Русь Святая - Божия избранница

Jun 07, 2015 07:21

25 мая / 7 июня - Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых



Какой высокой предмет для слова и размышления, для назидания и взаимного соутешения дает нам воспоминание нынешнего воскресного дня! Неделя Всех святых! Вот кто - святые - являются живыми и вечными проповедниками того оживления мира и человечества, которое явилось плодом искупления Христова и ниспослания искупленным даров Духа-Утешителя.


Святые указаны нам непосредственно после воспоминания о завершении искупительного и спасительного подвига Господа Иисуса - как образцы для подражания в христианской жизни. Святи будите, яко Аз Свят есмь (1 Петр. 1, 16), - такова заповедь Господа; Сия бо есть воля Божия, святость ваша (1 Сол. 4, 3), - такова заповедь апостола верующим.

Трудно здесь и было бы долго входить нам в подробное и обстоятельное суждение о том, что есть святость в широком и всеобъемлющем значении этого слова, Скажем одно: святость обозначает полную отдаленность от миpa зла, выделение предмета или лица исключительно для служения Богу (см.: 1 Петр. 2, 9; Исх. 19, 6; Ис. 61, 6; Деян. 26, 18). В этом смысле Свят Господь Бог наш, как Существо надмирное и премирное; в этом смысле Свята Церковь, все общество верующих свято (см.: Числ. 16, 3), свят храм, святы принадлежности богослужения, святы бывают наши достойные и Богу посвященные мысли и молитвы; в этом смысле свят и должен быть свят всякий истинно верующий христианин, как это и видим в писаниях апостольских, где верующие постоянно именуются именем «святых» (см.: 2 Кор. 13, 12; 1 Петр. 5, 14; Рим. 15, 26; 16, 16; 1 Кор. 16, 20; 1 Тим. 5, 10; Тит. 2, 3; Деян. 26, 10 и др.). Отсюда и внутренняя чистота, высокая нравственная настроенность, отсюда добрые и «святые» дела у верующего истинного христианина: Богу отданный, от зла мирского выделенный, из мира обладания диавольского изъятый - не может иметь настроения, сродного миру зла, не может творить дел, обращающих его в рабство диаволу и в его пособника.

Глубоко впитала в себя это воззрение русская народная душа, воспитанная Православною Христовой Церковью. И сказалось такое воззрение в метком и знаменательном слове. В то время как немец говорит о себе: «Честный немец»; в то время, как испанец называет себя гордым и храбрым, в то время, как Англия - «предприимчивая», Франция - «веселая», Бельгия - «трудолюбивая», по сознанию и признанию сынов каждой из этих стран, - Poccия, по сознанию и признанию ее сынов, есть «Святая Русь».

Да, Русь выделена из миpa, избрана для особой великой цели хранения и распространения неповрежденной истины веры; она посвящена Богу и Его мироправящему Промыслу. И в своих исторических судьбах - преемствуя древней православной Византии и ее мировому призванию и значению; и в своем племенном составе - претворяя в себе и насыщая духом христианства многочисленные народности; и в своем географическом положении - на грани двух миров, двух частей света, двух цивилизаций, - Русь Святая одна может быть орудием этого Промысла для мировых событий и мировых велений.

Сознает ли народ такое свое назначение? Он проявляет его не в ясно выраженных положениях, не в строго определенных словесных формулах; он носит его в глубине духа, проявляет во всем жизненном укладе, выражает иногда в трогательных и глубоких символах.

Когда вы въезжаете в русское селение и видите высокий каменный храм, величественный совне, благолепный и богато изукрашенный внутри, когда вы слышите доброгласные колокола, видите парчу и золото, и это все посреди убогих хижин, посреди бедной жизни, - то здесь явный знак и явное свидетельство того, как народ смотрит на значение религиозного начала в своей жизни. Не поймет и не оценит этого гордый и чуждый взгляд иноплеменный, но доброе разумеет все это русское сердце. <…>

Пусть другие народы в своей исторической жизни и деятельности осуществляли и достигали успехов, каждый в сродной им области, обусловленной склонностями и способностями того или другого народа: одни развивали науку, другие создали право, иные преуспели в торговле, иные поставили высоко промышленность и внешние удобства жизни. Но если бы англичанина заставили переделаться во француза, а шведа - в итальянца, то разве не повторилось бы того же явления, как если бы мы заставили лошадь жить на дне моря или в речных струях, а рыбу - пастись на лугу?

Пусть же и русский народ останется верным своим прирожденным и тысячелетней жизнью в Церкви воспитанным свойствам, пусть он пребудет у ног Христовых, пусть не отпадет от взлелеянного веками и безконечно дорогого ему образца жизни и того конечного ее стремления, которое он выразил в именовании своем: Русь Святая. Другие народы дали изобретателей, другие народы создали ту картину внешней жизни, которая теперь так привлекает и соблазняет многих: xopoшие дома, племенной скот, разделанные пашни, довольство и сытость… Пусть русский народ и все это обретет, но пусть останется при своей уже приобретенной славе: он дал и воспитал святых, ведомых и прославленных во множестве, и еще в большем множестве незримых и миpy неведомых, но оставивших и давших жизни русской и стремлениям русских людей особый самобытный и пропитанный религиозно-нравственными запросами и интересами отпечаток, строй и быт. И не добро, не полезно и невозможно русским переделываться в чужеземцев, да и нет к тому оснований и побуждений; ибо быть русским - почетно, быть русским - славно, быть русским - значит приобщиться к жизни истинно-человеческой и достойной.

В вихре и суете современных политических страстей, в борьбе партий, в зное и соблазнах политических похотей, когда меняются знамена («платформы»), когда одни подчеркивают желание свое дать нам право, другие - науку, иные - экономические успехи, одни стоят за тот или другой образ правления, другие подчеркивают стремления чисто и только национальные, интересы национальной силы и международного достойного положения, - одно забывается чаще всего: стремление народа к святости и спасению. Так происходит смешение и перемещение цели и средств.

Блаженны вы, <…> если сознаете и во главу вашего исповедания и ваших стремлений ставите заботу о том, чтобы Poccия, наша великая, милая, безконечно дорогая нам Россия, осталась и пребывала вовеки Русью Святой! Только в ее святости - посвященности Богу, только в ее Православии и слиянии с Церковью Христовой могут быть осмыслены и возвышены, и укреплены вечным освящением и силою - и образ ее государственного строения - самодержавие, и ее национальные, как особливой русской народности, задачи, интересы и стремления.

Воля Божия о нас - святость наша. Вот наше знамя! Но не слишком ли многого хотите? Не сверх ли сил берете бремя? Не действуете ли вне области жизни собственно государственной? - так возражают нам.

Но таковыми и с таковыми стремлениями Бог создал человека, вложив в него Свой Образ и тяготение к Первообразу. Но такова прямая заповедь Творца. Но таковы уроки апостолов. Хотите видеть возможность жизненного их исполнения и применения? Она представлена великим сонмом святых, в миpe живших, плоть нашу носивших, питавшихся в ограде Церкви благодатию Духа Святаго и процветших святостью и чистотою. «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая Церковь пришествием Твоим» (Ирмологий, глас 2, 3-1).

Посему, имея такое великое облегающее нас облако свидетелей - святых, ныне чтимых, гордость и грех отложивши, с терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирая на Начальника веры и Совершителя Иисуса (см.: Евр. 12, 1-2)! Аминь.

Священномученик
Иоанн ВОСТОРГОВ

Произнесено 8 июня 1908 года

Полное собрание сочинений
протоиерея Иоанна Восторгова.
СПб., 1995. Т. III. С. 602-606.

Русь Святая, Православная Церковь, святые отцы

Previous post Next post
Up