По официальной информации, художественным руководителем Пермского театра оперы и балета с сентября 2011 года станет дирижер Теодор Курентзис. Но сам он утверждает, что не подписывал с пермяками никаких контрактов
…Истые театралы замерли в нехороших предчувствиях еще летом, когда художественный руководитель оперного Георгий Исаакян, отдавший театру двадцать лет своей жизни и поднявший пермскую оперную труппу натурально «с колен», объявил о своем переходе в Московский детский музыкальный театр имени Наталии Сац, правда, оставшись в Перми главным режиссером. «Ох, теперь не успокоится министрминистр, пока и оппозиционный оперный не приберет к рукам и не пристроит туда своего человека!» качали головами знающие люди.
Тогда же пошли слухи о том, что директором театра станет вездесущий Эдуард Бояков, который, говорят, сильно поссорился с Маратом Гельманом изза финансов и теперь пытается «осесть на воеводстве» как можно в большем количестве «культурных институций», как он сам любит выражаться.
Неизвестно, какие силы тогда вмешались, но пронесло. Хотя все прекрасно понимали, что ненадолго. Что зоркое око мильграмогельмановского альянса не дремлет и главный штурм одного из лучших театров страны еще впереди. И как в воду глядели.
Фигура Теодора Курентзиса в первый раз всплыла на пермских волнах благодаря новому художественному руководителю краевой филармонии Алексею Трифонову, только что пополнившему ряды московскопермских варягов. Одним из его многочисленных занятий в сфере современного искусства, как сообщала официальная информация, было продюсирование концертов Теодора Курентзиса. Вероятно, Трифонов замолвил словечко перед родственниками (так он величает губернатора Чиркунова и министра Мильграма), и вот уже художественному руководителю Новосибирского театра оперы и балета Теодору Курентзису предложено сменить место жительства, потому что руководство Пермского края любезно отдает ему кресло худрука Пермского театра оперы и балета. Это было в сентябре, когда в опере открывался сезон.
Театр погрузился в траурное оцепенение. Музыканты готовились паковать чемоданы, а руководство хранило могильное молчание. Самым оптимистичным оказался Георгий Исаакян, который высказался в том духе, что у такого мастодонта оперы, как Курентзис, десятки контрактов по всему миру, от которых он не сможет да и не захочет отказываться ради какойто Перми. «Курентзис - в чистом виде художник, а не оперный интендант, который будет вникать во все тонкости хозяйственной и финансовой деятельности, как это положено по уставу театра художественному руководителю первому лицу, отвечающему за все», сказал в сентябре Исаакян.
В театре повеселели. Тем более, что и на официальном сайте самого выходца из Афин появилось странное сообщение. На прямой вопрос: «Не могли бы Вы прокомментировать появившуюся в СМИ информацию о том, что Вам предложено возглавить Пермский театр оперы и балета?» последовал весьма загадочный ответ: «Худруком Пермского театра оперы и балета назначен помощник Теодора Алексей Трифонов»(!). Это известие рассмешило оперных и балетных людей и страшно удивило филармонических. Видимо, в империи Мильграма круговорот своих персонажей так очевиден и банален, что в Москве и уже тем более в европах путают Боякова с Гельманом, а Трифонова с Курентзисом! В общем, как бы там ни было, и на сей раз оперный пронесло.
Да что плохого в том, спросите вы, что во главе Пермского оперного встанет постоянный дирижер Московской филармонии, лауреат «Золотой маски», приглашенный дирижер Большого театра, известный пропагандист современной серьезной музыки? Вопервых, куда девать собственные хор и симфонический оркестр, если будущий худрук сразу и однозначно заявил, что появится в Перми только с собственным оркестром и хором. Вовторых, прав Исаакян: у такого дирижера десять контрактов по всему миру, и самое большее, что он может себе позволить, - это посещать Пермь дватри дня в году гдето между премьерами в Вене, Москве и Новосибирске. «Не скажите, возражали скептики, его согласие напрямую зависит от количества нулей, которые предложат этому 38летнему гению!..»
И как в воду глядели. 400 тысяч рублей в месяц, предложенные министромминистром, смогли примирить Курентзиса с постом художественного руководителя не самого столичного театра. «Борис Мильграм это танк. восхитился Марат Гельман в своем ЖЖ. Вот так и я уеду и найдет Боря мне в замену звезду с мировым именем».
О новом назначении 18 ноября министр культуры Пермского края Борис Мильграм официально уведомил нынешнего главного режиссёра театра Георгия Исаакяна. Свой пост Курентзис займет в сентябре 2011 года. Согласно условиям договора, он ежегодно будет проводить восемь симфонических и около 20 камерных концертов, а также лично руководить постановкой трёхчетырёх спектаклей. Новому руководителю театра предоставлена возможность создать собственный оркестр численностью 85 человек на конкурсной основе из музыкантов из разных городов, а также привлекать к постановкам оперных звёзд из различных театров мира. При этом в театре остается прежний оркестр, а его руководителю Валерию Платонову предложено сохранить за собой должность главного дирижера театра.
Контракт с Курентзисом подписан сроком на пять лет. Первый концерт он и его оркестр исполнят уже в июне 2011 года, в День города, а первую оперную постановку новый руководитель театра намерен представить публике уже в сентябре.
Так гласит официальная информация. Неофициальная же гораздо менее оптимистична. В дирекцию Пермской филармонии уже звонили несколько человек из оркестра оперного с целью выяснить, нет ли вакансий в оркестре народных инструментов. Говорят, новый худрук затевает аттестацию, а это значит, что многим из оркестрантов покажут на выход из ямы. В неменьшей тревоге пребывает и хор. А в это время лучший друг и соратник Курентзиса Трифонов рыщет по европам, набирая музыкантов в оркестр европейского уровня. Мол, это заказ минкульта края - создать при филармонии свой симфонический оркестр. И если эта информация правдива, то получается, что скоро в Перми будет сразу три симфонических коллектива? Или европейцами усилят оркестр Курентзиса, а старый, платоновский, «подарят» филармонии? И как два дирижера усидят в одной «берлоге»?
Из действий Мильграма и его команды становится понятным, что они спят и видят постепенный перевод Пермского театра оперы и балета на так называемую систему stagione, которая подразумевает отказ от привычного репертуарного театра, как это принято в La Scala, Covent Garden, Metropolitan Opera. В этих ведущих театрах мира отсутствует постоянная оперная труппа, в штате есть лишь оркестр, хор и постановочная часть. Артисты оперы набираются антрепризным путем специальным кастингом для каждой постановки, которая играется до тех пор, пока зрители голосуют за нее ногами и кошельком. Как только опера утрачивает популярность, ее снимают с репертуара (Борис Мильграм уже практикует этот опыт у себя в ТеатреТеатре, тратя миллионы на свои постановки, которые идут не больше двухтрех месяцев).
Но не успела Пермь прийти в себя от страшных новостей про очередных варягов, как последовали официальные комментарии от самого виновника торжества. Он заявил, что пока не готов разглашать планы на будущее: «Это неправда, это слухи. Я не подписывал никаких контрактов. Я немножко подожду, а потом расскажу, что буду делать в будущем». Недоумевают по поводу заявлений и на нынешней основной работе Курентзиса, в Новосибирском театре оперы и балета. «Мы не собираемся отдавать Курентзиса. К тому же у него сейчас очень плотный график работы. Я думаю, разговоры о его переназначении - это всего лишь слухи», сказала «Звезде» заместитель директора по творческим вопросам новосибирской оперы Татьяна Гиневич.
Вступая в должность министра, Борис Мильграм высказался пять лет назад достаточно определенно: «Никому не обещаю легкой жизни!». Похоже, этот девиз он решил воплощать в жизнь любой ценой. Даже если для этого придется переступать через людей и сгнобить самый любимый театр пермяков, который давно стал визитной карточкой всего Прикамья.
gazetazwezdaАВТОР:Кира Кошкина