В столичной экспериментальной школе учащимся- детям известных и влиятельных родителей - задали сочинение о знаменитых литераторах начала XX века. «Обычная история, понаспишут всякого из Интернета…», - скажете вы? В данном случае, как говорится, «что-то пошло не так». Ученики поразили преподавателей слишком вольным изложением взглядов на классиков российской литературы. В каждом сочинении прослеживалась одна и та же мысль: у истоков мировых потрясений, революций и войн обычно стоят знаменитые и безвестные труженики литературного ремесла, пресловутые «инженеры человеческих душ». Они почивают на лаврах, увековечены благодарным потомством - за искусные творческие химеры, подтолкнувшие сограждан и даже все человечество к опасному краю, к беде.
С такой детективной завязки начинается повесть «Дело пернатых» Геннадия Пименова. Это, по сути, и есть культурологический детектив. Сам автор охарактеризовал книгу как «Пессимистическая комедия», хотя преподавательскому составу школы не до смеха: они пытаются разгадать, кто или что стоит за неожиданной трактовкой жизни и творчества А. Герцена, М. Горького, В. Набокова, С. Есенина и других? Вопрос даже не в том, сами ли десятиклассники это пишут, вооружившись Интернетом, или есть некий очень просвещенный невидимый оппонент, который намеренно разыскивает в высказываниях и поступках классиков эпизоды, которые опровергают их, классиков, ореол духовных отцов Отечества. Вопрос в том, кому и зачем сейчас это понадобилось?
- Если пацан решил похохмить и поспорить - это одно, а вдруг, тут подвох, вдруг, тут кто-нибудь нам готовит подляну. Времена-то известно какие, надо всем быть настороже. Представьте, что, быть может, высочайше повелено ускорить ротацию кадров, и начнут вроде с дискуссий о литературе, а потом пометут всех, кому за сорок в отстой, - размышляют взрослые, поражаясь глубине и основательности аргументов очередного «ниспровергателя основ». - А вдруг нас провоцируют не случайно? Представьте, что некто задался целью выяснить уровень наших педагогических знаний.… Или даже апробировать на педагогическом коллективе новые государственные идеи?!
- Ну, какое, скажите на милость, имеет моральное право несчастный школяр поносить самого Горького, перед которым склоняла голову вся европейская интеллигенция?.. Да за одного «Буревестника» ему можно поставить памятник на века.… А этот сопляк где-то вычитал, что Горький-Пешков покушался на капиталы Морозова! Мало того: что фабриканта замочили по указке писателя, когда он отказался далее спонсировать большевиков…
- Позвольте, дорогой Николай Николаевич, так ведь эта история известна каждому просвещенному человеку. Сам Красин привел приговор в исполнение и даже записку к груди покойного прикрепил: «Долг платежом… Красин». Да, неужели вам неизвестен этот прелюбопытный сюжет?! Я вас уверяю, про этого Горького детективные фильмы будут снимать - вот кто настоящий преступник, вор и лицедей…
Читать дальше на
ЛитРес Изучая сочинение за сочинением, педагоги, вместе с ними и читатели, приближаются к неожиданному выводу: литература и в целом искусство, вопреки всем ожиданиям, не облагораживают человека, скорее всего, потому, что сам автор произведения (литератор, художник или артист) обычно не живет по высоким законам, а втайне от остальных или совершенно открыто лжет, лицемерит, присваивает чужое, злобствует и предает…
И что тогда, собственно, дает для духовного совершенствования литература?