Истина должна быть качеством нашего сердца
На большом балу у Ирода плясала дочь незаконной его жены. Ирод тогда, вероятно, распален был вином и сладострастием, так что плясавшая довела его прелестью своих телодвижений до самого безумного обещания. Проси от мене, егоже аще хощеши, и дам ти (Мк. 6, 22), - сказал он ей с клятвою. При таком своем обещании Ирод, конечно, не думал об Иоанне и его голове; но о чем не думал муж, то тотчас пришло в голову его развратной жене. По остатку некоторого уважения к Иоанну, а особливо по уважению приверженности к Иоанну народа, Ирод еще щадил жизнь Иоанна. Но раздраженная обличением жена не думала ни о чем, а искала только случая уничтожить обличителя.
Обещание Царя ее дочери было для нее наилучшим случаем к исполнению своего желания. Хощу, да ми даси абие на блюде главу Иоанна Крестителя (Там же, 25), - сказала Царю наученная матерью дочь. У Ирода проснулась было совесть; но чего не сделает человек, раздружившийся с истиною! Просьба развратной девицы и данное ей в присутствии вельмож клятвенное обещание тотчас заглушили в Ироде голос совести, и абие послав, усекну Иоанна в темнице (Там же, 27). Так опасны враги истины! Для человека, не слушающего и ненавидящего голос истины, нет ничего святого!
Участь Иоанна Крестителя <…> напоминает нам весьма важную молитву Иисуса Христа к Своему Отцу Богу о Своих последователях: святи их во истину Твою (Ин. 17, 17); а вместе с этою молитвою и то, что истина должна быть самым главным качеством нашего сердца, хотя бы она иногда была весьма горька для нашего самолюбия и крайне противна нашей чувственности. Посему будем желать и молиться, чтобы Господь Бог больше послал нам друзей истины, дабы они, не тревожась никаким человеческим страхом, наказывали обличением наши несправедливости, грехи и неправды.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
Полный годичный круг кратких
поучений. Т. 1. М., 1896.