«У нас есть великое утешение»

Feb 22, 2015 16:06

9/22 февраля - Неделя сыропустная.
Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье



Сегодня, в последний день перед Великим Постом, Церковь Христова призывает нас вспомнить об изгнании Адама из рая и испросить друг у друга прощения. В нынешнем Евангелии мы слышали слова Христа: Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 15).


И вроде бы все мы знаем, «как нужно». Нам кажется, что даже если мы и не самые прилежные христиане в делах и поступках, то, по крайней мере, внутренне чувствуем и понимаем, как правильно себя вести. Как провинившийся ребенок тоскует о потерянной родительской ласке и любви - так каждый из нас, утратив душевную чистоту, ищет примирения со своей совестью. Ведь совесть - это таинственная глубина нашего сознания, откуда приходит к нам желание исправиться, очиститься, покаяться.

Но не всегда то, что мы принимаем за любовь к ближнему, есть истинная любовь. Наше раскаяние и прощение порой не являются действительно раскаяньем и прощением, но лишь ложным, надуманным их подобием. Наша искренняя любовь умирает потому, что в окружающей реальности мы не внимаем голосу совести, зовущей нас по-настоящему, глубоко осознать свою вину перед другими. И корень этой неискренности, ненастоящей любви - в нас самих, в нашей жизни, в сосредоточенности на себе. В нашей отдаленности от людей, которых мы превращаем только в средства для самоутверждения. Парадоксально, что даже если мы кого-то любим, то любовь эта бывает омрачена; мы становимся своеобразными «собственниками» и даже «деспотами», не оставляя для любимых свободы. Мы живем любовью только для себя, т. е. любовь наша, по сути, есть обыкновенный низкий эгоизм. Если мы заглянем в себя и послушаем совесть, то там, глубоко внутри, ее тихий, но твердый и ясный голос скажет нам: так ближних не любят! Ты не любишь и не прощаешь, а просто отстаиваешь свою «самость», втянут в животную борьбу всех со всеми; в тебе самом - первоисточник разделения с ближними. Ты постоянно находишься в состоянии «самозащиты», которую ведешь «нападением» - для того чтобы «выжить». Этот эгоизм, эти попытки самоутверждения и есть причина твоего личного внутреннего раздора, равно как и распри с людьми и вины всех перед всеми. Результат такого самоутверждения, если взглянуть на него шире, мы видим теперь повсюду - иссякла любовь, сердца холодны, вера у «верующих» отсутствует, а ширятся в мире лишь торжество одиночества и уныние народов, обреченных на самоуничтожение.

Поэтому, прежде чем говорить, что «мир наш плох», нужно разобраться, кто же плох на самом деле - мир или мы. Борьба с окружающим злом, исправление нашей жизни начинается с искреннего желания примириться и простить.

Да, мы живем в падшем мире. Мы должны сегодня (и всегда) помнить, что все мы - изгнанники рая и находимся ныне на земле, которая за грехи человеческие проклята Богом, т. е. навсегда утратила безусловную первоначальную чистоту и ценность. А это значит, что вместо вечного существования, как было сначала задумано Богом, земля теперь предопределена к разрушению. Апостол Петр ясно говорит, что в конце времен земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3, 10). Из этого прямо следует, что земля - наше временное пристанище, где пот, слезы и кровь сопровождают всю жизнь человека.

Нет ничего печальнее в истории человечества, чем грехопадение первых людей, Адама и Евы, и изгнание их из рая. Слезы жалости наворачиваются на глаза от самой простой мысли - как хорошо все начиналось. Созданные по образу и подобию Божию, не знающие греха, Адам и Ева имели светоносные тела, одухотворенные Божественной святостью. Они радовались полноте бытия и общения с Богом в райском саду. Все, что Бог сотворил, вся вселенная - были отданы человеку для творческого раскрытия своего богоподобия. И только единственная запрещающая заповедь была дана первым людям: чтобы они не вкушали от древа познания добра и зла. Небесный Отец ждал от Адама и Евы не слепого послушания, а ответной любви, которую можно проявить лишь при абсолютно свободной воле. В этой свободе и любви и состоит человеческое богоподобие, но в них же таится и великая опасность. Обладая свободой, человек может настолько увлечься созданным для него миром, таким прекрасным и послушным ему, что возлюбит его больше, чем Творца. Именно это и произошло, когда сатана внушил людям, что они могут стать подобными Богу, равными Ему и самостоятельно, по собственному хотению управлять миром. Бог чаял искренней свободной любви, а не послушания марионетки, но человек сделал выбор в пользу собственного «я», предпочел любовь к самому себе и к творению ниже себя, позабыв, что Источник жизни - не в нем, а в Создателе мира.

Адам, говоря простым языком, хорошо знал, что делал, знал о последствиях своего шага. Бог, не скрывая от человека опасности неверного выбора, предельно ясно предупредил: От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 17). Т. е. лишишь себя любви ко Мне, к Источнику твоей жизни.

Познание добра и зла - это познание разницы между любовью к Богу и любовью к себе и низшему творению. Любовь к низшему творению до забвения Творца - это и есть зло. Адам был свободен в своем выборе, но чем же прельстил лукавый змий наших прародителей? Диавол соблазнил и склонил первых людей к нарушению запрета известным теперь для нас способом - ложью и клеветой. И более того - ложью и клеветой на Самого Творца! Злой дух прельстил людей, сказав им: Будете как боги, знающие добро и зло (Там же. 3, 5). Так совершилось падение прародителей, а с ними - всего человечества.

Адам и Ева не нуждались в познании добра и зла, они сами были «добром» - образом и подобием Всевышнего Добра, Самого Бога. Поэтому «познать зло» для них означало допустить его в себя, в свою чистую сущность, узнать и испытать его непосредственное разрушительное действие на себе. Впервые был поставлен эксперимент против здравого смысла. Адам и Ева, имеющие полную свободу выбора, но введенные в заблуждение диаволом, забыли об опасности и совершили роковую ошибку, вкусив запретный плод. Но лжец и губитель жизни, гордый дух злобы, научил их не просить прощения, а оправдываться и даже упрекать Бога, обвиняя Его в своем грехопадении.

Свободная воля, свобода выбора, знание последствий неверного шага? Да, всем этим обладали прародители, но здесь налицо уже и помрачение разума людей, по подсказке диавола приписавших происхождение зла - Добру. В этом смысле Адам и Ева оказались талантливыми учениками противника Божия, семя зла которого вошло в их естество. Вся райская природа, оставаясь послушной Творцу, вышла из-под власти людей, пресечение безграничного господства змия обернулось предупрежденным смертным существованием человека; Бог изгнал прародителей из рая.

Все это самым прямым образом исторически коснулось и каждого из нас, все это разделили и мы. Прародители не сохранили дарованной им чистоты и любви, и каждый из нас вместе с ними отпал от Бога. Даже лучшие люди, подобные апостолу Павлу, могут сказать о себе его словами: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 19, 24). Яд запретного плода, отравив первых людей, ввергает и нас во все более мрачные бездны грехопадений. И вот, в наши дни мы наблюдаем, как уже по всему миру враг рода человеческого, древний змий перестает быть противником и становится лукавым «другом» осатаневших людей. А для тех, кто остается верным Христу, он готовит такие условия жизни, при которых избрать добро уже не будет ни сил, ни разумения. Дух Божий, Дух Христов исчезает из этого распадающегося мира, и даже церковные люди уже с трудом стоят в вере и правде. Угасив Дух Божий в себе, человек становится только плотью; душа, разум, мысли, желания - плотскими. Соблазны диавола, ложь и клевета, погубившие когда-то первых людей, одолевают и нынешних.

Но у нас есть великое утешение и великая надежда! Господь дал прародителям обетование, что власть змия над миром и время его господства над людьми будут ограничены, и в итоге зло потерпит поражение. Грозные слова Божии, возвестившие изгоняемым из рая людям о наказании, привели Адама и Еву в неописуемый страх. Но мы с вами, кроме страха, скорби и отчаяния, неожиданно для себя ощущаем в них нечто положительное, какую-то непостижимую жизнеутверждающую силу, которая победит своей правотой. В этом отвержении зла мы чувствуем и понимаем, что у нас только один путь ко спасению - быть на стороне Бога, быть согласными на такое же неприятие греха и на такую же непримиримость со злом, и в этом получить надежду на прощение и примирение с Небесным Отцом.

Наше утешение и наше спасение - в том, что на землю, погибавшую от «познания зла», пришел обетованный Победитель диавола, Спаситель людей, Сын Божий и Сын Человеческий, Господь наш Иисус Христос. Он облекся в человеческую плоть, чтобы освятить ее заново. Он предал Себя на страдания и смерть, дабы искупить нас от рабства греху. Он взял на Себя грехи человеческие и уничтожил их через Свою Крестную смерть. Кровью Христовой смыт грех Адама, и вновь Древо Жизни, Древо Крестное, с висящим на нем Святейшим Плодом - Христом, стало доступным для всех, кто желает спасения.

Что же в наших силах? Мы с вами знаем, что в молитве «Отче наш» есть такие слова: Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6, 12). И еще к этой молитве Христос добавил: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Там же, 14). Это значит, что Бог обещает нам прощение грехов и открывает райские двери. Но: если не будете прощать людям согрешения их - если в сердце останется злоба или осуждение, - то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Там же, 15).

Именно поэтому кому-то просто, а кому-то очень сложно войти в Царство Небесное. Чтобы научиться прощать, надо обрести зрение своих грехов. «Господи, даруй мне зрети мои согрешения и не осуждати брата моего!» Об этом мы будем молиться весь пост.

Осуждение - это самоубийство души. И Господь сегодня учит нас: не осуждать, не обвинять - это и значит научиться прощать, а прощать - это значит любить. Мы живы только любовью Господней!

Дорогие мои! В нашей жизни нет теперь мира, нет любви и почти нет веры, все виноваты друг перед другом. Мы - изгнанники рая. Но когда мы будем сегодня подходить друг к другу с покаянным чувством и со смирением, постараемся, чтобы наше «прости» было сказано с сокрушением сердца, со всей глубиной покаяния. Прикладываясь ко Кресту, осознаем, что на нем был пригвожден наш Спаситель, Который молился Богу Отцу о Своих распинателях, об Адаме и Еве и о нас, недостойных: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). Но мы теперь все уже ведаем. Мы будем бороться со своим собственным непрощением, закрывающим нам райские двери.

Пост - это то, что нельзя нарушать, ибо если преступим и не воздержимся как Адам от пищи запретной, тогда потеряем все силы, утратим свободу, перестанем любить и не сможем прощать. Путь Великого Поста - это путь взаимопрощения, который должен привести нас к радости о Воскресшем Христе, к воскресению и нашей умирающей любви. К великой победе над злом, когда в пасхальную ночь запоет наше сердце: «…И ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

Христос Воскресе!

Протоиерей
Георгий ВАХРОМЕЕВ,

настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва

проповедь, Георгий Вахромеев

Previous post Next post
Up