Продолжение.
Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ
ГЛАВА I: ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ
§ 7 «СЛАВА И НЫНЕ»
После «трисвятого» полагается Той же Пресвятой Троице и славословие, заключающееся в следующих кратких словах: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…» и проч. Это славословие издревле составлено в честь Троицы, как некоторые писатели утверждают, святым Мелетием и Флавианом, Антиохийскими Патриархами, и для отражения некоторых еретических учений. Выражение «Слава» направлено против ариан, потому что едина слава Святой Троицы, как едино и существо. Слова же «Отцу и Сыну и Святому Духу» направлены против Савелия, который учил, что Святая Троица есть одно лицо. А слова «ныне и присно» и проч. показывают, что Троица тождественна и вечна, и неизменна, и слава Ее есть и ныне, и всегда, и во веки веков будет.
Так как в этом весьма кратком славословии изображается все существо Пресвятой Троицы, то Церковь как для того, чтобы отразить лжеучения еретиков, так и дабы показать вечное и неизменное свое исповедание, прилагает это славословие во многих местах, т. е. в начале и конце многих молений, а особенно после песни «Аллилуиа».
§ 8
«ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦЕ…» ЕСТЬ ВТОРОЕ МОЛЕНИЕ
Второе моление к Пресвятой Троице заключается в молитве: «Пресвятая Троице, помилуй нас…» и проч. Сначала в сей молитве словами «Пресвятая Троице» в одно время воспоминаются все три Лица Пресвятой Троицы и потом прилагается общее к ним, как к одному Лицу, прошение о помиловании - «помилуй нас»; затем исчисляются отдельно все три Лица и, сообразно их свойствам, прилагаются к ним особливые прошения, т. е. к Отцу - «Господи, очисти грехи наша»; к Сыну - «Владыко, прости беззакония наша»; к Святому Духу - «Святый, посети и исцели немощи наша»; а в заключение опять ко всем Лицам вместе делается обращение в словах «имене Твоего ради».
Все эти прошения, прилагаемые каждое к отдельному Лицу Святой Троицы, имеют особенные и приличные значения в отношении к оным Лицам. Ибо к Богу Отцу говорим: «Господи, очисти», так как мы примирены с Ним чрез Сына; к Сыну - «прости», поелику Он, будучи человек, пострадал от людей и за людей, поелику Он прогневляется и оскорбляется нами, облекшимися в Него Крещением и миром и соединенными с Ним Причащением и другими Таинствами, и поелику Он дал власть вязать и решить, и заповедал прощать; к Духу же Святому - «посети и исцели», поелику Он животворит, милует и укрепляет нас, и без Его силы и благодати в нас ничего не может быть доброго.
§ 9
«ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ» ТРИЖДЫ
К молитве «Пресвятая Троице...», для изъявления большей чести Троицы и усерднейшего от нас моления, прилагается «Господи, помилуй» трижды. Словами этими мы двукратно возвещаем Пресвятую Троицу: когда произносим: «Господи, помилуй» - тогда возвещаем Троицу, потому что Троица есть Един Господь; и когда эти же слова «Господи, помилуй» произносим трижды - тогда опять возвещаем и умоляем о помиловании Троицу. Потом молитва «Пресвятая Троице…» и слова «Господи, помилуй» заключаются тем же славословием, какое было и при первом молении, т. е. читается «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
§ 10
«ОТЧЕ НАШ» ЕСТЬ ТРЕТЬЕ МОЛЕНИЕ
Третья молитва к Пресвятой Троице и в честь Оной есть «Отче наш». Правда, молитва эта возносится к Единому Отцу и дана нам Сыном; но так как Троица нераздельна, Отец, Сын и Святый Дух едино суть: Бог есть Отец Светов, то есть Сына и Духа, Отец всегда пребывает в Сыне и Духе, и Сын в Духе и Отце, то молитва эта возносится не к Одному только Отцу, но и ко всем трем Лицам. Посему когда читаем «Отче наш», тогда вспоминаем и Сына, и Святаго Духа. Это самое и Церковь нам показывает, когда сию молитву заключает словами: «яко Твое есть царство и сила и Слава Отца и Сына и Святаго Духа» и проч. А так как здесь изображается не только слава, но и царство, и сила Отца, и Сына, и Святаго Духа, то славословие, которое читалось после первых двух молений, т. е. «слава Отцу» и проч. здесь уже не читается; потому что оно короче выражает то же самое.
Все вышеозначенные три молитвы читаются в честь Троицы в начале всех молитвословий; и к этим молитвам всегда прилагается по одному славословию к каждой, а всего три славословия, также в честь и славу Пресвятой Троицы.
«ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ» ДВЕНАДЦАТЬ РАЗ
Прежде «Господи, помилуй» читалось в честь Троицы трижды. Но как по церковному обряду в течение ночи, с вечера до утра считается двенадцать часов, и в течение дня, с утра до вечера, тоже двенадцать часов, то теперь «Господи, помилуй» в ночи, т. е. на повечерии и на полунощнице, читается двенадцать раз за двенадцать часов ночи; также и в течение дня, т. е. на всех дневных часах, читается тоже двенадцать раз за двенадцать часов дня.
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует