Остатки древнехристианского храма, построенного на месте пещеры Ефесских отроков
Мы веруем, что настанет время, когда явится во славе Господь наш Иисус Христос, повеет на все Своим животворным дуновением, произнесет Свое всемогущее слово, и все мы, как бы от сна воспрянув, встанем из своих гробов, встанем и уже более не ляжем в них, воскреснем и более не умрем. Эту истину, для вящего нашего убеждения в ней, Господь в продолжение многих веков подтверждал великими чудесами. Воскрешения мертвых Им Самим и Его святыми, явления из мира загробного, нетление святых мощей, чудеса, совершаемые угодниками Божиими по кончине их, - все это не есть ли наиубедительнейшие доказательства общего всех воскресения? Расскажем подробнее об одном стоящем в том же назидательном ряду случае.
Во дни гонения на христиан, воздвигнутого злочестивым императором Декием, в городе Ефесе жили семь юношей: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан и Антонин. Дети знатных горожан, они служили в войске и дружили между собой. Но более всего их соединяла любовь Христова, ибо они были христианами, вместе молились Богу и упражнялись в посте и воздержании. Об этом донесли правителю Декию, и он, разгневавшись, лишил юных подвижников воинского звания и хотел немедленно предать их на мучения, но затем передумал и временно отпустил юношей.
Святые отроки решили употребить дарованную им свободу на молитвенную подготовку к предстоящему мученическому подвигу. Раздав довольно милостыни нищим, они, выйдя из города, поместились в большой пещере, где и пребывали безысходно в молитве и посте. Только один из них, Иамвлих, по временам отлучался в город, чтобы купить пищу для всех. И вот однажды во время такого выхода он узнал, что нечестивый Декий потребовал от жителей города принесения жертв идолам. По возвращении в пещеру Иамвлих рассказал об этом своим друзьям, и они стали беседовать о грядущем испытании их веры. В момент этого разговора все семеро неожиданно уснули необычным, подобным смерти сном.
Когда гонителю донесли, что семь временно отпущенных им юношей не обратились в язычество, а скрываются в большой пещере, он не захотел их разыскивать, но велел заложить вход в пещеру камнями, задумав таким образом погубить святых отроков. Среди царских слуг оказались тайные христиане - Феодор и Руфин, написавшие о происходившем на оловянных дощечках. Ящик с этими «письменами» они положили между камнями, которыми закладывали вход в пещеру.
По прошествии двухсот лет, когда умер и Декий, и прочие цари-язычники, христиане получили свободу. О пещере, где скрывались семь отроков, давно забыли, но постепенно окрестные жители разобрали камни, закрывавшие ее вход. И вот по воле Божией юные исповедники Христовы чудесным образом проснулись или, вернее, воскресли, как бы пробудившись от сна. Причем они нисколько не изменились на вид и не помнили, сколько прошло времени, и поэтому продолжили свое совещание и решили поручить Иамвлиху еще раз сходить в город, разузнать все поподробнее и купить пищи для последней трапезы перед тем, как предать себя в руки мучителей.
Иамвлих отправился в Ефес и, достигнув города, очень удивлялся произошедшим там переменам. Особенно его поразило, что повсюду на домах и воротах были изображены кресты - он думал, что гонения на христиан продолжаются, и не знал, что Римской Империей давно правят верующие Императоры. В свою очередь жители города тоже дивились и виду, и речи Иамвлиха, и тому, что он расплачивался с торговцами старинными серебряными монетами.
Наконец все выяснилось. Тогда сам Император Феодосий поспешил в пещеру к святым отрокам и долго с ними общался. Во время беседы юноши вновь тихо уснули, но уже сном смертным - до дня всеобщего воскресения.
Православное семейное
чтение. М., 1999.