Почему православному христианину нельзя быть экуменистом

Jun 30, 2014 12:11




Продолжение. Начало

ЧАСТЬ II: АНТИХРИСТИАНСКАЯ СУЩНОСТЬ ЭКУМЕНИЗМА

ЦЕЛЬ ЭКУМЕНИЗМА - ОБЪЕДИНЕНИЕ ВСЕХ РЕЛИГИЙ В ОДНУ АНТИХРИСТИАНСКУЮ ВЕРУ. ПРОПОВЕДУЯ «ЛЮБОВЬ», ОН ГРЕШИТ И ПРОТИВ ИСТИНЫ, И ПРОТИВ ЛЮБВИ, А С ПОМОЩЬЮ ЭКУМЕНИЧЕСКИХ ПЕРЕВОДОВ БИБЛИИ ПОДРЫВАЕТ В ЛЮДЯХ ВЕРУ ВО ХРИСТА

Б) «ПРАВОСЛАВНЫЙ» ВКЛАД В НИВЕЛИРОВАНИЕ РЕЛИГИЙ

Желание отца Воронова (речь идет о профессоре догматического богословия протоиерее Ливерии Воронове и его докладе о святом Таинстве Крещения, произнесенном им на собеседовании с евангелико-лютеранскими «богословами» в Ленинграде в сентябре 1969 г. (ЖМП. 1970. № 5. С. 72-77). - Примеч. ред.) видеть в овчарне Христовой все человечество - и некрещеных, и нехристиан как имеющих «внутреннюю близость к любвеобильному сердцу Небесного Отца», - разбивается о святоотеческое убеждение, что без Крещения нельзя войти в Царство Небесное (см.: Ин. 3, 5) и, следовательно, иметь «внутреннюю близость» к Богу (см.: Еф. 2, 18), а также что Крещение водою и Духом есть «единственный способ вчленения в тело Церкви Христовой», как пишет сам профессор. Как могут пользоваться материнской заботой Христовой Церкви и крещенные, и некрещеные, - и близкие, и дальние (под ними о. Воронов подразумевает оставшихся некрещеными!), если Сам Спаситель сказал: Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет (Мк. 16, 16)?


Под «близкими и дальними» (см.: Еф. 2, 17) святой апостол Павел понимает соответственно иудеев и язычников: иудеи были близки по причине данных им Богом заветов и обетований, а язычники далеки - как отдаленные от истинной веры и обетований (Еп. Феофан. Толкование Послания св. ап. Павла Ефесеям. 2-е изд. М., 1894. С. 182-183). Однако эти «близкие» и «дальние» как только примут Единого Господа, единую веру, едино Крещение (см.: Еф. 4, 5), делаются едино во Христе, через Которого и те, и другие обретают доступ к Отцу, в одном Духе (см.: Там же. 2, 18). Но как близость не есть гарантия спасения, если какой-либо «близкий» удалится от Бога, так и дальность не есть препятствие для спасения «дальних», если они уверуют в апостольскую проповедь и примут Крещение водою и Духом Святым. Получив Дух Христов (см.: Рим. 8, 9), эти «дальние» делаются близкими, «присными Богу» (см.: Еф. 2, 19). Апостол Павел пишет уверовавшим язычникам: А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою (Еф. 2, 13).

Но отец Воронов под «дальними» понимает не язычников, которые, став христианами, соделались близкими, а язычников, которые, не переходя в христианство и, следовательно, будучи далекими, тем не менее, по его мнению, могут радоваться «внутренней близости к сердцу Отца Небесного». Такое мнение неверно, поскольку противоречит и Священному Писанию, и святоотеческой традиции. Святой апостол Петр в конце своей речи в день первой христианской Пятидесятницы говорит иудеям: Вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш (Деян. 2, 39). Таким образом, апостол относит и к язычникам Божие обетование о спасении, ограничивая его, однако, условным выражением, которое указывает на свободный выбор, предлагаемый Богом человеческой воле в деле спасения (см.: Мф. 22, 14), ибо, по словам святителя Иоанна Златоуста, «быть близко или далеко зависит единственно от свободы» (Свт. Иоанн Златоуст. V-я беседа на послание к Ефесянам).

Итак, хотя Божие обетование о спасении относится ко всем человекам, но его благодатными плодами будут пользоваться лишь те, которые добровольно отзовутся на Божий призыв, покаявшись и приняв Крещение, к чему и призывает святой апостол Петр словами: Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов (Деян. 2, 38).

Следовательно, по православному Богооткровенному учению тот, кто не получил Духа Христова, не может быть близким Господу (см.: Рим. 8, 9). Он остается дальним, исключенным из Церкви Христовой, отчужденным от благодатного общения в вере и лишенным возможности вечного спасения (см.: Еф. 2, 12). Таковы не только язычники и иноверцы, но и еретики, которые отвернулись от истины.

«Почему не все спасены и не все спасаются? - спрашивает святитель Феофан Затворник и отвечает, - потому, что Бог, хотящий всем спастись, не всемогущею Своею силою соделывает спасение их, но, устроив и предложив всем дивный и единственный образ спасения, хочет, чтобы все спаслись, самоохотно приступая к сему образу спасения и разумно пользуясь им. Поэтому апостол сказал: „Бог, Спаситель наш, хощет всем спастись“, и прибавил: „и в разум истины приити“ (1 Тим. 2, 4) - прийти в познание истины, в последнем полагая условие первого. Прийти в познание какой истины? - Именно веры в Него, - веры в то, что нет иного спасения, как в Господе Иисусе Христе (см.: Деян. 4, 12)» (Еп. Феофан. Толкование пастырских Посланий св. ап. Павла. 2-е изд. М., 1894. С. 243-244).

Ныне же на экуменической почве делаются попытки объединить верных с неверными, не считаясь с Богооткровенной истиной и не требуя смиренной ей покорности (см.: Деян. 6, 7; Рим. 16, 19). Рассмотренная статья-доклад профессора протоиерея Л. Воронова - пример гибельного влияния, которое оказывает экуменический дух времени на труды православных богословов.

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ),
архимандрит
Сергий (ЯЗАДЖИЕВ)

Перевод с болгарского языка

Печатается с сокращениями,
по изданию: СПб., 1992.

Продолжение следует

Истина, Иоанн Златоуст, спасение, Феофан Затворник, ересь, язычество, экуменизм

Previous post Next post
Up