Угра в окрестностях Владимирского скита
В день празднования Владимирской иконе Богоматери, 23 июня / 6 июля, Русская Православная Церковь вспоминает спасение в 1480 году Пресвятой Богородицей Москвы и всей России от нашествия хана Ахмата. Казалось бы, подобных дат в нашем церковном календаре немало - только в честь Владимирской иконы в течение года совершается несколько празднеств: 21 мая / 3 июня - в память избавления русской столицы от крымского хана Махмет-Гирея (в 1521 г.), и 26 августа / 8 сентября - в честь сохранения Москвы при нападении Тамерлана (в 1395 г.). Но именно этот день - 6 июля - выделяется особо среди всех похожих праздников, и произошедшее тогда событие считается наиболее значимым чудом от Владимирского образа Богородицы.
Дело в том, что спасение Москвы от войск хана Ахмата стало явлением, означающим полное освобождение наших предков от татаро-монгольского ига; фактически - это день нашей победы над татарами, победы решительной и окончательной. Ибо, как известно, после Куликовской битвы Русь еще целый век платила дань своим поработителям, а 6 июля 1480 года она наконец совершенно избавилась от насилия иноплеменников.
Ханское владычество над нашей Родиной, положенное Батыевым погромом, продолжалось почти два с половиной века. По оценкам историков, после татаро-монгольского вторжения 1238 года из десяти миллионов ее населения уцелело лишь два. На наших предков была наложена тяжкая дань - «выход». В год простой работник в те времена мог получить лишь рубль, но при этом в Орду он должен был выплатить от полтины до двух рублей! Вот почему для русских людей милость Царицы Небесной, в результате которой они обрели долгожданную свободу, стала неоценимой.
В этот великий по своему духовному значению день мы посетили Свято-Владимирский скит Тихоновой пустыни (в Калужской области), где отмечался престольный праздник.
Служба началась в 6 часов 35 минут с чтения Часов; затем совершалась Литургия, которую возглавил настоятель Тихоновой Пустыни архимандрит Тихон (Завьялов) в сослужении братии монастыря. Народу собралось относительно немного - небольшой скитский храм, стены которого украшают фрески, посвященные двунадесятым праздникам и чудесам от Владимирской иконы Божией Матери, вместил всех желавших помолиться. Древнерусские распевы, благоговейный монашеский дух и даже внешний вид прихожан, а особенно некоторых прихожанок, одежда которых была скроена по примеру той, что носили наши благочестивые прабабушки, - все окутывало душу благодатью родной старины.
По окончании Литургии состоялся крестный ход к месту стояния русских войск на реке Угре, где ныне установлен высокий деревянный поклонный крест. Возле него был отслужен молебен с поминовением воинов, павших в борьбе против татаро-монгольского ига, и возношением прошений о благостоянии нашей Российской державы. Затем архимандрит Тихон сказал краткое слово, после которого отцы, братия и сестры - всего человек 50 - вернулись крестным ходом в скит, где батюшка произнес еще одну проповедь.
Говоря о рабстве, отец Тихон отметил, что оно подразумевает такое состояние человека, когда тот, пребывая в неволе и выполняя порученную работу, вынужден трудиться сверх всяких сил. Его усталость, болезни, настроение и т. д. никого не интересуют. Испытывая телесную немощь, раб терпит свои скорби в одиночестве - хозяин не считает себя обязанным заботиться о его здоровье. Именно в таком положении находились наши предки во время татаро-монгольского владычества. А причиной, по которой Русь оказалась под этим игом, священник назвал междоусобные брани чад и потомков святого равноапостольного великого князя Владимира. За исключением святых Бориса и Глеба, почти все они участвовали в различных распрях. И когда на Русь пришли татары, то каждый пытался дать им отпор в одиночку, князья сражались разрозненными силами и потому все потерпели поражение. Архимандрит Тихон также отметил, что ордынцы были хорошо обученными воинами: по его словам, любой из них в минуту выпускал до 30 стрел и бил метко, хотя стрелял в движении, верхом на скачущем коне. Противостоять такой мощи раздираемая междоусобицами Русь не могла, и в итоге шесть поколений русских людей прожили в тяжком рабстве. «Одно слово „татарин“ приводило их в ужас», - подчеркнул настоятель. Однако нет худа без добра - более чем двухвековое закабаление помогло нашим предкам осознать и прочувствовать необходимость объединения и создания целостного сильного государства. И тогда они добровольно покорились власти Московских князей.
Особым, переломным моментом в борьбе за освобождение Руси, как рассказал священник, стало перенесение Владимирской иконы Божией Матери в Москву в 1395 году: с этим событием связано чудесное спасение столицы от нашествия орд Тамерлана. Несомненно, наши предки на протяжении десятилетий постоянно возносили молитвы Пречистой об избавлении Родины от татарского засилья и, наконец, наша Матерь - Царица Небесная - вняла их прошениям. «Спасение Руси совершилось не силой войск или искусством полководцев, - отметил батюшка, - а предстательством Матери Божией».
В 1480 году хан Ахмат со своими полчищами двинулся на Русь, чтобы наказать наш народ за неуплату дани. Не сразу великий князь Иоанн III решился на военное противостояние с Ордой, т. к. понимал, что его сил для этого недостаточно. По словам отца Тихона, робость эту поддерживали и некоторые советники - бояре, убеждавшие князя выплатить дань, откупиться, чтобы сохранить жизнь мужам и защитить от пленения жен и детей. В какой-то момент Иоанн III заколебался, но в решающий час получил укрепление от Московского митрополита Геронтия и Ростовского епископа Вассиана, напомнивших ему, что он - отец для всего русского народа и должен по евангельскому завету полагать за него жизнь (см.: Ин. 15, 13). Воодушевленный такими словами, князь отважился на борьбу с поработителями и был увенчан от Господа победой.
Храм в скиту в честь Владимирской иконы Божией Матери и преп. Сергия Радонежского
Поначалу, когда Иоанн III выдвинул свои войска к Угре, события развивались с переменным успехом. Татары многократно пытались форсировать реку, но всякий раз русские ратники отбивали их атаки. Стояние на Угре продолжалось шесть месяцев. В октябре, казалось, природа стала содействовать Ахмату и его батырам. Реку сковал лед, вражеская конница переправилась на противоположный берег, и великий князь отдал своим воинам приказ отступать до Боровского монастыря, надеясь, что его высокие стены и запас продовольствия позволят успешно держать оборону. Но дальнейшее развитие событий до сих пор вызывает недоумение у неправославных историков. Вместо того чтобы преследовать и осаждать русских, хан Ахмат тоже повелел своему войску отступать. А вскоре он погиб, в Орде начались раздоры и брани - и иго было сокрушено, рассыпавшись как бы само собой. Но для верующего сердца очевидно, что случившееся явилось чудом по ходатайству Пресвятой Богородицы.
Свой рассказ об истории праздника архимандрит Тихон завершил следующим выводом - наша Родина благоденствует и процветает лишь в том случае, когда сохраняется симфония государственной и церковной властей. Если Церковь, ее благотворное влияние на народ государством отрицается, если она пребывает в гонении, как это произошло в ХХ веке, тогда все общественные институты подвергаются разложению. Вот почему, подытожил настоятель, нам необходимо стремиться к единомыслию и единению во Христе и всячески избегать раздоров и распрей.
Святейший Патриарх Кирилл перед диорамой «Стояние на Угре»
После службы мы посетили экспозицию монастырского музея, главная достопримечательность которого - диорама приснопамятного живописца Павла Рыженко, посвященная празднуемому событию - 535-летию Стояния на реке Угре. Эта работа стала не только новой вершиной его творчества, но и своего рода финальным аккордом: сразу по ее завершении художник отошел ко Господу.
Диораму «Стояние на Угре» можно сравнить с аналогичными композициями других мастеров (например, с панорамой «Бородинская битва» Франца Рубо), но по многим параметрам она уникальна. Во-первых, работа Рыженко абсолютно точна физически - зритель находится в той самой точке, которая соответствует изображенному пространству, и если бы вокруг музея не было современных строений, то ему открылся бы точно такой же раскинувшийся вокруг ландшафт, как и на картине, тот же рельеф местности и перспектива. Но посетитель не просто попадает в место запечатленных событий - он испытывает и некий эффект перемещения во времени, ощущение собственного участия в Стоянии. Так, в композиции диорамы «Бородинская битва» видимость объема изображения достигается за счет размещения на переднем плане реальных объектов - фрагмента избы, колеса от телеги и проч. А диорама Рыженко сообщает ощущение реальности в несравненно большей степени, потому что в нее введены не только различные бытовые предметы, но и макеты человеческих фигур, использован ряд технических эффектов: свечение, задымление, звуки и даже запахи. Фигуры людей в диораме - это не просто одетые манекены, а настоящие произведения искусства, которые мог создать только большой художник - позы, выражения лиц, складки одежд, сползшая набок от резкого поворота сумка или оружие - каждая деталь тут не случайна, но находится «на своем месте и в своем времени», в общем, выраженном в работе как бы застывшем на миг движении.
Такое органичное сочетание живописи, реальных предметов и спецэффектов погружает нас в события 1480 года, с которых началось падение власти Орды и рождение нового русского независимого государства. Мы становимся свидетелями множества сцен. Вот князь принимает послание от прибывшего гонца. Вот русский витязь, уже по грудь углубившись в землю, роет могилу своему товарищу. В центре на небольшом холме возвышается крест, на котором теплится лампада. Справа стоит на коленях монах, помогая раненому русскому ратнику. Вдали - березовая роща в осеннем наряде. Золотая листва контрастно смотрится на темно-зеленом фоне елового перелеска и деревянных высоких крыш. Под березами - древнерусские могильные кресты. В середине диорамы - стан русского войска. Примерно в километре от зрителя (настолько реальна перспектива!) тонкой полоской тянется Угра и за ней - шатры хана Ахмата. Мы слышим голоса людей, колокольный звон, удары молота о наковальню…
Но все это производило бы лишь сильное эмоциональное впечатление, когда бы не дающие повода для глубоких размышлений скрытые знаки и символы, заложенные в произведение художником. Как и все полотна Рыженко, диорама «Стояние на реке Угре» весьма символична, и критики давно обратили внимание, что ее духовный подтекст выходит за рамки исторического содержания. В масштабной картине представлены три основы, звучащие лейтмотивом во всем творчестве Павла Рыженко: государственность (сильная власть), народность (готовность встать за общую идею) и духовность (сила единого духа и моральное превосходство). А условные первый и второй ярус диорамы разделяет на горизонте Угра, «Пояс Богородицы», существующий не только в природе, но и в душе каждого из нас как грань между добром и злом, светом и тьмой, - и зритель априори оказывается на стороне добра. Вот только часть символического содержания этой удивительной работы.
Сам художник в одном из последних интервью сказал, что его произведение - о зарождении многонациональной Империи. И действительно, каким-то невероятным образом чувствуешь, что и воины, и монахи, и князь - не просто «находятся в кадре», а стоят на своей собственной земле - великой и свободной. Для Руси, России «все только начинается», и этим ощущением вольности и самостояния веет от каждой детали.
Еще один скрытый смысловой пласт композиции - тема смерти, заметная в этой работе мастера сильнее, чем в прочих (за исключением, пожалуй, лишь росписи «Страшный Суд»): могила, которую копает ратник, на время отложивший свои доспехи и оружие; лежащий рядом натуральный могильный крест; кладбище под березами… Как мы помним, Стояние на Угре прошло без массового кровопролития и закончилось добровольным отступлением неприятеля, однако символы смерти присутствуют на полотне как явные маяки. Что это? Возможно, художник предчувствовал свою близкую кончину. Так или иначе, Павел Рыженко - один из истинных народных витязей, положивших свою жизнь в многовековой непрекращающейся до сих пор битве за Россию. Почти в одиночку он создал свой последний живописный шедевр высотой примерно в 7 и длиной - в 27 метров, и этот труд можно назвать его личным стоянием, его подвигом во славу Родины, ее минувших и будущих побед.
…Покидали мы Свято-Владимирский скит со светлым чувством приобщенности к русской старине, нашим православным корням, ко дню победы Русского мира над татаро-монгольским игом и с доброй памятью о Павле Рыженко - замечательном художнике и патриоте Отечества.
Александр МАЛИНИН