Начиная с этого номера, мы будем знакомить читателя с сочинением приснопамятного подвижника благочестия архиепископа Серафима (Соболева) «Об истинном монархическом миросозерцании». Этот труд стал откликом Владыки-монархиста на критику другой его книги - «Русской идеологии». Архиепископ Серафим отвечает на неосновательные возражения против богоустановленности царской власти и другие неправые взгляды критика, которые нередко можно встретить и сегодня, в книгах и статьях современных авторов.
ВСТУПЛЕНИЕ
В русском заграничном журнале «Православный путь» (К учению о Святой Руси // Православный путь. 1940. Вып. 2-3. С. 90-105) был напечатан критический отзыв о нашей книге «Русская Идеология», выражающий типичный для русской интеллигенции рационалистический взгляд на существо царской власти. В этом отзыве утверждается, что общее направление книги - верное, но в доказательствах о богоустановленности царской самодержавной власти, ее основанности на Богооткровении и в ряде других мыслей допущены ошибки. Автор отзыва выражает пожелание, в случае ошибочной критики или неправильно понятых им положений из «Русской Идеологии», получить от нас соответствующие указания и разъяснения.
Доказательства, приводимые в «Русской Идеологии» в пользу богоустановленности царской самодержавной власти и ее основанности на Священном Писании, являются фундаментом истинного, то есть православного монархического миросозерцания. Называть эти доказательства ошибочными, это значит колебать основу данного миросозерцания.
Поэтому мы считаем необходимым рассмотреть, насколько состоятельны приводимые в критике возражения.
1. ВОЗРАЖЕНИЕ ПРОТИВ БОГОУСТАНОВЛЕННОСТИ
ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ
Это возражение заключается в словах автора критики, обвиняющего нас в желании доказать, что самодержавие «прямо основано на Богооткровении, на святоотеческом учении и на Православной вере». По его словам, эта главная мысль многократно повторяется и дает полное основание сказать, что мы догматизируем самодержавие, когда говорим: «Самодержавная власть основана на словах Священного Писания» (Там же. С. 90).
Да, мы доказываем, что царская самодержавная власть имеет своим основанием Божественное Откровение. С этой целью мы приводим толкование митрополитом Филаретом апостольского изречения: несть бо власть аще не от Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть (Рим. 13, 1).
Из слов митрополита Филарета ясно видно, что как власть отца не могла быть сотворена им самим или дарована ему сыном, но произошла от Бога вместе с сотворением Им человека; и как власть ветхозаветных патриархов, вождей и судей существовала по установлению Самого Бога, так и царская власть установлена Богом и коренится в Нем, как глубочайшем источнике и высочайшем начале первой власти (отца) и, следовательно, всякой последующей власти (а) Филарет, митр. Московский. Слова и речи. М., 1848. Ч. II. С. 135; 1861. Ч. III. С. 236; б) Архиеп. Серафим (Соболев). Русская Идеология. София, 1939. С. 85-86).
К приведенным нами истолковательным словам митрополита Филарета автор критического отзыва добавляет: «...Царь не был одним только образом и именем власти над народом. И митрополит Филарет указывает разные виды власти. Из этого отрывка мы видим, какие образы и имена власти над народом были установлены, и ясно, что нельзя говорить, что только одна власть царская установлена Богом» (К учению о Святой Руси... С. 91).
Этим добавлением затемняется главная мысль, выраженная здесь митрополитом Филаретом, о происхождении царской власти от Бога. Для такого объяснения нельзя найти основания в самом тексте данных истолковательных слов московского святителя, которые к тому же приводятся в статье «К учению о Святой Руси». «В семействе, - говорит митрополит Филарет, - должно искать начатков и первого образа власти и подчинения, раскрывшихся потом в большем семействе-государстве <...>. В патриархе [Аврааме] Господь сотворил качество отца и постепенно произвел от него племя, народ и царство; Сам руководил патриархов сего племени; Сам воздвигал судей и вождей сему народу; Сам царствовал над сим царством (см.: 1 Цар. 8, 7); наконец, Сам воцарил над ним царей, продолжая и над царями чудесное знамение Своей верховной власти» (Там же. С. 92).
Эти слова митрополита Филарета, заимствованные нами из его проповеди и притом на тему «Божественное установление царской власти» (Филарет, митр. Московский. Указ. соч. Ч. II. С. 135; Ч. III. С. 236), показывают, что главная и основная мысль его здесь сосредоточена на богооткровенной истине апостольского изречения (см.: Рим. 13, 1), что царская власть установлена Самим Богом. Но ясно здесь и то, что центром внимания митрополита Филарета являются не различные виды власти в жизни еврейского народа. О них он говорит постольку, поскольку они свидетельствуют о происхождении от Бога царской власти. Последнюю в ее начатках он видит во власти отца. Царскую власть в ее качестве он находит во власти патриарха Авраама как представителя еврейского племени и, разумеется, - во власти судей, от коих еще более требовалось проявление качества Царя, так как они управляли уже не племенем, а целым народом.
Рассуждая по существу, в данном отрывке своего слова митрополит Филарет говорит не о разных видах власти над народом, а об одной только царской власти в различных ее проявлениях, которые все коренятся во власти отца, этом первоначальном виде той же царской власти.
Вот почему утверждение критики: «...нельзя говорить, что только одна власть царская установлена Богом» (К учению о Святой Руси... С. 91), является неправильным. Власть отца, власть патриарха, власть судей и власть царская - это, по учению митрополита Филарета, есть по своей природе та же царская власть, которая действительно только одна и происходит от Бога.
Архиепископ
Серафим (СОБОЛЕВ)
Об истинном монархическом
миросозерцании. СПб., 2002.
Продолжение см. в след. номере