Разведывательные службы Ватикана

Mar 10, 2014 21:58


Продолжение. Начало см. в № 3 (99)

В связи с событиями на Украине мы решили подробнее осветить специфику и характер работы разведслужб Ватикана и потому сочли уместным опубликовать в текущем номере продолжение статьи на эту тему, начало которой можно прочитать в № 3 (99).

5. «КОНГРЕГАЦИЯ ПРОПАГАНДЫ ВЕРЫ» И «КОНГРЕГАЦИЯ КАТОЛИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Первоначальной целью «Конгрегации пропаганды веры», созданной в 1622 году, было склонение к унии православных христиан и протестантов, а позже - еще и обращение в папизм иноверцев и язычников. Сегодня это учреждение руководит латинскими противохристианкими миссиями во всем мире. На территориях, считающихся миссионерскими, в его ведении находятся духовенство, учебные заведения и отчасти аббатства (католические монастыри, принадлежащие какому-либо ордену). Под прикрытием евангелизации и миссинерства члены миссии собирают развединформацию. В Риме действует высшее учебное заведение, готовящее латинских проповедников; а по всему миру функционирует целый ряд т. н. миссионерских коллегий.


«Конгрегация католического образования», или иначе - «Конгрегация семинарий и учебных заведений», была учреждена конституцией папы Сикста V от 22 января 1588 года для руководства процессом обучения в папских университетах и изначально называлась «Конгрегацией римских университетских исследований». В 1967 году папа Павел VI переименовал ее и разделил на три управления: семинарии, католические университеты и католические школы. Первое управление, как следует из названия, охватывает почти все семинарии и образовательные учреждения монашествующих и светских институтов. Второе - все университеты, факультеты, институты и высшие школы «церковных» или гражданских исследований, которые зависят от Ватикана, а также институты и ассоциации научного направления. В введении третьего управления - все школы и институты любого до университетского уровня, зависящие от «церковной» власти и направленные на формирование светской молодежи, за исключением зависящих от «Конгрегации восточных церквей» и «Конгрегации евангелизации народов».

В начале 1950 года в Риме была основана двухгодичная разведывательная школа. Ее выпускники исполняли обязанности резидентов в социалистических странах, куда их формально направляли служить ксендзами. Помимо этого в Милане и Венеции действовали годичные курсы для подготовки радистов и шифровальщиков. Учащиеся этих курсов также впоследствии распределялись в страны Восточной Европы.

5. ВАТИКАНСКИЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ, РАБОТАЮЩИЕ НА РУССКОМ НАПРАВЛЕНИИ

Отдел ватиканской разведки, отвечающий за российское направление, находится в ведении «Конгрегации восточных церквей», созданной 1 мая 1917 года и заведующей делами восточных католических «церквей» любых обрядов (копты, армяне, униаты и др.).

В государства и регионы, в которых появляются униатские общины, Конгрегация для их поддержки и развития направляет визитаторов. В этой «русской» Конгрегации, кроме назначаемых папой, состоят униатские лжепатриархи восточных обрядов, а также председатель «Папского совета по содействию христианскому единству».

Одно из наиболее известных подразделений российского направления разведки Ватикана - открытая в 1929 году коллегия «Руссикум». Это учебное заведение выпускает папских миссионеров для России и Восточной Европы. Учащиеся «Руссикума» получают религиозную, политическую, языковую и иную спецподготовку. Кроме католической теологии и других религиозных предметов, они изучают русский язык, русскую историю и литературу, обычаи нашей страны и т. п. Одновременно их готовят и по гражданской специальности, которую они впоследствии используют для прикрытия своей деятельности. Внешне в «Руссикуме» все как в православной семинарии: одежда учащихся, устав «богослужений», облачения «священнослужителей», убранство «храма». Обстановка, в которой проходит обучение будущих проповедников, максимально приближена к той, в которой они затем будут действовать; про этом соблюдается строжайшая конспирация.

+ + +

Отчасти описав структуру ватиканских спецслужб, расскажем теперь и о некоторых разведывательных операциях «святого» престола.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВАТИКАНСКИХ СПЕЦСЛУЖБ НА ПРИМЕРЕ ОПЕРАЦИЙ ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ

А) В РОССИИ ВО ВРЕМЕНА ПРАВЛЕНИЯ ИОАННА IV  И ФЕОДОРА ИОАННОВИЧА

Наиболее активной средневековой ватиканской спецслужбой был орден иезуитов. Одной из ранних операций ордена можно считать попытку подчинения Русской Православной Церкви Ватикану во второй половине XVI века. Вот как описывает это событие приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев): «Монах-иезуит Антоний Поссевин приехал в Москву в 1581 году, чтобы послужить посредником в переговорах русского Царя со Стефаном Баторием, польским королем, вторгшимся в ходе Ливонской войны в русские границы, взявшим Полоцк, Великие Луки и осадившим Псков. Будучи легатом папы Григория XIII, Поссевин надеялся с помощью иезуитов добиться уступок от Иоанна IV, пользуясь сложным внешнеполитическим положением Руси. Его целью было вовсе не примирение враждующих, а подчинение Русской Церкви папскому престолу. Папа очень надеялся, что Поссевину будет сопутствовать удача, ведь Иоанн Грозный сам просил папу принять участие в деле примирения, обещал Риму дружбу и сулился принять участие в крестовом походе против турок. „Но надежды папы и старания Поссевина не увенчались успехом, - пишет М.В. Толстой. - Иоанн оказал всю природную гибкость ума своего, ловкость и благоразумие, которым и сам иезуит должен был отдать справедливость, отринул домогательства о позволении строить на Руси латинские церкви, отклонил споры о вере и соединении Церквей на основании правил Флорентийского собора и не увлекся мечтательным обещанием приобретения всей Империи Византийской, утраченной греками будто бы за отступление от Рима“» (Митрополит Иоанн (Снычев). Самодержавие Духа).

Сложно не согласиться с тем, что в данном случае Поссевин выступил не как духовное лицо, а скорее как специалист по агентурной разведке, пытавшийся склонить под свою волю и власть папы главу другого государства. С теми же предложениями он снова побывал на Руси после смерти Грозного Царя, посетив уже Феодора Иоанновича, занявшего отцовский престол. Но и благочестивый Царь Феодор, подобно своему премудрому родителю, отверг все посулы врагов Православия, сохранив верность Христу.

Уже в этих двух спецоперациях прослеживается стратегия и тактика деятельности отцов-иезуитов, цель которых - отнюдь не миссионерская проповедь, а захват власти. Если правитель того или иного государства совращается в папизм и соглашается признать над собой светскую и духовную власть папы, затем он заставит принять ересь и своих подданных, по принципу «чья власть, того и вера». Если же он не удовлетворяет требований иезуитов и не подчиняется папе, тогда они ликвидируют его физически, заменяя угодным им человеком. Недаром святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Католические иезуиты в угоду папе и своим эгоистическим низшим видам и целям извратили закон совести и закон Евангелия, утверждая, что для достижения своекорыстных целей или целей религиозных католики могут употреблять всякие незаконные средства...» В подтверждение этих слов приведем лишь один факт: в 1594 году воспитанник иезуитов Жан Шастель совершил покушение на жизнь короля Франции Генриха IV. Однако попытка убийства оказалась неудачной, и по решению Парижского парламента иезуиты были изгнаны из столицы и некоторых других французских областей.

Б) В РОССИИ В СМУТНОЕ ВРЕМЯ

По этой же схеме иезуиты провели спецоперацию с целью государственного переворота и установления папского господства в России в начале XVII века. Они организовали вторжение на Русь Лжедмитрия I, монаха-расстриги Григория Отрепьева. Иезуиты не придавали значения тому, действительно ли это младший сын Иоанна Грозного Царевич Димитрий или нет, но решили использовать его в своих целях.

13 апреля 1604 года в Москве не без участия Ватикана был отравлен Царь Борис Годунов, а через месяц задушены его жена и сын. Началось Смутное время. Лжедмитрий, оценив безвластие в России как благоприятный момент для воплощения своих намерений, овладел столицей с помощью своих «духовников»-иезуитов. Вскоре под их контролем он начал проводить церковные и государственные реформы, уже открыто попирая традиции православного благочестия. Однако в результате боярского заговора во главе с Василием Шуйским 17 мая 1606 года самозванец был убит и русская власть восстановлена.

Но иезуиты нашли замену Лжедмитрию I. В 1607 году в Стародубе появился Лжедмитрий II. Казачий атаман Заруцкий принес ему присягу как истинному Царевичу Димитрию. Вдова Лжедмитрия I Марина Мнишек тут же признала нового самозванца своим мужем. И вскоре из Речи Посполитой в поход на Россию двинулись польско-литовские шайки под предводительством Лисовского, Сапеги и других шляхтичей. В этом историческом эпизоде ярко проявилась характерная для папистов безпринципность и аморальность. Ради достижения господства на Руси они согласились и на обман, и на явный подлог. Но миссия Лжедмитрия II также оказалась неудачной. Талантливый русский воевода Михаил Скопин-Шуйский разбил его стан у подмосковного села Тушина, после чего самозванец бежал в Калугу и 11 декабря 1610 года был убит.

Заслуживает внимания инструкция иезуитов по введению унии в России, послужившая руководством к действию Лжедмитрию II: «А) еретикам (т. е. протестантам, - примеч. ред.), врагам унии запретить въезд в государство; б) монахов из Константинополя, находящихся в России, выгнать; в) с осторожностью выбирать людей, с которыми вести речь об унии, ибо преждевременное разглашение об этом и теперь повредило; г) Государю держать при себе небольшое число католического духовенства и письма, относящиеся к этому делу, писать, посылать и принимать, особенно из Рима, как можно осторожнее; д) самому Государю заговаривать об унии редко и осторожно, чтоб не от него началось дело, а пусть сами русские предложат о некоторых неважных предметах веры, требующих преобразования, и тем проложат путь к унии; е) издать закон, чтобы в Церкви Русской все подведено было под правила Соборов и Отцов греческих, и поручить исполнение закона людям благонадежным, приверженцам унии: возникнут споры, дойдут до Государя, он назначит Собор, а там с Божией помощью можно будет приступить и к унии; ж) раздавать должности людям, расположенным к унии, особенно высшее духовенство должно быть за унию, а это в руках его царского величества; з) намекнуть черному духовенству о льготах, белому - о наградах, народу - о свободе, всем - о рабстве греков; и) учредить семинарии, для чего призвать из-за границы людей ученых, хотя светских; й) отправлять молодых людей для обучения в Вильну или лучше туда, где нет отщепенцев, в Италию, в Рим; к) позволить москвитянам присутствовать при нашем богослужении; л) хорошо, если б поляки набрали здесь молодых людей и отдали их в Польше учиться к отцам-иезуитам; м) хорошо, если б у Царицы между священниками были один или два униата, которые бы отправляли службу по обряду русскому и беседовали с русскими; н) для Царицы и живущих здесь поляков построить костел или монастырь католический и проч.» (Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Т. 5).



Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма
Худ. Н. НЕВРЕВ
В) В ЯПОНИИ, КИТАЕ, ИНДИИ И ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ В XVI-XVIII ВЕКАХ

В тех странах, где иезуитам удавалось захватить власть, папизм насаждался более открыто и жестко.

В 1547 году иезуит Франциск Ксаверий, современник и сподвижник основателя ордена Игнатия Лойолы, обратил в латинскую ересь японца Андзиро, при помощи которого пробрался в Японию и приобрел папе две тысячи жителей этой страны. Его преемники завербовали нескольких японских дайме (князей), которые огнем и мечом «крестили» своих подданных. Но вскоре император запретил их деятельность в своих владениях: «Поворот в религиозной политике объяснялся прежде всего тем, что некоторые принявшие крещение дайме разрушали буддийские и синтоистские храмы и силой принуждали своих подданных принять новую веру. Такая позиция противоречила традиционной для японской культуры установке на веротерпимость» (Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 21). Отношение к иезуитам изменилось и благодаря промыслительному случаю: опрометчивым словам капитана испанского корабля «Сан-Фелипе», застигнутого штормом на пути из Филиппин в Мексику и вынесенного к японским берегам недалеко от города Урадо. В беседе с местным жителем он проговорился, что испанский король всегда посылает в новые края «миссионеров», чтобы, овладев этими землями, колонизировать их. Эти сведения быстро дошли до императора, и на папских лжемиссионеров и окатоличенных ими японцев начались гонения. Несмотря на это, в Японии оставалось 36 иезуитов. В 1637-1638 годах при помощи нескольких десятков тысяч японцев-папистов они подняли Симабарский мятеж, который был подавлен войсками императора, а все его участники казнены, но ныне прославляются католиками как «мученики».

В Китае иезуитам удалось «крестить» императорскую чету Мин, потворствовавшую распространению папизма. У истоков китайской «миссии» стояли итальянские иезуиты Микеле Руджери и Матео Риччи. Благодаря научным познаниям, особенно в картографии, Риччи заслужил доверие китайского императора Ванли из династии Мин. Пользуясь расположением императорской семьи, иезуиты добивались своих целей. Под их руководством китайцы модернизировали армию. При последнем императоре из династии Мин Юнли паписты «крестили» многих представителей высшей знати. В борьбе с маньчжурами иезуиты выступили главными союзниками своих подопечных, которые обратились за военной помощью к папе Александру VII. Однако реальной поддержки они не получили и вскоре власть захватила маньчжурская династия Цин. Но пронырливые католики и тут не растерялись. Член ордена Шаль фон Бел сумел войти в доверие к новому императору Шуньчжи и умело использовать его покровительство в своих целях.

В Индии итальянский иезуит Роберто де Нобли внедрился в касту брахманов: «Представляясь странствующим брахманом (жрецом, членом высшей индийской касты) иезуит брил голову, носил желтую одежду и соблюдал некоторые кастовые обычаи» (Там же). В данном случае Нобли предстает типичным для спецслужб агентом-нелегалом. В результате своей деятельности иезуиту удалось подчинить папе около 100 тысяч индусов.

Примечательна история латинизации Южной Америки. В результате военной агрессии оккупационные испанские и португальские войска сломили сопротивление местных индейских племен. Португальский король Жуан III пригласил в Бразилию пятерых иезуитов. В 1553 году они основали там первую провинцию ордена на американском континенте. После покорения индейцев, уже в конце XVI века, «миссионеры» приступили к их «евангелизации». Для этого они разработали систему редукций - больших поселений для кочующих племен с целью их совместного оседлого проживания. В Мексике иезуиты освоили населенные индейцами долины рек Мета и Ориноко, а также подчинили папе земли по рекам Какета, Путумайо и Амазонка. Далее они принялись за Венесуэлу. Однако местные племена оказали им активное сопротивление. Редукции при помощи военной силы удалось сохранить лишь на берегах Ориноко. Наиболее успешной для иезуитов оказалась «миссия» на землях современных Парагвая, Аргентины, Уругвая и частично Боливии.

Сначала эти земли осваивали францисканцы. Но когда в 1601 году прелатом - высшим «духовным» лицом - там стал Мартин Игнасио де Лойола, внучатый племянник основателя ордена, иезуиты прибрали «миссию» к своим рукам. В 1611 году они получили от испанского короля исключительное право на «миссионерство» в этих краях. Новые «миссии» должны были учреждаться на территориях Асунсьона (Парагвай), еще не завоеванных и не колонизированных европейцами. Здесь папистам принадлежала светская и духовная власть. Первая редукция Лоретанской Мадонны появилась в 1610 году. В 1618 году была основана еще одна редукция в честь лжесвятого Игнатия Лойолы. Со временем в Парагвае появилось 30 редукций, составивших целое иезуитское теократическое государство. Они подчинялись только королю Испании и генералу ордена. Братья развернули в Парагвае активную деятельность. Руководили каждой редукцией по два патера, которые занимались как духовными, так и административными вопросами. Писаного законодательства не существовало. Денежный оборот и торговлю заменял натуральный обмен. Имущество индейцев считалось «Божиим», поскольку иезуиты полагали, что те не способны им распоряжаться. Все индейцы были одинаково бедны и трудились на землях, которые делились на «собственность Бога» и личные. Жители редукций полностью обезпечивали свои продовольственные, промышленные, хозяйственные и прочие потребности. Иезуиты же контролировали экспорт, финансы, образование, духовное и государственное управление, а также вопросы разведки и контрразведки. С разрешения короля паписты сформировали в Парагвае армию из латинизированных индейцев, которых обучили при помощи испанских солдат. Исследователи характеризуют установленный католиками государственный строй как теократический коммунизм, а правильнее его было бы назвать коммунизмом иезуитским. Иезуитские редукции стали вершиной «миссионерской» деятельности ордена. Ни до, ни после них таких масштабов и успехов больше не было.

Конец иезуитской республике пришел в 1750 году, когда Португалия и Испания перераспределили часть своих колониальных территорий. В обмен на крепость Колония-дель-Сакраменто испанский король передал португальцам семь богатейших редукций по берегу реки Уругвай. Иезуиты отказались подчиниться испанским и португальским властям и развязали боевые действия, выставив хорошо вооруженную и обученную армию. С 1753 по 1756 год продолжалась Гуаранийская война. Иезуиты осуществляли верховное руководство и координировали разведывательную деятельность своей армии. Однако победителями в войне оказались Испания и Португалия. Потерпев поражение в открытом военном столкновении, паписты прибегли к иным средствам. В 1758 году они совершили неудачное покушение на жизнь португальского короля Жозе I. В 1759 году он объявил их мятежниками и приказал изгнать с португальских территорий. Но иезуиты не думали сдаваться: в 1766 году они организовали восстание в Мадриде. А 2 апреля 1767 года испанский король Карл III издал декрет, согласно которому деятельность «Общества Иисуса» была запрещена как в Испании, так и в ее американских колониях. Имущество их подлежало конфискации, а члены ордена - высылке в папскую область.

К концу XVIII века своими преступлениями иезуиты успели настроить против себя практически все европейские королевские дома, которые потребовали от папы запретить орден. И 21 июля 1773 года папа Климент XIV издал бреве об упразднении «Общества Иисуса» «навсегда» - ради «пользы Церкви и спокойствия народов». Но уже в 1814 году папа Пий VII особой буллой объявил о восстановлении ордена иезуитов, после чего эта Ватиканская структура окончательно переключилась на «просветительскую» деятельность в издательской сфере и области образования, и под таким прикрытием продолжает выполнять свои специальные операции.

Максим БОЙКО

Библиографический список:

Козлов М., свящ. Курс лекций по сравнительному богословию. Раздел II : современное состояние католической церкви. Римские конгрегации

(http://psylib.org.ua/books/kozlm01/index.htm).

Конгрегции (Ватикан). «Annuario Pontificio». 1979

(http://www.odinblago. ru/zapadnoe_bogoslovie/kuriya/kongregacii/).

Кондрашов А. Агенты в рясах и сутанах // Аргументы Недели. № 32 (374) от 22 августа 2013 года.

Лекарев С. Мальтийский центр ЦРУ // Аргументы Недели. № 45 (131) от 6 ноября 2008 года.

Минаев В. Тайное становится явным. М., 1960.

Четверикова О. Измена в Ватикане, или Заговор пап против христианства. М., 2011.

Продолжение следует

Иоанн (Снычев), Россия, католичество, ересь, папа римский, Православие

Previous post Next post
Up