15/28 августа - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Успение Божией Матери - праздник завершения скорбей земной жизни Девы Марии. Но неужели кончина человека может стать поводом для торжества? Во всем мире во все времена смерть традиционно воспринималась как ужас и горе, как глубочайшее несчастье. Многие люди боялись даже думать о ней и потому разными способами, например, с помощью лжерелигий и философии, старались заглушить в себе мысли о неизбежном завершении земного бытия человека. Такие несчастные есть и теперь, равно как и иные - мнимые богословы, пытающиеся противоречить Самому Богу, представляя смерть как полное уничтожение личности. Эти люди, движимые своими искаженными понятиями о любви, «подправляют» Божественное откровение о загробной участи грешников и наделяют Бога неким «сверхчеловеколюбием», утверждая, что Он не станет вечно мучить законопреступников в аду. Гордость ума, увы, не позволяет им примириться с Господом. Но как же трудно этим горе-учителям и их последователям жить в постоянном противлении внутреннему голосу совести, гласу Вечности, предчувствию, что наше бытие не кончается после смерти тела! А слово Божие непреложно, Спаситель недвусмысленно предупреждает: И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46).
О вечности грядущего наказания грешников в Евангелии и посланиях апостолов говорится неоднократно: Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению (Мк. 3, 29); Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовестию Господа подвергнутся наказанию, вечной погибели (2 Фес. 1, 9). Об этом же единодушно свидетельствуют Святые Отцы Церкви. Однако, несмотря на столь явные указания, еще в первой половине III века Александрийский пресвитер Ориген стал учить, что в конце времен все разумные существа - и нечестивые люди, и даже демоны - спасутся. Эта ересь была осуждена на четырех Поместных Соборах, а затем на Пятом Вселенском, и последующие Вселенские Соборы Святых Отцов подтвердили ее анафематствование. Но, к сожалению, в наш век Оригеново лжеучение о всеобщем спасении тщанием отступивших от истины модернистов вновь проникло в Православную Церковь и заражает неокрепшие в вере умы. В частности, его проповедует Алексей Ильич Осипов - известный профессор, считающийся богословом; в связи с этим несколько лет назад он был соборно осужден монахами Святой Горы Афон. О причине распространения сей богопротивной ереси преподобный Иоанн Лествичник пишет так: «Все, а особенно падшие в грех, должны беречься, чтобы не допустить в сердце свое недуг безбожного Оригена; ибо скверное его учение, внушая о Божием человеколюбии [и милосердии], весьма приятно людям сластолюбивым». Действительно, как правило люди, отрицающие Вечную Жизнь, время своего земного существования проводят в ненасытном, хищническом потреблении благ мира сего. И, превращая это в самоцель, они безудержно расходуют его на ублажение своего эгоизма, и так постепенно их жизнь совершенно утрачивает всякий смысл.
Но смерть Девы Марии раскрывает нам абсолютно иную картину бытия, в которой земная жизнь устремлена к небесному и полностью проникнута вечным, так что конец ее - уже не страшное поражение, а победа и радость начала нескончаемого блаженства. В церковном песнопении Богородица именуется «Зарей таинственного дня». Мы еще вернемся к этому эпитету, а сейчас кратко вспомним само событие Ее Успения.
Незадолго до кончины Матерь Божия стала часто уединяться для молитвы на Елеонской горе, где Она в последний раз видела Своего Сына в день Его Вознесения. Там Она обращала взоры к Небу, желая вновь узреть возлюбленное Чадо и Господа. Ей было уже около 60 лет, и ожидание встречи с Тем, в Ком заключался смысл Ее жизни, к Кому Она имела великую и безконечную любовь и стремилась всей душой, становилось все более напряженным. Но при этих нелегких переживаниях Пречистую никогда не покидало чувство глубокого смирения перед Промыслом Божиим. И вот наконец пришел тот час, когда во время молитвы к Ней вновь, как прежде при Благовещении, явился Архангел Гавриил, принесший долгожданную весть. По слову небесного посланника через три дня Она должна была завершить свою земную жизнь, душой преселившись в Царство Ее дорогого Сына и Господа Иисуса Христа. Светлая, неземная радость охватила Деву Марию, когда Архангел вручил Ей ветвь от Райского древа Жизни, чтобы тем самым удостоверить в скорой встрече со Христом.
В час прощания со здешним миром Богородица пожелала видеть возле Себя самых близких Ее сердцу людей - друзей Христовых, святых апостолов, и своих земных сродников. Чудесным образом в день Ее кончины все они, кроме апостола Фомы, собрались к Ее одру. В утешение Богоматерь открыла им тайну Божественного Промысла о том, что по смерти Она станет Ходатаицей за всех христиан, не оставит земной мир и будет посещать и хранить верующих в Ее Сына людей. Это ободряющее обетование нашло отражение в праздничном тропаре: «В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице…»
В момент блаженного преставления Божией Матери ярко горели свечи в руках апостолов, воспевавших псалмы и молитвы. И вдруг всю комнату озарил необыкновенный свет, и они в изумлении увидели, что потолок и стены исчезли и сверху, окруженный сонмом Ангелов, к ним сошел Сам Христос. Приветствуя Сына со своего смертного одра, Богородица тихо произнесла: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем!» И, сомкнув телесные очи, предала душу Свою в Его руки. А затем при пении Ангелов: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», Христос с душой Своей Матери снова вознесся на Небо, в Царство Бога Отца, туда, где обитают победители смерти и торжествует Жизнь Вечная.
Пречистое тело Богоматери было с трепетом погребено апостолами в Гефсиманской пещере, рядом с гробницами Ее праведных родителей Иоакима и Анны. Не отходя от могилы, ученики Христовы непрерывно совершали моления. Апостол Фома прибыл ко гробу Владычицы лишь на третий день по Успении и сильно опечалился тем, что не успел с Ней проститься. Тогда апостолы решились открыть пещеру, чтобы он смог поклониться и приложиться к нетленному телу Богородицы. Но, убрав заграждавший вход камень, они с великим изумлением увидели, что Ее пречистого тела во гробе нет! Апостолы недоумевали и не знали, как поступить, но чувствовали, что с телом Пресвятой Девы совершилось нечто дивное и величественное. Возблагодарив Бога, они закрыли пещеру и возвратились в дом, где обыкновенно собирались для молитвы. Их не покидало ощущение ожидания и надежды на то, что это таинственное исчезновение есть дело особого Промысла Божия. И вскоре, во время трапезы, в сиянии небесного света, окруженная Ангелами апостолам неожиданно предстала в земном теле Сама Пречистая Дева и Своим телесным воскресением разрешила все их сомнения, повторив обетование: «Я с вами буду, когда будет нужда, во все дни до скончания века».
В песнопении праздника о воскресении Богородицы поется: «На безсмертное Твое Успение, Богородице Мати Живота, облацы апостолы по воздуху восхищаху…» Какие удивительные слова: «Безсмертное Успение», т. е. смерть безсмертная! Вот она, «Заря таинственного дня»: Богородица воскресла, как и Господь наш Иисус Христос. Разница между Ней и Господом в данном случае состоит лишь в том, что Она была зачата земными родителями, и над Ней, как и над всеми нами, по рождении тяготел первородный грех. Воскрешение из мертвых Пресвятой Девы было совершено именно для того, чтобы люди знали, что с момента Восстания Христова воскресение принадлежит не только Ему, Богочеловеку, но и всякому уверовавшему в Него земнородному. Как утренняя заря предшествует наступлению нового дня, так заря воскресения Богоматери предвозвещает иной, пока еще таинственный для нас день будущей Жизни.
И потому Успение Пречистой учит нас помышлять о нашей кончине не как о конце всего, но как о начале, о пасхальном переходе от смерти к новой жизни. Не ужас, не отчаяние, а вера, надежда и любовь должны сопутствовать нашему преставлению. Всякий страх, внушаемый врагом спасения, чающим поработить христиан и подчинить себе, своим правилам их духовную жизнь, надо гнать - особенно нам, верующим последнего времени. Мы должны быть необычайно храбрыми и безконечно смелыми, потому что за наше спасение ратуют и Христос, и Богородица. Они дают нам как опору и щит твердую заповедь: никогда не отчаиваться! И сколько бы мы ни грешили, сколько бы ошибок ни сделали - все поправимо! Пока мы живем, мы имеем возможность покаяться - а значит, надежду спастись.
С каждым ударом сердца приближается момент нашего перехода в Жизнь Вечную. Но на жизненном пути возникают преграды - уловки противника Божия, диавола. Ибо настоящая, воистину ужасная смерть - это смерть человеческого духа. Вот ее и готовит он для тех, кого сразит своими орудиями: клеветой, ложью, гордыней, безудержной злобой, завистью, грехолюбием и страхованиями. Этими средствами он пленяет людей в земной, временной жизни, заставляя их служить только плоти и склоняя к забвению Бога. Вставший на такой путь человек лишается духовного разума, и его посещает, по слову Господню, дух заблуждения, дух лестчий - так что он верит не истине, а лжи, хотя по наружному своему облику, словам и поступкам вроде бы остается христианином. Но о сих мнимых, внешних «христианах» Господь изрек: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Мф. 15, 8-9).
А для смелых и любящих Господа смерть за Него - лишь Успение, сон, за которым последует пробуждение к Жизни Вечной. И Матерь Божия - из нашего рода человеческого, в молитвах за нас неусыпающая, Та, Которую смерть не удержала, - вдохновит нас на дерзновение и будет сопровождать до этих светлых дверей успения и встречать всех, претерпевших испытания ради Ее Сына до конца. С истинной верой и любовью приступают к этим Царским Вратам, становясь причастниками Царства Небесного - той жизни, где никто нас не обидит, где не будет зависти, злобы и страха. Вдумайтесь только: это состояние вечной радости - ради него можно принять и перенести во временной жизни любые невзгоды! Вот тогда наша смерть подлинно станет не разлукой, а соединением, не рыданием, а ликованием, не поражением, а победой!
Именно эту победу и празднуем мы в день Успения Пресвятой Богородицы. И молясь перед Ее плащаницей, наши души должны наполняться и просвещаться лучами светлой зари грядущего дня Жизни Вечной. С Праздником! С Богородичной Пасхой! Аминь.
Протоиерей Георгий ВАХРОМЕЕВ,
настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва