В тени событий остаются миллионы людей

Feb 08, 2012 14:41



Петербург протестует. Фото: Сергей Чернов, отсюда

Материал газеты «Воля» #34, стр. 8

В крупных городах России этой зимой у продвинутой части населения сложилась новая привычка - хождение на митинги за честные выборы. Раз ходит продвинутая часть, хожу и я. Чем я, собственно, хуже? Слушала речи выступающих и пыталась разобраться в том, к кому они обращаются и попадаю ли я под те категории, которые политики, деятели культуры и разного рода уважаемые или мною совсем не уважаемые персоны сочли достойными упоминания. Обращения прозвучали в адрес российских граждан, избирателей или просто русских. Быть может, я что-то пропустила, но мне кажется, что я всё же достаточно внимательно следила за выступлениями с трибун. Приходится констатировать, что я своим участием в этих мероприятиях хоть и внесла лепту в прибавление численности протестующих, всё же моё присутствие было не в счёт. Я - не избиратель, я не русская и являюсь я по паспорту гражданкой не этой великой и могучей страны, а другой. Короче, я мигрант и вхожу в нынешнюю российскую повестку дня - как официозную, так и протестную - разве что в отрицательном качестве.

Отношение ко мне и многочисленным живущим в России не-гражданам выражается отнюдь не только в грубых формах обращений. Такое, безусловно, имеет место, но это обстоятельство настолько очевидно, что пропускаю описание подобных эпизодов, дабы не излагать и без того известную картину. Гораздо интереснее мне представляется то обстоятельство, что в современном русском языке не предусматривается обращение одним словом ко всем, кто ныне живет на русской земле. При этом совершенно не имеет значения, на каком основании люди здесь проживают и на протяжении какого срока. Они здесь, и этого достаточно для того, чтобы оказаться достойными обращения. Индивидуальные обращения, разумеется, существуют в изобилии, в то время, как обозначение всех людей, находящихся на территории России на вполне законных основаниях, по совокупности в концепцию не входит. Давайте оставим на минуту проблему так называемой «нелегальной» иммиграции. В отношении тех, кто по тем или иным причинам не смог узаконить своё пребывание, дело обстоит понятно - для простоты их называют «нелегалами».

Впрочем, под категорию «граждане» приезжие из других стран не подпадают по определению, ведь они, т.е. мы (и я) - иностранцы. Считается, что все граждане равны, но иностранцы не равны, они обладают большими обязанностями, чем российские граждане, но прав у них намного меньше. Российскому гражданину трудно нарушать закон об иностранцах, а иностранец не только в выборах даже на местном уровне участвовать не может, он или она может нарушить целый комплекс законов и правил разного уровня, ограничивающих приём на работу, свободу передвижения и много чего ещё. Вы говорите, бороться за избирательное право нам не стоит хотя бы потому, что в России оно не осуществляется даже по отношению к её собственным гражданам? Ну, это не аргумент, а отговорка. Если бы вы жили в другой стране на постоянной основе, скажите, вам хотелось бы платить налоги (для вашей справки - иностранцы в России платят больше, чем «коренные жители») и сталкиваться с массой ограничений? Или вам хотелось бы всё же проявлять себя как все и определять свою судьбу в том числе и через выборы?

Можно, конечно же, принять российское гражданство. Но это, во-первых, ничего не изменит в плане внешности и физиономии. Бьют ведь не по паспорту, но это - к слову. А, во-вторых, настоящим гражданином РФ даром не станешь. Её высокое гражданство можно приобрести только отказавшись от своего, прежнего. Учитывая вредную привычку российских чиновников признавать выданные ранее бывшим иностранцам российские паспорта спустя некоторое время недействительными, такой отказ может обойтись дорого. Принуждение к проявлению лояльности только по отношению к одной стране вообще попахивает феодализмом.

Бывший и будущий президент Владимир Путин в своей второй предвыборной статье, посвящённой «национальному вопросу», высказался за введение уголовной ответственности за нарушение миграционных правил. Ещё он там призывает с уважением относиться к культурным и историческим традициям русского и всех других народов России. К мигрантам, однако, следует относиться как к потенциальным уголовникам. Такая трактовка, увы, прямо-таки навязывается. С трибун хотелось бы услышать другое видение совместного будущего. И если вы хотите заручиться поддержкой мигрантов, то не игнорируйте их, а обращайтесь с ними как с достойными гражданами.

Л. С.

Скачать 34-й номер «Воли» можно в двух версиях, поcтранично, что удобно для печати на принтере (весит почти 6 мегабайт), и поразворотно, для любования с монитора на красоту разворотов (весит столько же).

миграция, #34, митинги, аналитика, антифашизм, движение за перемены в России

Previous post Next post
Up