Послушница старца Амвросия

Feb 06, 2015 15:56

24 января / 6 февраля - память схимонахини Софии Шамординской



Матушка София
Первой настоятельницей и помощницей преподобного Амвросия Оптинского в устроении Шамординской обители была схимонахиня София (Болотова, 1845-1888). Находясь в полном послушании у великого старца, ради Небесного Царствия она отказалась от своей воли и от всех земных радостей. После кончины подвижницы сам батюшка Амвросий свидетельствовал о ней: «Мать София свята».


Схимонахиня София родилась 16 июня 1845 года и принадлежала к старинному дворянскому роду Болотовых, достойно послужившему России. Родители ее были дворянами Тульской губернии. Отец, Михаил Павлович, имел чин титулярного советника. Мать, Александра Дмитриевна, относилась к благочестивой дворянской фамилии, внесенной в «Бархатную книгу». Родительница подвижницы отличалась глубокой верой; шумной светской жизни предпочитала тихую семейную в кругу своих детей, которых горячо любила. Почти все чада Болотовых, благодаря материнскому духовному воспитанию, посвятили свою жизнь Господу: четверо из пятерых стали монахами.

«София Михайловна, - писал отец Вениамин (Воронцов-Вельяминов), - получила основательное домашнее образование. Обладая хорошими природными способностями, она легко усваивала себе учение и, казалось, не было такой отрасли знания, в которой бы она не обнаруживала своих незаурядных природных дарований. Благодаря таким разносторонним способностям и той легкости, с которой ей удавалось совершенствоваться во всем, что ее интересовало, она не могла долго сосредоточиваться на каком-либо одном предмете, но безпрестанно меняла свои занятия, словно ища чего-либо такого, что потребовало бы от нее напряжения всех ее выдающихся природных сил. <…> В ней совмещались самые несовместимые противоречия. Религиозность ее матери, серьезный ум, стремление к внутренней сосредоточенной жизни странно совмещались в ней с жизнерадостностью отца ее, с его веселостью и живостью его характера. Чрезвычайно впечатлительная и красивая собой, то необузданно веселая, то сосредоточенная в себе, горячая и вспыльчивая и вместе с тем замечательно добрая и решительная, она производила на всех знавших ее сильное впечатление».

Горя любовью ко Господу и имея стремление к христианскому совершенству, София часто уединялась для молитвы, покидая дом. Как-то раз она даже уехала на весь Великий Пост и поселилась у монахинь, близ храма, чтобы провести это время в покаянии и духовном подвиге.

В 1875 году матушка вышла замуж за дворянина Андрея Янькова, бывшего студента Медико-хирургической академии. Венчание состоялось в Сергиевом Посаде. Но по воле Божией их семейная жизнь оказалась недолгой. Через год и два месяца Андрей Николаевич скоропостижно скончался. Спустя три дня после похорон мужа, 17 января 1877 года, у Софии родилась дочь Надежда. Когда к ней в первый раз поднесли маленькую Надю, матушка перекрестила ее и сказала: «Ты будешь девочка Божия, и никаких материнских прав на тебя иметь я не буду, но Сама Царица Небесная управит твою жизнь по воле Своей!» - видимо, уже приняв решение свою дальнейшую жизнь посвятить служению Христу.

Некоторое время подвижница жила в родовом имении, вела хозяйство и занималась благотворительностью. Свою материнскую любовь к дочери, которой уделяла много внимания, она перенесла и на обездоленных детей-сирот, собирая их у себя в доме и ухаживая за ними с состраданием, теплотой и заботой. Она помогала выдавать замуж бедных невест, старалась поддерживать малоимущих крестьян. Живя около большой дороги, матушка нередко видела погибавших в непогоду пьяных мужчин. Желая спасти и этих несчастных, она предоставляла им приют в своей усадьбе - до отрезвления. С помощью горничной София Михайловна подбирала их в безсознательном состоянии - не брезгуя, не осуждая, а любя и всем сердцем стремясь помочь. Все эти благодеяния совершались в тайне.

Через три года София продала имение с намерением переехать к отцу, однако вскоре получила известие о его смерти и осталась на съемной квартире в Туле. От местных богомольцев, посещавших Оптину Пустынь, она узнала о старце Амвросии и поехала к нему за духовным наставлением и указанием дальнейшего жизненного пути. По Промыслу Божию подвижница стала духовной дочерью преподобного, открыв ему заветное желание посвятить себя монашеской жизни. Но старец, провидя твердость ее намерения, подверг Софию тяжелому испытанию: он повелел ей выйти замуж за пожилого господина, козельского помещика Н.И. Астафьева. Ошеломленная таким благословением, матушка, тем не менее, не задумываясь покорилась указанию духовного отца как воле Божией.

Астафьев также духовно окормлялся у батюшки Амвросия, и хотя имел большое желание поступить в монастырь, но не посмел ослушаться старца, благословившего его на брак с невестой из Тулы. Они обвенчались, и София переехала со своей дочерью в его имение неподалеку от Оптиной, получив возможность чаще бывать у своего наставника. Николай Иванович был человеком добрым, но тяжело больным и с весьма сложным характером. Жизнь с ним из послушания духовнику стала для матушки хорошей подготовительной школой по отсечению своей воли.



Казанский собор Шамординского монастыря

Ее замужество по времени совпало с началом устройства батюшкой Амвросием женской общины близ Шамордино, и многие связанные с этим дела преподобный поручал Софии. Исполняла она их с большой ответственностью и любовью, по поводу чего великий Оптинский старец говорил, что другой такой послушницы у него не было и не будет.

Муж часто болел, и София заботливо ухаживала за ним с истинным христианским терпением. Николай Иванович нежно любил свою жену. Будучи уверен, что после его смерти она уйдет в монастырь, он пожертвовал в Шамордино колокол и завещал похоронить себя там. Скончался Н.И. Астафьев 19 мая 1884 года.

Срок испытания, возложенного батюшкой Амвросием на подвижницу, завершился, и наконец-то у нее появилась возможность посвятить свою жизнь служению Богу в монашеском чине. Поручив девятилетнюю Надежду ее крестной матери, 22 августа 1884 года София подала епископу Калужскому и Боровскому Владимиру (Никольскому) прошение о поступлении в Шамординскую общину. Вслед за этим письмом 25 августа настоятель Оптиной Пустыни преподобный Исаакий и батюшка Амвросий направили Владыке представление к утверждению матушки Софии настоятельницей общины.

4 сентября 1884 года преподобный Амвросий облек свою верную послушницу Софию в иноческое одеяние, позже был совершен и ее постриг в мантию, с оставлением прежнего имени. По воле Божией она приняла руководство созидавшейся обителью: вопреки скудости материальных средств нужно было строить новые корпуса для сестер, выкупать участки земли, заботиться об обезпечении насельниц, число которых ежедневно увеличивалось... 1 октября 1884 года состоялись открытие Казанской общины, освящение в ней храма в честь Казанской иконы Божией Матери и назначение монахини Софии ее настоятельницей. И ранее отдавая много сил и времени устройству монастыря, отныне матушка полностью посвятила себя этому служению.

Преосвященный епископ Трифон (Туркестанов), в 1884-1888 годах бывший послушником в Оптиной Пустыни и духовным чадом старца Амвросия и лично знавший матушку Софию, свидетельствовал: «Небогатое достоянье досталось первой настоятельнице, матери Софии - деревянный дом с домашней церковью да несколько деревянных хижин для жилья сестрам. Вот и все! Ни денег, ни имущества, ни каких-нибудь запасов, а, между тем, население общины с каждым днем все увеличивалось. Много посылал старец здоровых и крепких девушек, способных к работе, в монастырь, но не менее (если не более) - больных, увечных, не способных ни к какому труду. <…> Население Шамордина все увеличивалось, а средства к существованию все уменьшались. Но не такова была <...> начальница - мать София, чтобы смутиться и пасть духом пред этими затруднениями: <…> она все могла перенести во славу Божию и на пользу вверенной ей обители. Входя во все тонкости монастырского хозяйства, она не забывала духовного воспитания сестер. Она старалась воспитать веру в Бога, любовь к ближним, глубокую преданность старцу, которая одушевляла все ее духовное существо».

По отношению к себе самой матушка была чрезвычайно строга: носила простую грубую одежду, в пище имела крайнее воздержание. Никто не видел ее возмущенной или раздраженной. Подвижница очень любила церковную службу и даже говаривала, что в церковь следует спешить как на пожар. Будучи снисходительной к немощам человеческим, она однако требовала безприкословного подчинения всем монастырским правилам, придавала первостепенное значение молитве как главному монашескому деланию.

Труды настоятельства, заботы в соединении с сугубой аскетической жизнью подорвали здоровье монахини Софии. Преосвященный Владимир, в июле 1886 года побывавший в Шамордине, был поражен ее болезненным видом и посоветовал ей принять тайную схиму. Матушка весьма утешилась этим предложением, и 25-го числа батюшка Амвросий в своей келье постриг ее в великий ангельский образ. У подвижницы развились серьезные болезни, и она быстро угасла. В первый день Рождества 1887 года матушка почувствовала себя очень плохо и поспешила в Оптину, чтобы увидеть старца. Она с большим трудом два раза съездила к нему. Это были последние ее беседы с преподобным Амвросием. Матушку пособоровали и каждый день приобщали Святых Христовых Таин. 24 января 1888 года, в 8 часов утра она тихо скончалась. Первую панихиду по усопшей совершил преподобный Исаакий Оптинский. На следующий день после соборной панихиды тело праведницы было перевезено в Шамордино и погребено за алтарем храма.

В 1987 году, за год до причисления к лику святых преподобного Амвросия Оптинского, его духовная дочь схимонахиня София была прославлена в Соборе Тульских святых как преподобная София Шамординская. О том, что матушка угодила Богу, свидетельствуют происходящие по ее молитвам многочисленные чудеса и исцеления.

Подготовила Ксения МИРОНОВА

По книге «Премудрости тезоименитая.
Жизнеописание схимонахини Софии -
первоначальницы Шамординской
обители». Шамордино, 2013.

Шамордино, Оптина пустынь, святость, благочестие

Previous post Next post
Up