Артём Лоскутов: Необходимо делать персональное высказывание

Feb 02, 2012 21:18



Артём Лоскутов

Материал газеты «Воля» #34, стр. 4-5

Артём Лоскутов на сегодня - один из наиболее известных в стране жителей Новосибирска. Молодой художник, один из придумщиков и организаторов знаменитых Монстраций (то есть демонстраций с абсурдистскими лозунгами), в 2009 году он попал в оборот местного Центра по борьбе с экстремизмом. Лоскутову были подброшены несколько граммов травы, сам он - арестован, и только мощная кампания солидарности, прокатившаяся по стране и миру, вытащила Артёма из тюрьмы и заставила суд свести дело к штрафу, а не к отсидке. Сегодня Артём Лоскутов, снявший в прошлом году вместе с Дмитрием Марголиным документальный фильм о Сибири под красноречивым названием «Нефть в обмен на ничего», снова находится под ударом судебно-полицейской системы.

Мы попросили Артёма рассказать о том, что происходило в Новосибирске в декабре и о том, что происходит сейчас.



Фото: Дмитрий Марголин, http://blog.visart.biz/

Насколько я знаю, Новосибирск дал третий результат численности митингов 10 декабря по стране - после Москвы и Питера, но потом всё довольно быстро сдулось. С чем ты связываешь такое скукоживание?

Действительно, 10 декабря на новосибирский митинг (а формально - пикет) вышло порядка 5000 человек, и из местных политических событий я не помню каких-либо с большей численностью. Даже последняя Монстрация собрала на тысячу участников меньше, и нужно ещё учитывать погоду - 10 декабря в Новосибирске было 20 градусов мороза.

24 декабря в шествии и митинге, по самым оптимистичным подсчётам, участвовало уже тысячи полторы, и сейчас я не вижу поводов, по которым 4 февраля могло бы прийти больше людей.

Причины скукоживания - наверное, в некоторой «второстепенности» региональных митингов - требования на них идентичны требованиям, озвученным на Болотной площади или на проспекте Сахарова, обращены они также к Кремлю, при этом московские митинги, понятное дело, многочисленнее, да и к Кремлю куда ближе - и оттого, вроде бы, для него опаснее. Возникает ощущение, что свою солидарность достаточно было показать один раз - а там пусть в Москве сами разбираются.

На это накладывается неопытность организаторов - в первый раз на пикете, не подразумевающем использования звукоусиления, «трибуну» захватили представители КПРФ и националисты с мегафонами - и слушать их демагогию, понятное дело, никому не хотелось. Во второй раз за уже «свободный микрофон» на трибуне устроили драку, но к качественным изменениям в речах выступающих это не привело. Не знаю, что могло бы заставить людей прийти и смотреть на это ещё раз, учитывая что сейчас на градуснике -27.

Хотя нет, знаю же. И десятое, и двадцать четвёртое сделали власти. Если бы не их действия и заявления, никакие организаторы не собрали бы больше нескольких сотен, как это почти всегда и бывает.

Есть ли надежда, что к 4 февраля жители Новосибирска снова воспрянут и покажут хорошую массовость на протестной акции? Кто-нибудь работает над воплощением этой надежды в жизнь?

Какой-то оргкомитет существует, да, но особенных надежд на его усилия я не возлагаю. Если вернуться к моему предыдущему предположению, и вспомнить пресс-конференцию Путина с его бандерлогами и презервативами, которая состоялась за пару дней до митингов 24-го - то нужно понимать, что он один за пару часов увеличил численность этих митингов в несколько раз. Если произойдёт что-то подобное - массовость будет. Кроме того, нужно понимать, что к митингу 4 февраля у всех отношение как к чему-то проходному - все ждут президентских выборов и того, что последует за ними. Уже понятно, что они будут проведены, уже понятно, что не будет пересмотра итогов парламентских выборов, в общем, нет интриги.



Фото: Дмитрий Марголин, http://blog.visart.biz/

На одном новосибирском блоге (http://blog.visart.biz/2011/12/2525) я читал, что есть даже идея гнать подальше все партии от оргкомитета протестного движения. Ты разделяешь это мнение? Насколько это мнение стало руководством к действию для оргкомитета акции 4 февраля?

Я разделяю это мнение, и чем дальше, тем сильнее, но, боюсь, оргкомитет на себя такой смелости не возьмёт - идея не допускать «политиков» до трибуны была и в прошлый раз, и даже была утверждена, вместе с ограничением количества партийных флагов до пяти одинаковых от каждой партии или секты, но, придя на митинг, я сразу же увидел, что «имперок» явно больше пяти, и на мои вопросы один из организаторов ответил, что «эти правила отменили». Как, кто, когда и почему - загадка.

Будь я сейчас в оргкомитете - гнал бы поганой метлой всех знаменосцев. Идёшь на митинг - бери лозунг, и желательно связанный с темой митинга, а не с твоими персональными комплексами и перверсиями. Мне неинтересны цвета ваших флагов, под которым, ok, признаю, вы можете собрать все вместе несколько сотен человек, но несколько тысяч при этом откажутся приходить, потому что не хотят быть вашей массовкой.



Фото: Дмитрий Марголин, http://blog.visart.biz/

Субкультурный вопрос )) Как думаешь, многолетний опыт Монстраций сказался на массовости первой декабрьской акции в Новосибирске? Или он сказался на чём-то другом? Насколько опыт, полученный на Монстрациях, пригождается сегодня?

Я думаю, что опыт Монстраций показал или предложил доступную форму участия в этих митингах. Можно предположить, что многих до некоторых пор останавливало вот что: Путин надоел, но и те, кто против него (тут сразу в памяти возникают несколько фамилий особо публичных оппозиционеров, как бы представляющих тех, кто не согласен с победой ЕР) не выглядят особенно привлекательно. То есть, хочется как-то уже и несогласие своё выразить, но и статистом быть неохота. Выход - приходить со своим лозунгом, делать персональное высказывание, использовать язык иронии, какие-нибудь каламбуры - через шутку люди способны говорить на какие угодно серьёзные темы. Насколько этот опыт оказался важен - можно судить по доле пришедших на митинг с такими вот плакатами - с которыми бы они и на Монстрации смотрелись органично. Мне кажется, они составляли существенную часть и в Новосибирске, и в Москве, и в других городах.

Смех - это, в общем, важное оружие, не стоит его недооценивать, тем более в той ситуации, когда за настоящее оружие браться никто не собирается.

Твой с соавторами фильм «Нефть в обмен на ничего» - какова его прокатная судьба? Где он уже был показан? Как принимают его зрители - в Сибири и не в Сибири?

Показы в основном такие, по-DIY: пара в Новосибирске, три в Москве - в феврале Frontline предлагает сделать четвёртый, по одному в Питере, Барнауле, Тюмени, Минске и Киеве. На днях будет ещё Иркутск и Томск - до Томска с соавторами доедем на дискуссию. Ещё хочется показать в Кемерове и Красноярске - там снимали, возможно, в области покажем - в Оби и Бердске была инициатива. Из дальнего зарубежья есть варианты с Прагой, Берлином, Лондоном, Нью-Йорком, и, кажется, Токио - со всеми пока на стадии переговоров.

Если где-то есть инициатива устроить показ - я к таким предложениям открыт, копию даю, списаться можно через форму на http://oil-for-nothing.ru , там же фильм будет доступен для просмотра целиком ближе к концу февраля - до тех пор в сети его можно не искать.

Принимают, в общем, везде с интересом. В том числе и в Москве, хотя, казалось бы, есть в фильме к этому городу некоторые претензии. Впрочем, внимательный зритель поймёт, что претензии не столько к абстрактной Москве, сколько к конкретным обитателями Кремля, выстроившим такие гиперцентрализованные властную и налоговую системы, которые приводят к тем проблемам, о которых в фильме говорится, и на которые намекается.



Москва, 17 января 2012 г. Артём Лоскутов на собрании инициативной группы протестного движения. Фото: Андрей Лукьянов

На чём основан твой оптимизм сегодня - если, конечно, у тебя есть оптимизм?

Я спросил у твиттера, твиттер сказал, что «Оптимизм всегда иррационален. Как и пессимизм, впрочем», «Настоящий оптимизм - это уверенность в том, что ты делаешь всё не для себя, а для людей», а также: «Я котичка, и это внушает оптимизм». Можно я вот так отвечу?

Вопросы: Влад Тупикин

Фото: Дмитрий Марголин, http://blog.visart.biz/ и Андрей Лукьянов

Скачать 34-й номер «Воли» можно в двух версиях, поcтранично, что удобно для печати на принтере (весит почти 6 мегабайт), и поразворотно, для любования с монитора на красоту разворотов (весит столько же).

интервью, #34, новосибирск, митинги, движение за перемены в России, искусство

Previous post Next post
Up