«Заря таинственного дня»

Aug 28, 2015 11:59

15/28 августа - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы



Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Успение Божией Матери - праздник завершения скорбей земной жизни Девы Марии. Но неужели кончина человека может стать поводом для торжества? Во всем мире во все времена смерть традиционно воспринималась как ужас и горе, как глубочайшее несчастье. Многие люди боялись даже думать о ней и потому разными способами, например, с помощью лжерелигий и философии, старались заглушить в себе мысли о неизбежном завершении земного бытия человека. Такие несчастные есть и теперь, равно как и иные - мнимые богословы, пытающиеся противоречить Самому Богу, представляя смерть как полное уничтожение личности. Эти люди, движимые своими искаженными понятиями о любви, «подправляют» Божественное откровение о загробной участи грешников и наделяют Бога неким «сверхчеловеколюбием», утверждая, что Он не станет вечно мучить законопреступников в аду. Гордость ума, увы, не позволяет им примириться с Господом. Но как же трудно этим горе-учителям и их последователям жить в постоянном противлении внутреннему голосу совести, гласу Вечности, предчувствию, что наше бытие не кончается после смерти тела! А слово Божие непреложно, Спаситель недвусмысленно предупреждает: И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46).


О вечности грядущего наказания грешников в Евангелии и посланиях апостолов говорится неоднократно: Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению (Мк. 3, 29); Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовестию Господа подвергнутся наказанию, вечной погибели (2 Фес. 1, 9). Об этом же единодушно свидетельствуют Святые Отцы Церкви. Однако, несмотря на столь явные указания, еще в первой половине III века Александрийский пресвитер Ориген стал учить, что в конце времен все разумные существа - и нечестивые люди, и даже демоны - спасутся. Эта ересь была осуждена на четырех Поместных Соборах, а затем на Пятом Вселенском, и последующие Вселенские Соборы Святых Отцов подтвердили ее анафематствование. Но, к сожалению, в наш век Оригеново лжеучение о всеобщем спасении тщанием отступивших от истины модернистов вновь проникло в Православную Церковь и заражает неокрепшие в вере умы. В частности, его проповедует Алексей Ильич Осипов - известный профессор, считающийся богословом; в связи с этим несколько лет назад он был соборно осужден монахами Святой Горы Афон. О причине распространения сей богопротивной ереси преподобный Иоанн Лествичник пишет так: «Все, а особенно падшие в грех, должны беречься, чтобы не допустить в сердце свое недуг безбожного Оригена; ибо скверное его учение, внушая о Божием человеколюбии [и милосердии], весьма приятно людям сластолюбивым». Действительно, как правило люди, отрицающие Вечную Жизнь, время своего земного существования проводят в ненасытном, хищническом потреблении благ мира сего. И, превращая это в самоцель, они безудержно расходуют его на ублажение своего эгоизма, и так постепенно их жизнь совершенно утрачивает всякий смысл.

Но смерть Девы Марии раскрывает нам абсолютно иную картину бытия, в которой земная жизнь устремлена к небесному и полностью проникнута вечным, так что конец ее - уже не страшное поражение, а победа и радость начала нескончаемого блаженства. В церковном песнопении Богородица именуется «Зарей таинственного дня». Мы еще вернемся к этому эпитету, а сейчас кратко вспомним само событие Ее Успения.

Незадолго до кончины Матерь Божия стала часто уединяться для молитвы на Елеонской горе, где Она в последний раз видела Своего Сына в день Его Вознесения. Там Она обращала взоры к Небу, желая вновь узреть возлюбленное Чадо и Господа. Ей было уже около 60 лет, и ожидание встречи с Тем, в Ком заключался смысл Ее жизни, к Кому Она имела великую и безконечную любовь и стремилась всей душой, становилось все более напряженным. Но при этих нелегких переживаниях Пречистую никогда не покидало чувство глубокого смирения перед Промыслом Божиим. И вот наконец пришел тот час, когда во время молитвы к Ней вновь, как прежде при Благовещении, явился Архангел Гавриил, принесший долгожданную весть. По слову небесного посланника через три дня Она должна была завершить свою земную жизнь, душой преселившись в Царство Ее дорогого Сына и Господа Иисуса Христа. Светлая, неземная радость охватила Деву Марию, когда Архангел вручил Ей ветвь от Райского древа Жизни, чтобы тем самым удостоверить в скорой встрече со Христом.

В час прощания со здешним миром Богородица пожелала видеть возле Себя самых близких Ее сердцу людей - друзей Христовых, святых апостолов, и своих земных сродников. Чудесным образом в день Ее кончины все они, кроме апостола Фомы, собрались к Ее одру. В утешение Богоматерь открыла им тайну Божественного Промысла о том, что по смерти Она станет Ходатаицей за всех христиан, не оставит земной мир и будет посещать и хранить верующих в Ее Сына людей. Это ободряющее обетование нашло отражение в праздничном тропаре: «В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице…»

В момент блаженного преставления Божией Матери ярко горели свечи в руках апостолов, воспевавших псалмы и молитвы. И вдруг всю комнату озарил необыкновенный свет, и они в изумлении увидели, что потолок и стены исчезли и сверху, окруженный сонмом Ангелов, к ним сошел Сам Христос. Приветствуя Сына со своего смертного одра, Богородица тихо произнесла: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем!» И, сомкнув телесные очи, предала душу Свою в Его руки. А затем при пении Ангелов: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», Христос с душой Своей Матери снова вознесся на Небо, в Царство Бога Отца, туда, где обитают победители смерти и торжествует Жизнь Вечная.

Пречистое тело Богоматери было с трепетом погребено апостолами в Гефсиманской пещере, рядом с гробницами Ее праведных родителей Иоакима и Анны. Не отходя от могилы, ученики Христовы непрерывно совершали моления. Апостол Фома прибыл ко гробу Владычицы лишь на третий день по Успении и сильно опечалился тем, что не успел с Ней проститься. Тогда апостолы решились открыть пещеру, чтобы он смог поклониться и приложиться к нетленному телу Богородицы. Но, убрав заграждавший вход камень, они с великим изумлением увидели, что Ее пречистого тела во гробе нет! Апостолы недоумевали и не знали, как поступить, но чувствовали, что с телом Пресвятой Девы совершилось нечто дивное и величественное. Возблагодарив Бога, они закрыли пещеру и возвратились в дом, где обыкновенно собирались для молитвы. Их не покидало ощущение ожидания и надежды на то, что это таинственное исчезновение есть дело особого Промысла Божия. И вскоре, во время трапезы, в сиянии небесного света, окруженная Ангелами апостолам неожиданно предстала в земном теле Сама Пречистая Дева и Своим телесным воскресением разрешила все их сомнения, повторив обетование: «Я с вами буду, когда будет нужда, во все дни до скончания века».

В песнопении праздника о воскресении Богородицы поется: «На безсмертное Твое Успение, Богородице Мати Живота, облацы апостолы по воздуху восхищаху…» Какие удивительные слова: «Безсмертное Успение», т. е. смерть безсмертная! Вот она, «Заря таинственного дня»: Богородица воскресла, как и Господь наш Иисус Христос. Разница между Ней и Господом в данном случае состоит лишь в том, что Она была зачата земными родителями, и над Ней, как и над всеми нами, по рождении тяготел первородный грех. Воскрешение из мертвых Пресвятой Девы было совершено именно для того, чтобы люди знали, что с момента Восстания Христова воскресение принадлежит не только Ему, Богочеловеку, но и всякому уверовавшему в Него земнородному. Как утренняя заря предшествует наступлению нового дня, так заря воскресения Богоматери предвозвещает иной, пока еще таинственный для нас день будущей Жизни.

И потому Успение Пречистой учит нас помышлять о нашей кончине не как о конце всего, но как о начале, о пасхальном переходе от смерти к новой жизни. Не ужас, не отчаяние, а вера, надежда и любовь должны сопутствовать нашему преставлению. Всякий страх, внушаемый врагом спасения, чающим поработить христиан и подчинить себе, своим правилам их духовную жизнь, надо гнать - особенно нам, верующим последнего времени. Мы должны быть необычайно храбрыми и безконечно смелыми, потому что за наше спасение ратуют и Христос, и Богородица. Они дают нам как опору и щит твердую заповедь: никогда не отчаиваться! И сколько бы мы ни грешили, сколько бы ошибок ни сделали - все поправимо! Пока мы живем, мы имеем возможность покаяться - а значит, надежду спастись.

С каждым ударом сердца приближается момент нашего перехода в Жизнь Вечную. Но на жизненном пути возникают преграды - уловки противника Божия, диавола. Ибо настоящая, воистину ужасная смерть - это смерть человеческого духа. Вот ее и готовит он для тех, кого сразит своими орудиями: клеветой, ложью, гордыней, безудержной злобой, завистью, грехолюбием и страхованиями. Этими средствами он пленяет людей в земной, временной жизни, заставляя их служить только плоти и склоняя к забвению Бога. Вставший на такой путь человек лишается духовного разума, и его посещает, по слову Господню, дух заблуждения, дух лестчий - так что он верит не истине, а лжи, хотя по наружному своему облику, словам и поступкам вроде бы остается христианином. Но о сих мнимых, внешних «христианах» Господь изрек: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Мф. 15, 8-9).

А для смелых и любящих Господа смерть за Него - лишь Успение, сон, за которым последует пробуждение к Жизни Вечной. И Матерь Божия - из нашего рода человеческого, в молитвах за нас неусыпающая, Та, Которую смерть не удержала, - вдохновит нас на дерзновение и будет сопровождать до этих светлых дверей успения и встречать всех, претерпевших испытания ради Ее Сына до конца. С истинной верой и любовью приступают к этим Царским Вратам, становясь причастниками Царства Небесного - той жизни, где никто нас не обидит, где не будет зависти, злобы и страха. Вдумайтесь только: это состояние вечной радости - ради него можно принять и перенести во временной жизни любые невзгоды! Вот тогда наша смерть подлинно станет не разлукой, а соединением, не рыданием, а ликованием, не поражением, а победой!

Именно эту победу и празднуем мы в день Успения Пресвятой Богородицы. И молясь перед Ее плащаницей, наши души должны наполняться и просвещаться лучами светлой зари грядущего дня Жизни Вечной. С Праздником! С Богородичной Пасхой! Аминь.

Протоиерей Георгий ВАХРОМЕЕВ,

настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва

модернизм, Ориген, Успение, профессор Осипов, проповедь, Царство Небесное, Георгий Вахромеев

Previous post Next post
Up