РОСТОВ ВЕЛИКИЙ - КЛАДЕЗЬ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫНЬ

Sep 18, 2013 19:45




Успенский собор Ростовского кремля

Путь от Москвы до Ростова Великого на поезде занимает три с половиной часа. Рано утром мы прибыли на ростовский вокзал и с рассветом отправились в город. Первым местом нашего паломничества стал Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь на берегу озера Неро.

Эта обитель была основана при следующих обстоятельствах. В 1386 году по приглашению ростовских князей местную кафедру занял епископ Иаков, подвижник святой жизни. Однажды он заступился за осужденную ростовчанами на смерть княгиню Феодору, по примеру Господа сказав жаждущей расправы толпе: «Кто без греха - первый брось в нее камень». Обличаемые совестью, жители города не посмели казнить княгиню, но, выражая свое недовольство, самовольно сместили епископа с кафедры. Тогда он разостлал на озерной глади свою епископскую мантию, встал на нее и, как на плоту, поплыл по воде. В отдалении от города мантия пристала к берегу. Здесь святитель Иаков впоследствии и воздвиг деревянный храм в честь Зачатия святой праведной Анны, в котором в 1392 году упокоились его честные мощи. В наше время мощи святого почивают в другом храме, построенном в его честь на средства графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, о которой мы писали в № 2 (74), и освященном святителем Филаретом Московским.

А в каменном храме Зачатия святой Анны, возведенном на месте прежнего деревянного, почивают мощи святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Сын казака, уроженец Киевской земли и воспитанник Могилянской академии, своим красноречием он прославился сначала на Малой Руси, а затем просиял и на всю Россию как новый Златоуст. Важнейшим духовным подвигом святителя было составление полного годичного круга житий святых: этому труду он посвятил почти двадцать лет своей жизни. Описывая подвиги угодников Божиих, он и сам стремился по силам им подражать. Святые не раз являлись святителю Димитрию, указывали на допущенные в их житиях ошибки и поясняли, как необходимо их исправить.

В 1702 году указом Императора Петра I святитель Димитрий был назначен на Ростовскую кафедру. Здесь он столкнулся с проблемой так называемого «старообрядческого» раскола и посвятил обличению заблуждений раскольников ряд трудов, в частности известный «Розыск о брынской вере». «Старообрядцы» не потерпели такой его ревности о чистоте Православия и до сих пор поносят этого дивного подвижника. А Господь не перестает прославлять его множеством чудотворений.

Упомянем здесь лишь одно из них: однажды в Сибири святитель явился некоему магометанину и позвал его в Ростов. Повинуясь видению, иноверец исполнил наказ. Увидев в Ростове икону святителя Димитрия и узнав в образе являвшегося ему священнослужителя, он принял святое Крещение и наследовал Жизнь Вечную. Вот как, по слову Евангельскому, из «камней» воздвигает Господь Себе чад, а окаменелые сердцем раскольники, по своей гордыне, лишаются чести избранных чад Божиих.

Творения святителя Димитрия отличаются глубиной проникновения в смысл Священного Писания и полезны для чтения всем православным христианам, независимо от их духовного уровня и жизненной стези. Святитель Димитрий Ростовский был причислен к лику святых при святителе Арсении (Мацеевиче), митрополите Ростовском, и по его представлению.

Для Спасо-Иаковлевской Димитриевой обители значимым оказалось и участие в ее судьбе будущего святителя Иннокентия Пензенского, в то время архимандрита. Именно по его настоянию на средства графини Орловой был построен вышеупомянутый каменный храм в честь святителя Иакова. Также по его ходатайству к своему древнему названию «Спасо-Иаковлевский» монастырь получил прибавку «Димитриев».

От этого монастыря мы направили свои стопы к Ростовскому кремлю и, пройдя через его двор, попали в Успенский собор, где почивают мощи святителей Леонтия и Феодора Ростовских.

Святитель Леонтий - третий Ростовский епископ, но первый занимавший эту кафедру воспитанник Киево-Печерского монастыря. В то время жители Ростова и его окрестностей в большинстве своем были язычниками и, недовольные проповедью святого, изгнали его из города. Тогда святитель поселился за его пределами, где построил храм в честь святого Архангела Михаила. К нему стали приходить привлеченные его добротой дети, которых он просвещал светом Христовой веры и крестил. Однажды разгневанные этим родители-язычники пришли к святому, намереваясь убить его, но он вышел к ним в полном архиерейском облачении, с крестом в руках. Пораженные мужеством, а еще более благодатным словом угодника Божиего, они уверовали во Христа и сами приняли святое Крещение. Но оставшиеся во тьме языческого заблуждения горожане еще более озлобились и по указанию своих волхвов все-таки пресекли земную жизнь святителя Леонтия в 1073 году. А в 1164 году были обретены его нетленные мощи, ныне почивающие в алтарной части храма и не перестающие источать различные чудеса.

В центральной части храма находятся мощи святителя Феодора. Он был племянником преподобного Сергия Радонежского и под его руководством быстро преуспел в духовной жизни; по благословению дяди основал рядом с Москвой, в местечке Симонове, монастырь с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где были погребены герои Куликовской битвы схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Сюда к нему стекалась братия, которой святой Феодор мудро управлял. Из его учеников наиболее известны преподобные Кирилл Белозерский и Ферапонт Можайский. Святой князь Димитрий Донской избрал святого Феодора своим духовником и поручал ему исполнение важных обязанностей. Так, он ездил в Киев приглашать митрополита Киприана занять Московскую кафедру, несколько раз путешествовал в Константинополь. Затем святой был избран ростовским епископом. В Ростове он основал Рождественский монастырь, которым управлял до самой своей блаженной кончины, последовавшей в 1394 году.

В настоящее время Успенский собор реставрируется. Но все уцелевшее от древних времен несет на себе отпечаток мощи и величия архитектурного гения русских зодчих, а также веры и благочестия наших предков, которые сумели воздвигнуть столь огромные и совершенные по архитектуре храмы Господу Богу.

От кремля мы прошли в Вознесенский храм, иначе называемый храмом святого блаженного Исидора Ростовского. На наше счастье он оказался открытым, и мы смогли приложиться к мощам святого. Дивно его житие! Он родился в Пруссии в богатой немецкой семье и по вере был католиком. Однако Господь Своими неисповедимыми путями привел Исидора на Русь. Увидев Ростов, он пленился красотой города и остался здесь жить, приняв Крещение в Православной вере. По благословению духовника святой возложил на себя подвиг юродства. Из веток он построил себе хижину на сухом возвышенном месте посреди огромной лужи, куда удалялся для уединенной молитвы, а остальную часть времени проводил на улицах города, терпя поношения и насмешки неразумных ростовчан. За смирение и самоотвержение Господь даровал святому Исидору дары прозорливости и чудотворения. Так, блаженный предсказал князю Савве Оболенскому святительское служение во время его брачного пира, когда тот сидел за столом рядом с невестой. В другой раз чудесным образом Исидор побывал в Киеве и, получив от митрополита просфору, вновь оказался в Ростове. За то, что пророчества его всегда исполнялись, он был прозван Твердисловом. Скончался святой 14 мая 1474 года. Ростовчане узнали об этом по дивному благоуханию, которое разлилось по всему городу. Над местом погребения блаженного Исидора ими был впоследствии сооружен Вознесенский храм.

Отправляясь в поход на Полоцк, благочестивый Царь Иоанн Васильевич IV дал обет, что если святой Исидор поможет ему разгромить литовцев, то он построит в его честь каменный храм. После победы Грозный для врагов Веры и Отечества и милостивый для своих подданных Царь исполнил свой обет. Храм этот украсили росписью ярославские мастера.

И в наши дни блаженный Исидор продолжает прославлять своими чудесами Господа Бога и святую Православную веру. Расскажем лишь о нескольких случаях его чудесной помощи.

Одна москвичка зачала ребенка, но младенец погиб, преждевременно, попущением Господним, извергнутый из утробы матери; потеря дитя причинила женщине великую скорбь. Через некоторое время она вновь зачала, однако заключение врачей не утешало: ребенок, по их словам, тоже должен был умереть. Горю матери не было предела. Тогда один знакомый посоветовал ей съездить в Ростов и помолиться блаженному Исидору. Прислушавшись к его словам, женщина вскоре была уже в Ростове, у храма, однако он оказался закрытым. Не отчаявшись, она подошла к той стене, у которой находится рака с мощами святого, и из глубины сердца горячо взмолилась ко Господу и Его святому угоднику. Вдруг послышался голос: «Никого не слушай. Родишь здорового ребенка». Вернувшись в Москву, женщина уже более не внимала угрожающим прогнозам врачей и в свое время действительно родила здорового малыша. Через год или два счастливая мать приезжала с ним в Ростов, поблагодарить блаженного. Кстати, в могиле святого Исидора впоследствии были захоронены еще трое блаженных, подвизавшихся в Ростове в более поздние века.

А вот еще одно чудо. Оказывается, блаженный Исидор сам выбирает, кого пустить, а кому не дозволить войти в свой храм. Однажды туда хотел попасть один нетрезвый молодой человек, но не смог переступить через порог: это было вразумляющее чудо, подобное произошедшему со святой Марией Египетской. Но парень не понял Божиего урока и подозвал дежурную по храму, чтобы она помогла ему войти; однако и с ее помощью ему не удалось проникнуть в дом Божий.
В другой раз по Ростову ехал автобус с детской паломнической группой. В программе у них не значился храм святого Исидора, но когда они проезжали мимо него, вдруг зазвонил колокол и дети попросили остановиться. На скамейке перед церковью сидела женщина, присматривавшая за порядком. Она тоже отчетливо слышала звон, хотя на колокольне в тот момент никого не было. И когда подъехала паломническая группа, женщина завела их в храм и рассказала детям об истории его создания и о блаженном Исидоре. Только потом она поняла, кто звонил: это сам блаженный таким образом позвал детей к себе!

Богат Ростов блаженными! От святого Исидора мы прошли в храм Толгской иконы Божией Матери, где почивают мощи блаженного Иоанна Власатого.

Откуда он был родом и как оказался в Ростове, остается загадкой. Известно только, что происходил святой из богатой семьи и имел хорошее образование - с собой он всегда носил Псалтирь на латинском языке, которую свободно читал. На голове блаженного росли «власы велики», за что он получил свое прозвание. Постоянного жилья у него не было, он скитался по городу и лишь изредка останавливался в доме своего духовника, священника Всесвятской церкви, или у одной престарелой вдовы. Святой пребывал в непрестанной молитве и наставлял ближних в духовной жизни. Скончался он 3 сентября 1580 года и был погребен по его завещанию за алтарем церкви святого Власия. От его гробницы проистекали многие чудеса и исцеления, поэтому, а также в память тезоименитого ему Александрийского святителя, блаженный был назван еще Милостивым.

На что уж мы дебелы сердцем, но и для нас не осталась незамеченной особая благодатная атмосфера Толгской церкви. Она настолько «намолена», что этот молитвенный дух охватывает каждого входящего туда паломника.



Ангел на башне в Авраамиевом Богоявленском монастыре

Далее мы направились на другой конец города, к Богоявленскому женскому Авраамиеву монастырю. В этой обители, находящейся на берегу озера Неро, на месте древнего языческого капища, почивают мощи ее основателя, преподобного Авраамия Ростовского.

Святой Авраамий родился в городе Чухлома, в пределах Галицких, от родителей-язычников и носил имя Иверик. До восемнадцати лет он находился в расслаблении и не мог ходить. От новгородских купцов Иверик получил начатки христианского просвещения. Призвав на помощь Господа Иисуса, он тут же исцелился и уверовал во Христа. Оставив родительский дом, святой ушел в Новгород, а оттуда - на Валаам, где принял Крещение с наречением имени Аверкий. Здесь же его постригли, назвав уже Авраамием, после чего он провел в монашеских подвигах многие годы. По устроению Божию в возрасте 50-ти лет преподобный переселился в пределы ростовские. Скорбя о неверии местных жителей, служивших идолу Велесу, он молился Господу о даровании ему силы к сокрушению кумира. Тогда подвижнику явился святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и вручил железный крест, при помощи которого Авраамий ниспроверг идола в присутствии язычников. Впоследствии на этом месте с благословения епископа он соорудил церковь во имя Богоявления. Спустя почти пять веков благочестивый Царь Иоанн Васильевич Грозный, собираясь в поход на Казань, взял с собой из Ростова чудотворный крест преподобного Авраамия и благодатию Божией разгромил нечестивых агарян, освободив около ста тысяч русских пленников.

Поклонившись мощам преподобного Авраамия, по улице Бакунина, бывшей Квасоваренной, мы отправились в Петровский монастырь - обитель, основанную святым Петром, Царевичем Ордынским.

Святой был племянником Золотоордынского хана Беркая и правнуком кровавого повелителя Азии Чингисхана и до принятия Православия звался татарским именем Даир. Когда он услышал от епископа Кирилла, побывавшего в Орде, о чудесах святителя Леонтия, в его сердце, как на благодатную почву, упало семя веры Христовой. Вскоре у хана заболел сын, и тот вызвал к себе владыку Кирилла, по молитвам которого отрок исцелился. Когда преосвященный Кирилл возвращался на Русь, Даир упросил того взять его с собой. В России он крестился, женился и прожил благочестивую жизнь. Однажды ему явились святые апостолы Петр и Павел и повелели основать на берегу озера Неро монастырь, что святой и исполнил. Когда его супруга скончалась, Петр принял постриг в этой обители и, дожив так до глубокой старости, в мире предал свой дух Господу в 1290 году.

Ныне монастырь возрождается. Место погребения святого Петра пока находится под открытым небом, но над ним планируется возвести часовню.

Как известно, сейчас Китай провозгласил Чингисхана своим национальным героем, что свидетельствует о возрождении среди жителей этого государства захватнического духа. Этим новым татаро-монголам, готовым опять напасть на нашу Родину, преподобный Петр своим чудным житием говорит, что надо не завоевывать Русь, но идти к ней за небесной верой, принесенной на Землю Спасителем мира.



Троицкий собор Варницкого монастыря

От Петровского монастыря мы направились в Варницкую обитель, расположенную неподалеку от городского кладбища.

Варницы - вотчина преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Здесь «игумен земли Русской» родился и провел свое детство. В этих местах в его отроческие годы произошел и известный случай, запечатленный художником М.В. Нестеровым на картине «Видение отроку Варфоломею». Когда юный святой пошел искать пропавших лошадей, ему повстречался таинственный схимник, который сказал, что лошади уже дома и что со временем он, отрок Варфоломей, станет обителью Пресвятой Троицы и многих приведет ко спасению. После встречи со старцем отрок обрел способность к чтению. Видение было ответом Господа на горячую молитву мальчика, который не мог усвоить грамоту. Со временем в вотчине родителей преподобного Сергия был построен монастырь, где в настоящее время действует Варницкая Духовная семинария.

+ + +
С Ростовом Великим связаны имена еще многих православных подвижников, мучеников и святителей, но подробно рассказать обо всех этих дивных угодниках Божиих в одной небольшой статье не представляется возможным.

Все больше и больше времени проходит со дня нашей поездки в Ростов, и некоторые ее детали уже стираются из памяти. Но остается одно светлое, радостное воспоминание, которое греет душу и помогает бодро, с твердой верой в любовь и помощь Божию и Его святых преодолевать все препятствия на узком и тернистом пути ко спасению.
Александр МАЛИНИН

монастырь, Россия, спасение, раскольники, чудо, Царь Иоанн Грозный, молитва, Православие, история, Сергий Радонежский, святость, монашество

Previous post Next post
Up