Сидение Царя Михаила Феодоровича с боярами в государевой комнате
Худ. А. РЯБУШКИН
В своей домашней жизни московские Государи являлись образцом умеренности и простоты. Они вставали обыкновенно в четыре часа утра. Умывшись и одевшись, Государь шел прямо в крестовую, где его ожидал духовник или крестовой поп и крестовые дьяки; здесь он молился около четверти часа, при этом на аналой ставился образ того святого, память которого праздновалась в тот день. По окончании молитвы священник кропил Государя святой водой, называвшейся «праздничной»; она привозилась из разных монастырей и церквей всего государства, прославленных чудотворными иконами, где освящалась в дни храмовых праздников; затем крестовой поп читал духовное слово из особых сборников, составленных из поучений отцов Церкви, преимущественно - Иоанна Златоуста.
Прослушав поучение, Государь посылал ближнего человека спросить Государыню о ее здоровье, если почивал особо, а затем сам шел к ней здороваться, после чего они вместе отправлялись в одну из своих домашних церквей слушать заутреню, а иногда и раннюю обедню. В это время все бояре, думные и ближние люди собирались во дворец, чтобы ударить челом Государю, а затем присутствовать в Государевой думе.
Поздоровавшись с боярами, Царь шел в сопровождении их всех к поздней обедне, служившейся в одной из придворных церквей. Тут же иногда он принимал и бояр. Затем Государь возвращался в комнату и слушал доклады и челобитные, а в известные дни присутствовал и в думе. После приема докладов или сидения в думе Государь шел обедать, обыкновенно после полудня. Обеденный стол Царя отличался крайней умеренностью.
Послеобеденное время назначалось для отдыха. К вечеру во дворец съезжались снова все чины, и в сопровождении их он выходил в верховую или внутреннюю церковь к вечерне, а затем иногда опять собиралась дума и слушались дела. Обыкновенно же по окончании церковной службы и до вечернего кушанья Государь проводил время со своей семьей и самыми близкими людьми. Свой день он оканчивал в крестовой комнате, где молился перед сном около четверти часа.
В каждый церковный праздник совершалось торжественное богослужение в одном из Кремлевских соборов или же в приходской церкви, на которое Государь совершал богомольный выход в полном блеске и великолепии своего наряда и в сопровождении всего двора.
Особенно торжественно праздновалось Светлое Христово Воскресение, причем в течение всей Святой недели Царь принимал поздравления от людей различного рода занятий и званий, жаловал каждого к руке и оделял всех крашеными яйцами.
Накануне или в самые дни великих праздников, на Рождество, на Светлый день, в прощальные дни масленицы и Страстной недели, особенно же в Великую Пятницу, Государь скрытно, только в сопровождении небольшого отряда доверенных слуг, выходил из дворца в городские тюрьмы и богадельни, где и раздавал из собственных рук милостыню всем заключенным преступникам и пленным иноземцам, а в богадельнях - дряхлым, увечным, малолетним сиротам и всякого рода беднякам, каждому не меньше полтины, а многим по рублю, иным же по два, по три и по пять рублей - деньги огромные по тому времени. Проведав об этом выходе Государя, нищие собирались во множестве по пути его следования, и каждому из них особо он также подавал щедрую лепту из своих рук. Затем нищие собирались тоже у Лобного места, на Красной площади и близ Иверских ворот, где их оделяли от имени Государя доверенные лица; кроме того, они приглашались по некоторым дням на обед во дворцовые палаты, причем Государь иногда и сам обедал за столом «на нищую братию». В праздник Благовещения кормление нищих происходило часто в его собственных комнатах.
Так жил Василий III по обычаям своих предков; так же жили московские Государи и после него - в XVI и в XVII веках.
А. НЕЧВОЛОДОВ
«Сказания о Русской земле»