Продолжение.
Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ЦЕРКВИ ВООБЩЕ, О ВСЕХ ЧАСТЯХ ЕЕ И О ВСЕХ ВЕЩАХ И УТВАРЯХ, К НЕЙ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ
ГЛАВА XII:
O СВЯТЫХ ИКОНАХ
§ 1
ИКОНЫ СВЯТЫЕ ОТ БОГА ПРЕДАНЫ
Сказавши о силе и почитании святого Креста, следует сказать и о святых иконах, которые, как и самый Крест, всеми благоговейно почитаются, и которые поставляются как в церкви и в домах, так и на всяком месте вне оных. Ибо всещедрый и премилостивый Господь Бог, всегда промышляющий о спасении рода человеческого, не восхотел верных Своих оставить в неведении о тех спасительных благодеяниях и предивных чудесах Своих, которые Он соделал на земле в образе человеческом; но, по премногой Своей благости, предал все это возлюбленной Своей Церкви в изображениях на святых иконах, дабы мы видели Его чудеса своими телесными очами. Церковь же, украсившись иконами, как багряницею царскою, достойно чтит их и призывает своих православных сынов к надлежащему их почитанию.
Так как почитание святых икон, как в древнем законе, так и в новой благодати, введено не волею человеческою, но повелением Божиим, то необходимо здесь из Священного Писания показать происхождение святых икон, потом вкратце изложить историю, с каким благоговением издревле были почитаемы святые иконы и как мужественно защищаемы, и, наконец, в каком смысле они почитаются Церковию.
§ 2
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО О СВЯТЫХ ИКОНАХ ИЗ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
В начале, в древнем законе, Сам Бог повелел Моисею, ради чести и славы Своей, сотворить в скинии образы, сказав ему: И да сотвориши дщицу злату чисту, и изобразиши на ней образ печати, святыня Господня (Исх. 28, 36). Господь, повелевая Моисею сотворить образы, сказал не о идолах греческих и языческих богов, но повелел сотворить образы для славы Своей. Потом Господь Бог повелел Моисею сделать кивот завета и двух херувимов, говоря: Сотвориши два херувима злата изваянна, и возложиши я от обеих стран очистилища; и ниже: На опонах множество херувимов сотвориши (Там же. 25, 18-19). Затем Господь Бог повелел Моисею сделать медного змия: Сотвори себе змию (медяну) и положи ю на знамя: и будет, аще угрызет змия человека, всяк угрызенный, видев ю, жив будет (Числ. 21, 8). Затем Господь Бог повелел Моисею сделать две каменные скрижали (таблицы): И рече Господь к Моисею: истеши себе две скрижали каменны, якоже и первыя, и взыди ко Мне на гору: и напишу на скрижалех словеса (Исх. 34, 1). Эти две скрижали, стамну, заключавшую в себе манну, и жезл Ааронов Моисей с великою честию положил в ковчеге. Еще повелел Бог Моисею: И да помажеши (святым елеем) <…> скинию свидения, и кивот скинии свидения, и вся сосуды ея, <…> и олтарь кадильный. И освятиши я, и будут святая святых: всяк, прикасаяйся им, освятится (Там же. 30, 26-29).
Соломон же премудрый сотвори (на дверях) изваянныя херувимы <...>, обятыя златом свешеным на изображение (3 Цар. 6, 35). Провидев все это, пророк Давид возгласил: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея (Пс. 25, 8). И еще: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем (Там же. 5, 8); Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть (Там же. 98, 5).
Все эти свидетельства не противоречат заповеди, данной Богом людям израилевым: Слыши, Израилю: Господь Бог наш Господь Един есть (Втор. 6, 4); Да не будут тебе бози инии пред лицем Моим. Да не сотвориши себе кумира, ни всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах и под землею: да не поклонишися им, ниже послужиши им (Там же. 5, 7-9). Здесь Бог ясно запрещает делать образы богов греческих и языческих, потому что греки и другие языческие народы, как, например, египтяне, почитали своих истуканов за богов и покланялись им. Но чтобы к сему не привык и народ Божий, Господь Бог строго запретил делать такие подобия. Однако они слили себе тельца в пустыне и вопияли пред ним: Сии бози твои, Израилю (Исх. 32, 4), и сделались идолослужителями. Но Господь не только не запретил делать образы, но и для Своего прославления повелел сделать доску с изображением херувимов, медного змия и другие украшения, имевшие быть при кивоте. И этих украшений ни Моисей, ни израильтяне не только не уничтожали, но почитали и покланялись им, и в сем случае почитали не дерево и не краски, но Того, в честь и хвалу Которого они были сделаны.
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует