Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных

Jun 05, 2015 10:00




Звездица на дискосе
Продолжение. Начало

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

ГЛАВА VI:
ЧИН СВЯЩЕННОЙ И БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

§ 41 КАЖДЕНИЕ НА ПРОСКОМИДИИ

По принесении на предложении хлеба и вина, Церковь, по Третьему правилу Апостольскому, издревле преданному, имеет обычай приносить Богу кадило с фимиамом, как необходимую принадлежность при Богослужении. Иерей кадит в это время Богу, самым делом благодаря Его и моля о пришествии Святаго Духа. Это и доказывает молитва: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Через приношение и благовоние кадила иерей воздает честь Богу и показывает, что он действует с Духом вместе и что чрез это таинство благодать Духа излилась на весь мир.


КАЖДЕНИЕ ВООБЩЕ

Так как на проскомидии воспоминается и Рождество Христово, и Его страдания, то и самое каждение, кроме вышепоказанного значения, знаменует, при воспоминании первого - принесенные от волхвов дары, а второго - ароматы. Приносимое же не при этом священнодействии, а при других молениях каждение означает чистую молитву. Святой Герман пишет: «Каждение знаменует те ароматы, которые принесены были к погребению Господа, а также смирну и ливан, принесенные волхвами. Но сверх того каждение означает и чистый обет добрых дел, из коих истекает благоухание, как говорит апостол: „Яко Христово благоухание есмы Богови“ (2 Кор. 2, 15)».

§ 42 «ГОСПОДУ ПОМОЛИМСЯ» ОТ ДИАКОНА

Когда диакон начинает совершать какое-нибудь новое и таинственное дело, тогда, являя пред священником смирение, просит от него благословения, говоря: «Благослови, владыко», как показано выше (в § 26). Но когда он видит, что священник начинает сам что-либо совершать, то как его, так и себя и всех возбуждает к молитве, говоря: «Господу помолимся».

§ 43 ЗВЕЗДИЦА НА ПРОСКОМИДИИ

Чтобы покровы, лежащие на указанных жертвах, не расстроили в частицах рядов и порядка, святой Златоуст изобрел звездицу о четырех дугах, укрепленных сверху, чтобы, осеняя внизу положенные жертвы, предохраняла их от всякого прикосновения и расстройства. Она получила свое название от звезды, явившейся при Рождестве Христове и приведшей ко Христу волхвов. Посему священник, ставя ее на дискос, говорит: «И пришедши звезда ста верху, идеже бе Отроча» (см.: Мф. 2, 9).

ДИСКОС

Иерей, воспомянув на предложении Рождество, а вместе и страдания Христовы, и произнеся о том пророческие предсказания, и теперь, полагая на дискосе звездицу, прославляет все это; ибо один и тот же дискос означает и ясли, как выше (в § 34) было показано, и ложе, как пишет святой Герман: «Дискос есть ложе, на котором иерей и диакон уготовляют Тело Господне, сами нося образ Иосифа и Никодима».

§ 44 ПОКРОВЫ И ВОЗДУХ

Святые Дары покрываются тремя покровами: первым - дискос, вторым - потир, а третьим, большим, - сверху оба вместе. Как все прочие вещи на предложении означали предметы, относящиеся к Рождеству и распятию Христову; так и эти три покрова означают пелены, бывшие при Рождестве Христове; но третий означает в особенности воздух, или твердь, и вместе плащаницу.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 96) пишет: «Иерей берет покров дискоса, означающий с другими покровами пелены, и читает стихи псалма, где говорится о вочеловечении Слова, потом другой покров полагает только на Чашу и произносит также слова, относящиеся до воплощения Господня. Наконец, иерей полагает и последний воздух, который означает и твердь, где звезды, и вместе синдон (т. е. плащаницу). Поэтому на воздухе иногда и пишется умерший Иисус, помазуемый ароматами, и иерей читает надгробные песни. Ибо, когда Иисус Христос, как агнец, предсказанный пророками, снизошел с Небес и, родившись, положен был в вертепе, во яслях; тогда уже, при самом рождении были случаи, показывавшие, что Он пострадает; ибо в то время, как звезда, стоявшая над родившимся Иисусом, показывала Его волхвам, Ирод искал убить Его. Симеон, взявши на руки принесенного во храм Спасителя, предсказал, что Он лежит в знамение пререкаемо, и что меч пройдет душу Матери Его (см.: Лк. 2, 35). Посему на последнем большом воздухе и пишутся обстоятельства страдания Его».

§ 45 ОТПУСТ

Отпуст есть не только окончание всей службы и отпущение народа из церкви, но и окончание одной какой-нибудь части службы. Посему священник, окончив проскомидию или приношение, которое есть первая часть Литургии, творит отпуст, или конец сему приношению, и говорит: «Христос Бог наш».

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)

Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

Продолжение следует

Литургия, церковный устав

Previous post Next post
Up