Наше истинное блаженство - благодать

Jun 08, 2014 11:06

26 мая / 8 июня - День Святой Троицы, Пятидесятница



Приветствую вас, мои возлюбленные о Христе братья и сестры, с великим праздником Святой Троицы. Сошествие Святаго Духа на апостолов было венцом и последней целью божественного домостроительства о нашем спасении.


Прекрасно учит о спасительном для нас значении ныне празднуемого Церковью события святитель Иоанн Златоуст в своих проповедях на день святой Пятидесятницы. Он говорит, что через ниспослание Святаго Духа на апостолов Господь даровал всем верующим в Него величайшие блага. С этого момента мы, для освобождения от греха и для своего освящения, принимаем от Святаго Духа Его божественную благодать или Его дары: ведения, исцеления, пророчества, рассуждения и даже самую веру, ибо, по свидетельству апостола Павла, никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12, 3). Так проповедует святитель Иоанн Златоуст о великих благах, дарованных нам сошествием Святаго Духа на апостолов.

В Священном Писании указываются и многие другие блага, которые подаются нам Святым Духом. Тот же апостол Павел в Послании к галатам говорит: Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).

Впрочем, все эти дарования Духа можно назвать одним благом, именно - блаженством Царства Христова, которое мы получаем от Духа Святаго. Благодать Духа в ее различных и дивных проявлениях рождает в нас блаженство Царства Божиего. Поэтому она есть наше истинное христианское счастье. Недаром Господь Спаситель назвал Святаго Духа Утешителем (см.: Ин. 14, 26; 15, 26; 16, 7). Сие наименование говорит нам, что только от Духа Святаго мы можем иметь настоящее утешение во всех наших скорбях и через Его благодать еще здесь получить доступ ко всем радостям Божественного Царства.

Эта благодать есть наше истинное блаженство и потому, что ею, при молитвенном призывании Святаго Духа, хлеб и вино в Таинстве Святой Евхаристии пресуществляются в Тело и Кровь Христа. А Святые Тайны Христовы являются источником величайшей нашей радости и предвкушением будущего райского блаженства.

Благодать Святаго Духа есть наше истинное блаженство и потому, что через нее рождается в сердцах последователей Христа то блаженное состояние, о котором апостол Павел сказал: Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его. Нам же Бог открыл есть Духом Своим (1 Кор. 2, 9-10).

Что может быть блаженнее того состояния, когда вся Божественная Троица вселяется в человека и он делается едино с Богом по благодати? Но это блаженное единение, по учению Христа, достигается через исполнение нами божественных заповедей (см.: Ин. 14, 23). А соблюдать спасительные заповеди мы можем только при содействии дарованной нам возрождающей благодати Святаго Духа. Следовательно, и по этой причине она есть наше истинное блаженство.

Наконец, мы так называем благодать и потому, что она, как учит святитель Василий Великий, будет источником нашего блаженства в неизреченном и вечном Царстве Христовом.

Вот какое спасительное значение имеет для нас сошествие Святаго Духа на апостолов! Они получили благодать Святаго Духа, которая есть и наша благодать. Вместе с нею они получили блаженство Царства Христова, которое есть и наше блаженство. Разница здесь заключается лишь в том, что эта благодать с ее чудными проявлениями и ее блаженством в апостолах раскрылась сразу во всей полноте и доступном для человеческого естества совершенстве, а в нас, как учат Святые Отцы: Марк Подвижник, блаженный Диадох, иноки Каллист и Игнатий, а вместе с ними и наш великий богослов епископ Феофан Затворник, сия благодать раскрывается постепенно, по мере исполнения нами божественных заповедей и, в особенности, посредством нашего покаяния и смирения. Но так же, как и в апостолах, благодать Святаго Духа может раскрыться в нас во всей возможной для нас полноте, если мы всем своим существом будем стремиться к ней, как к самому драгоценному сокровищу.

Такое великое устремление к благодати и было в жизни угодников Божиих. Ради сей благодати, как сокровища, скрытого на поле, или драгоценной жемчужины (см.: Мф. 13, 44-45), святые оставляли все блага мира сего и никакие скорби и страдания не могли ослабить их благодатной ревности. А блаженные, Христа ради юродивые даже сами искали этих скорбей и всевозможных страданий, лишь бы иметь в своем сердце сию благодать божественного Духа с ее райским блаженством. Они знали вместе с апостолом Павлом, что по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор. 1, 5).

К этой-то благодати или блаженству Царства Христова, как к самому высшему для нас благу и последней цели, к которой мы предназначены Богом, и призывает нас Господь, говоря: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33). Несомненно, это благодатное Небесное блаженство имел в виду и святой апостол Павел, когда сказал: Горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3, 2). А наш великий Оптинский Старец иеросхимонах отец Амвросий, согласно с этими апостольскими словами, увещевает нас жить так, как бежит колесо, которое всеми своими частями постоянно устремляется кверху и только одною своей точкой на одно лишь мгновение касается земли.

Увы! Подавляющее большинство современных христиан не следует сему призыву, но всецело устремляется к благам земного счастья. Как никогда они обуреваются неудержимым влечением к радостям плотской страсти. Открытый плотской разврат стал характерным признаком их жизни. Таким же отличительным свойством современных христиан является сребролюбие, которое побуждает в данный момент, несмотря на все наши культурные достижения, готовиться к небывалому по жестокости взаимному человеческому истреблению.

Печальнее всего то, что в этом гибельном устремлении к благам земного счастья современные христиане не могут остановиться, ибо не учение Христа, апостолов, Святых Отцов и даже не совесть являются для них жизненным руководством, а человеческий разум, плененный и ослепленный гордостью, которая толкает их на путь всевозможных заблуждений, ересей и богоборчества, не допуская даже малейшего прикосновения к ним доброго, спасительного воздействия. <…>

Могут спросить: как же нам желать благодати Святаго Духа и стремиться к ней, когда она уже есть в нас, когда мы получили ее в святом Крещении и Миропомазании и продолжаем получать ее в других Таинствах Церкви? Да, мы имеем в сердцах своих сию божественную благодать. Но когда мы тяготеем к земле и увлекаемся всецело счастьем земным, тогда Дух Святый отходит от нас Своей благодатью, и мы можем погибнуть навеки. Ведь в таком неудержимом устремлении к плотскому счастью и была причина гибели людей при всемирном потопе, перед которым Господь сказал: Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (Быт. 6, 3). Да, мы имеем в себе благодать Святаго Духа и, тем не менее, мы должны стремиться к ней, т. е. раскрывать и приумножать ее в себе, как учат Святые Отцы Церкви, посредством исполнения божественных заповедей, через покаяние и, в особенности, смирение. Покажем на деле свое стремление к благодати Святаго Духа. Иначе сказать: будем неуклонно соблюдать заповеди нашего Спасителя, будем плакать о грехах своих, а больше всего смиряться перед Богом и людьми, чтобы Дух Святый, в силу нашего нерадения о христианской жизни, не отошел от нас, и мы не погибли бы навеки. Вот почему Святая Церковь требует, чтобы мы всегда, а в особенности в сей праздник Пятидесятницы, молились Царю Небесному такими словами: «Прииди и вселися в ны». Она следует в данном случае увещанию великого апостола Павла, который в Послании к евреям говорит: Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией <...>, будем хранить благодать (Евр. 12, 15, 28).

Поэтому пусть главнейшим предметом наших забот и стараний будет постоянная сердечная молитва о том, чтобы благодать Святаго Духа всегда пребывала с нами как источник истины, силы и радости в нашей жизни. Мы молились об этом вчера за всенощным бдением и сегодня за Божественной Литургией. Будем молиться об этом и сейчас, за Троицкой вечерней. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми нами. Аминь.

Архиепископ
Серафим (СОБОЛЕВ)

Произнесено в храме
святителя Николая,
г. София, июнь 1937 год

Серафим Соболев, благодать, Святой Дух

Previous post Next post
Up