От автора: со Светланой КУРБАСОВОЙ я познакомилась прошлым летом, когда мы обе хлопотали насчет поступления в первый класс наших дочерей. В итоге наши девчонки стали подружками, ну а мы, мамы, нашли друг в друге интересных собеседниц и были не прочь провести вечерок за женскими сплетнями и разговорами о мужьях и детях. В один из таких вечеров, когда мы сидели у Светы, мой взгляд задержался на семейном фото: блондинка Светлана, ее рыжеватый и конопатый муж Алексей, белокурая дочка Лиза и подросток лет 12-ти - мальчик с темно-карими раскосыми глазами. Видя мой вопросительный взгляд, Света вздохнула и рассказала историю появления в семье этого ребенка.
Света родилась в Оренбурге в 1976 году. Симпатичная пухленькая девочка с белыми волосами и ясными серыми глазами росла хозяйственной, рассудительной, была опорой и надеждой родителей.
- Поклонники у меня всегда имелись, но я парнями не очень-то интересовалась тогда - воспитание совсем другое было, - вспоминает моя собеседница. - Родители твердо вбили в голову: должна быть любовь, затем свадьба, и только потом - остальное! Самая большая мечта - нянчить детишек и печь мужу пироги.
В 20 лет Света встретила Лешу - своего будущего мужа и того самого единственного, о котором мечтала с пеленок. Он был ее полной противоположностью - душа компании, горластый, вихрастый, с двумя-тремя неизменными подружками и толпой друзей. Работал на заводе, где неплохо зарабатывал, хоть и считался у начальства не самым ответственным сотрудником.
Алексей сначала не воспринял всерьез любовь со стороны домашней и тихой Светы, ему по нраву были женщины куда более раскованные и компанейские. Но спустя несколько месяцев после встречи он понял, что хочет видеть именно ее рядом с собой всю жизнь.
- Он предложил мне пожениться, пусть не самым романтичным образом, - с бутылкой портвейна в одной руке и кольцом в другой, но я была очень счастлива, - вспоминает Светлана, - свадьбу мы сыграли скромно, да стали жить-поживать, ждать детишек.
Но с этим в семье Курбасовых не сложилось - супруги безуспешно пытались зачать ребенка три года.
- Я так сильно переживала, вспоминать страшно, - Света грустнеет на глазах и того и гляди расплачется. - Себя винила во всем, а Лешка сначала успокаивал, мол, какие наши годы! А потом охладел ко мне, начал подолгу с друзьями по вечерам гулять, стал больше выпивать. В 1998-м ему пришлось уйти с завода, два года перебивался случайными подработками, шабашками.
В 2000 году он принял решение, изменившее жизнь семьи - уехать на заработки на север. Света рассказала мне, что у нее тогда не нашлось сил удержать мужа: и отношения между ними давно уже разладились, и денег в семье не было.
- Я думала тогда: соскучится по мне, приедет и снова все будет хорошо! - рассказывает мне Света.
Супруги регулярно перезванивались, Алексей несколько раз переводил Свете деньги. Через несколько месяцев он приехал домой, правда, ненадолго. А затем снова пропал. К сожалению, былые чувства так и не вернулись - муж лишь дежурно чмокнул жену при встрече и на прощание.
На следующий год Алексей завязал с вахтами и открыл с товарищем небольшой магазинчик с автозапчастями в Оренбурге. Накопленных денег хватило и на новую квартиру, и на ремонт, и на раскрутку бизнеса. Света боялась радоваться счастью: неужели в их семье все налаживается? Муж рядом, кризис миновал, деньги есть - что еще нужно? Конечно, нужны были дети, но 25-летняя Светлана и ее муж не отчаивалась и пробовали завести наследника.
- В ноябре ему позвонили. Он отмахнулся, сказал, по работе, но я поняла, что что-то здесь нечисто. После звонка он стал сам не свой, - вспоминает Света, - но мне так ничего и не сказал.
Курбасовы стали жить как раньше, но Света заметила, что Алексей стал приносить домой меньше денег. Когда она спросила его об этом, то получила ответ - продажи падают.
- В 2004 году, в сентябре, в дверь квартиры позвонили, когда Леши не было дома, - Света помнит тот день до мелочей. - Я открыла. Там стояла пожилая женщина восточной внешности: раскосые глаза, широкие скулы, темно-карие глаза. С ней маленький мальчик. Она с порога требовательно спросила: «Где он?» и попыталась пройти в квартиру. Я опешила! «Кто, - говорю, - вам нужен?» А она: «Алексей Курбасов, отец моего внука!»
Света потеряла дар речи и посторонилась, пропуская гостей внутрь. Незнакомка знала имя, фамилию и адрес мужа, а значит, ни о каком недоразумении не могло быть и речи. За чашкой чая Айяра Дархановна, так звали гостью, и рассказала о причинах визита.
Итак, Алексей завел в Якутии любовницу - молодую красивую Сайнару. Он практически жил у нее все время вахты, а затем они расстались, и он вернулся в Оренбург, оставив девушке телефон и адрес на всякий случай. Тот звонок в ноябре был от нее - любовница позвонила Леше и сообщила, что он стал папой. Она ничего не просила, не требовала, просто предупредила, и все. Но для Леши новость о сыне, таком долгожданном, хоть и не от жены, стала шоком. Он добровольно стал перечислять немалые суммы из своего дохода туда, на север, чтобы хоть как-то помогать своему незаконнорожденному сыну.
- Я слушала ее и все всматривалась в лицо мальчишки, - вспоминает Света, - он был совершенно не похож на Лешку, но мне почему-то мерещились какие-то общие черты.
Айяра Дархановна сказала, что мать мальчика недавно скончалась от тяжелой болезни. Пенсионерка в одиночку не рискнула поднимать внука на ноги и нашла адрес оренбургского папы. Во время разговора домой вернулся и сам Леша, который до этого момента ни разу не видел сына.
- Он очень растерялся: и на меня виновато смотрел, и на мальчика во все глаза, и на мать своей любовницы с большим удивлением. Позже он покаялся передо мной, сказал, что никогда в жизни не посмотрит на другую женщину. Но осадочек-то остался.
Со своей неофициально «тещей» Алексей договорился так: Олег, трехлетний мальчик, остается у него, а она навещает его, когда захочет. Пенсионерка оказалась не самой привязчивой бабушкой и легко отпустила внука в чужой город и семью.
- С тех пор мы стали пытаться жить по-новому. Вроде все хорошо, а по дому ходит свидетельство его предательства. Олежка - хороший пацан, умный, смышленый, но не могла я его полюбить как родного, ну не получилось, и все! Но очень старалась, правда. Не выгонять же его с малышом.
Так прошел год. Несмотря на потрясение, отношения супругов только улучшились. Алексей стал более внимательным, заботился о жене, не давал ей поводов для беспокойства. В начале 2005 года 29-летняя Светлана поняла, что беременна.
- Представляешь, после стольких лет попыток! Мы уже и бросили стараться, думали, что Олега вырастим, да и хватит с нас! - делится со мной Светлана.
Так в семье появилась маленькая Елизавета - копия мамы, такая же белокурая и сероглазая.
- Олег и Лиза хорошо поладили, ну а мне стало спокойнее: выполнила свой материнский долг. Теперь иногда подшучиваю над Лешей: вот этот ребенок - вылитая любовница, а этот - вылитая жена! - смеется Света. - Кстати, ни Олежка, ни Лиза на него-то и не похожи.
Юлия ВАСИЛЬЕВА, Оренбург