15/28 июля - 1000-летие со дня кончины св. равноап. Вел. Кн. Владимира
Православная Церковь 15/28 июля празднует память святого равноапостольного Великого Князя Владимира. Во время его правления в 988 году Древняя Русь приняла Крещение в православной купели. Со дня этого события, на многие столетия определившего духовные судьбы нашего народа, прошло более 1025 лет.
Взойдя на престол и постепенно набираясь опыта в ведении государственных дел, Владимир стремился к укреплению Руси и своей княжеской власти. Защищая западные границы государства, в 981 году он освободил от поляков Перемышль, Червень и Волынь, в 983-м сразился с литовским племенем ятвягов. А через год, подчинив своей власти многочисленные народы завоеванных областей и городов, предпринял большой поход против Волжской Булгарии и Хазарского каганата.
Политика укрепления единства Руси, проводимая Князем, затронула и языческие культы покоренных им племен. Главным богом Владимир объявил Перуна, «и поставил кумиры на холму вне двора теремного: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь». Желая воссоздать язычество во всей полноте, Великий Князь устраивал культовые торжества и игрища, сопровождавшиеся жертвоприношениями, состязаниями и поединками.
Летом 983 года, вернувшись из похода на ятвягов, он решил отпраздновать победу человеческим жертвоприношением. Для этой цели бросили жребий, который выпал на отрока Иоанна. Отец мальчика отказался отдать сына княжеским дружинникам и обличил языческих богов: «Не боги это, а простое дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Один, Ему служат греки и поклоняются; сотворил Он небо и землю, и звезды, и солнце, и человека, и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам!» Разъяренные язычники подрубили опоры дома христианина, крыша и стены его обрушились, и отец и сын погибли.
Это трагическое событие заставило Князя во многом переосмыслить свои взгляды, задуматься об истинной вере, начав ее поиски. Сыграло свою роль и отношение европейских христианских держав к языческой Руси как стране «варварской», что в определенной мере снижало ее авторитет на международной арене. К этому периоду относится повествование летописца о выборе веры.
Первыми в княжеский дворец явились посланники волжских булгар с проповедью мусульманства. Владимир отверг эту религию как совершенно чуждую славянству. Затем прибыли послы от папистов-латинян. Князь ответил католикам так: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Затем дворец посетили «хазарские евреи», т. е. придерживавшиеся иудаизма хазары, чья миссия также потерпела фиаско. Никак не сумели они возразить на справедливые недоумения Владимира: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?» Наконец, для свидетельства перед князем о православном вероучении в Россию приехал ученый богослов и философ из Константинополя. Большое впечатление на Владимира произвела икона, изображавшая Страшный Суд. «Если хочешь с праведниками справа стать, - обратился к нему философ, - то крестись».
Чтобы окончательно решить вопрос о принятии новой религии, Князь отправил в разные страны специальные посольства. Прибывшие из «греческой земли» не могли скрыть своего восхищения: «Ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».
Может показаться странным, что такие вроде бы малые детали, как впечатление от иконописного сюжета и рассказ послов, на века определили исторические судьбы страны. Но именно это и есть свидетельство истинности Православия и особого Промысла Божия о России.
Между тем, еще не сделав окончательного выбора, Владимир поначалу пытался решить вопрос принятия веры политическим путем, оспаривая у греков религиозное первенство. Снарядив многочисленное войско и флот, в 988 году Князь подступил к стенам крымской крепости Корсунь. Осада была долгой и изнурительной, гарнизон и жители города отбивали все приступы русских воинов. Но один из соратников Владимира передал из Корсуни о находящемся к востоку от крепости колодце, из которого вода по трубам поступала к осажденным. После того как этот источник перекрыли, изнемогшие от жажды защитники крепости вынуждены были сдаться. Добившись победы, Князь послал в Царьград письмо следующего содержания: «Вот, взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру-девицу: если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». В последовавшем из Византии ответе говорилось, что непременное условие брака - принятие Владимиром Святого Крещения.
Тут стоит отметить, что огромную роль в окончательном определении сыграло значительное укоренение к тому времени Православия на Руси. Взору ее будущего Крестителя уже были открыты достойные примеры Аскольда и Дира, княгини Ольги и других угодников Божиих.
Итак, Князь согласился креститься, и Царевна Анна отправилась в Корсунь. «Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и посадили ее в палате. По Божественному Промыслу разболелся в то время Владимир глазами и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему Царица сказать: „Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не избудешь недуга своего“». «Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир». Продолжая свой рассказ, летописец сообщает далее о торжественном обручении и браке Великого Князя с Царевной Анной. Русское войско оставило Корсунь и во главе с Владимиром возвратилось в Киев.
Так Князь сделал решительный выбор в пользу Православия. Став христианином, он с великим усердием взялся за распространение новой веры в своем народе. Все киевляне были крещены в водах Днепра; согласно церковному преданию, это произошло 1 августа 988 года. Языческие идолы уничтожались, на их местах возводились деревянные храмы, началось строительство каменной Десятинной церкви. В 992 году была основана Полоцкая епархия - первая на нынешних белорусских землях. Набожность и милосердие святого сделали его героем народных былин, и еще современники почтительно нарекли его «Красным Солнышком».
Протоиерей Павел БОЯНКОВ,
клирик храма св. блгв.
кн. Александра Невского,
г. Минск