно получить информацию об объектах недвижимости on-line, публичную кадастровую карту, получить сведения из государственного кадастра недвижимости, подать заявления и документы на государственный кадастровый учет земельных участков в электронном виде (применяется кадастровыми инженерами). Первые три сервиса представляют интерес для граждан и организаций. Используя один сервис, через ссылки можно перейти к другому. Даже для не очень продвинутого пользователя пользование порталом сложности не представит.

- Лариса Алексеевна, а каким образом описывается земельный участок в online-сервисе?
- Представляются такие характеристики земельного участка, как кадастровый номер, площадь, адрес или местоположение, вид разрешенного использования земельного участка, категория земель, кадастровая стоимость и дата начала ее действия, дата последнего обновления информации по объекту, статус кадастровых сведений об объекте. Некоторые из названных характеристик говорят о правовом режиме использования земель, они необходимы для понимания истории формирования участка или возможности его дальнейшего преобразования. К примеру, разделения на несколько участков, определения способов преобразования и так далее. В online-сервисе имеются сведения об объектах недвижимости - здания или квартиры, права на которые зарегистрированы согласно требованиям действующего законодательства. То есть записаны в Едином государственном реестре прав. Не стоит опасаться, что в Интернете имеется вся информация о собственниках - эта информация конфиденциальная, и более чем о виде права сведений там не размещается.

- А что можно увидеть на публичной кадастровой карте?
- Применительно к каждому земельному участку, дополнительно к вышеназванным характеристикам, будут показаны границы земельных участков, адреса и телефоны ближайших офисов обслуживания Кадастровой палаты и органа по регистрации права. К сожалению, сегодня на кадастровой карте посмотреть границы всех участков не удастся, поскольку их нет в кадастре. Почти 60 процентов составляют земельные участки, на которые выдавались свидетельства по земельной реформе в 90-е годы, или же эти земельные участки используются без надлежащего оформления документов. Для того чтобы границы были отображены, необходимо провести межевание и кадастровый учет по уточнению.

- Как это обычно происходит?
- Кадастровый инженер с помощью приборов точно определяет размеры участка, координаты границ, оформляет межевой план. Затем в Кадастровой палате по всем правилам проведут кадастровый учет и, кроме словесных характеристик, появится графическое изображение земельного участка. Когда потенциальный покупатель увидит, что границы участка, площадь, другие характеристики законно установлены, то сомнений в совершении сделки у него не возникнет. А для регистрации сделки следует отправляться в орган по регистрации прав - там кадастровый паспорт на земельный участок не требуется. Поскольку при необходимости регистратор вправе запросить его самостоятельно. Кстати, к информации кадастра в Интернете можно обращаться в любое удобное время и получать информацию бесплатно. Нет необходимости платить 200 рублей, чтобы убедиться, что сведения имеются в том или ином объеме или отсутствуют вовсе.

- А если понадобилась выписка на земельный участок или о нескольких смежных участках?
- Тогда переходите к следующему сервису предоставления сведений и формируйте запрос. Такие выписки отличаются тем, что в них имеются значения координат границ участка и информация о правообладателе и смежных земельных участках. Для оформления запроса пошагово заполняются строки электронной формы запроса. Воспользовавшись данным сервисом, заявитель получает следующие преимущества: нет никакой необходимости посещать офисы Кадастровой палаты, запрос можно оформить на любой участок независимо от того, где в данное время находится заявитель. Главное, чтобы у него был доступ в Интернет. Что немаловажно - интернет-портал доступен в любое время суток и в выходные дни. Стоимость получения сведений в электронном виде существенно дешевле, чем на бумаге. Необходимые сведения поступят на электронный ящик, адрес которого вы укажете собственноручно, а значит без ошибок. Вы затратите минимум времени на оплату: она производится через электронный кошелек и терминалы "КИВИ" по коду, высылаемому на электронный ящик.

- Одним словом, все эти нововведения преследуют цель повысить качество услуг и доступности для граждан, сэкономить их время. Однако у нас всегда все гладко лишь на словах, а на деле - масса препон. Здесь без этого тоже не обошлось, наверное?
- Действительно, проблемы есть. Не все еще службы готовы принимать выписки из кадастра или реестра прав в электронном виде. Так, органы местного самоуправления, банки, нотариусы принимают выписки только с "живой" подписью и "синей" печатью. Вся надежда - на профессиональное сообщество кадастровых инженеров. Современно мыслящие кадастровые инженеры давно освоили новые методы работы и поняли их значение: экономятся время, бумага, меньше расходов на транспорт. В результате можно заметно снизить стоимость работ по межеванию для граждан. Если за выписку в бумажном варианте нужно отдать 800 рублей, то в электронном виде она стоит всего 150 рублей. Как говорится, почувствуйте разницу!

- Несмотря на указанные выше проблемы, пермяки уже пользуются информационными сервисами?
- Да, конечно! Обратимся к статистике. В Кадастровую палату ежегодно обращаются 300 тысяч человек. Если в конце прошлого года количество сведений, предоставленных в электронном виде, составляло лишь 2 процента, то в июле-августе текущего года - уже примерно 12 процентов. Несложно подсчитать, что количество посещений офисов уменьшилось на 30 тысяч! А это значит, что граждане могут уже в спокойной обстановке консультироваться у специалистов Кадастровой палаты. К вышесказанному хотелось бы добавить, что помимо перечисленного на сайтах Росреестра rosreestr.ru и Кадастровой палаты fgu59.ru имеются бланки запросов и заявлений, нормативные документы, описание порядка действий при проведении кадастрового учета и предоставлении сведений, справочная информация, трансляция с камер видеонаблюдения, установленных в офисах приема Кадастровой палаты. В Пермском крае работают "под наблюдением" офисы в городе Перми на Дзержинского, 35, в Кунгуре, Березниках, в Чусовом, Лысьве, Кудымкаре. Это дисциплинирует участников процесса с той и другой стороны. Кстати, в центральном офисе Кадастровой палаты на Дзержинского, 35, функционируют "электронная очередь", терминал для оплаты, консультационное окно. Этот самый современный, технически оборудованный офис приема Кадастровой палаты является и самым востребованным.

gazetazwezda
Ирина ГИЛЕВА


блоги Перми, Пермь, интернет, капитал, Пермский край

Previous post Next post
Up