Вспомним следующий евангельский эпизод: Господи! Научи нас молиться (Лк. 11, 1), - в ответ на эту просьбу Христос даровал Своим ученикам молитву «Отче наш». Отметим для себя завершающие ее слова: <...> избавь нас от лукавого (Там же, 4) и задумаемся: а почему не от злого, ужасного или «лихого» (как в белорусском «переводе»), но именно от лукавого? В чем состоит чрезвычайная опасность лукавства для христиан?
Как известно, первыми пострадали от лукавого искусителя наши прародители - Адам и Ева. Враг не пугал их и не угрожал, не требовал явного отречения от Творца, но лукаво их соблазнил: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание (Быт. 3, 6). Т. е. первые люди, поддавшись искушению, проявили похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую (см.: 1 Ин. 2, 16), о которых пишет в своем Соборном послании апостол и евангелист Иоанн Богослов.
Пройдет время, и новая попытка тройного лукавого соблазна повторится в пустыне (см.: Мф. 4, 1-11): камни, обращенные в хлебы, изощренные «спецэффекты», предложение власти над миром… Диавол даже не убоялся процитировать заклинательный 90-й псалом. Но вновь отметим: никакого отречения от Бога Отца он не требовал, но единственно - поклонения себе (!). Господь же наш Иисус Христос, отвергнув все сатанинские предложения, оставил нам безупречную богословскую аргументацию, дабы и мы могли столь же достойно противостоять лукавому.
К сожалению, в истории рода человеческого эти три искушения многократно повторялись, лукавая обезьяна не меняла свой сценарий, принесший в итоге горькие плоды. Материализм и коммунизм, магизм и оккультизм, мондиализм и глобализм - современные аналоги похоти плоти, похоти очей и гордости житейской, погубляющие наш обезбоженный мир.
Грядут новые испытания, и любая, даже самая незначительная недооценка противника весьма опасна. Тем более что многочисленным апологетам, адептам и агентам лукавого, активно подготавливающим его пришествие в мир, в творческом потенциале не откажешь (сыны века сего догадливее сынов света в своем роде (Лк. 16, 8)!). И наши супостаты, будьте уверены, назубок знают не только Апокалипсис, но и все известные толкования на него, начиная от трудов святых Андрея Кесарийского и Нила Мироточивого и заканчивая работами современных авторов, - в отличие от нас, грешных, а также иных семинаристов, академиков и даже «богословов». Поэтому, когда встречаешь утверждения, что «никакого антихриста в мире нет, а когда явится, то будет заставлять (!) отрекаться от Иисуса Христа в обмен на принятие печати», просто диву даешься такой ничем не обоснованной категоричности и близорукой наивности.
Ход современных событий говорит совершенно о другом. И люди духовно чуткие, прозорливые предупреждают нас о нарастающей опасности. Вспомним слова архимандрита Кирилла (Павлова): «Сегодня - номер, завтра - карточка, послезавтра - печать». Мы - свидетели, на наших глазах создается система мирового тотального контроля за людьми, но главного «контролера» пока не видно, пульт управления еще не отлажен до конца, кресло грядущего правителя до времени пустует. Но когда все до мелочей будет готово - он не замедлит, явится и возьмется за рычаги. И тогда мы услышим: «Я - Христос», «Вот, здесь Христос или там», «Вот, Он в пустыне, Он в потаенных комнатах…» (см.: Мф. 24, 5; 23, 25-26). Будут использованы все средства, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Там же, 24). И прямого отречения может совсем не потребоваться (вспомним конкретные предыдущие примеры). Если я - «Христос», то как же ты, христианин, будешь отрекаться от меня?! Нет, ты просто поклонись мне, долгожданному «Христу», и за это получишь все необходимое для жизни, тем более что тебя уже заблаговременно подключили к моему мировому суперкомпьютеру. А вот если ты упрямишься, значит, ты-то и есть настоящий антихрист, т. е. мой противник! И тебя придется «с любовью» переубедить и перевоспитать для твоего же «спасения». Об этом позаботится твоя собственная «любвеобильная» братия. А если ты и дальше будешь упорствовать - пеняй на себя! Здесь открывается подлинный, глубинный, даже пугающий смысл евангельских слов: Всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин. 16, 2). Нас будут убивать «свои»!
Вот где истинное лукавство и соблазн для верных и избранных! И ныне, когда мы, отнюдь не самые верные и избранные, благословляем трапезу, застолье или соборне поем «Отче наш» за Божественной Литургией, давайте с особым покаянным чувством сердцем и душой попросим Небесного Отца словами этой молитвы: Избавь нас от лукавого!
Протоиерей Павел БОЯНКОВ,
клирик храма св. блгв.
кн. Александра Невского, г. Минск