Минский Свято-Духов Кафедральный собор
В № 14 (86), в интервью нашему изданию по случаю дня памяти святых Царственных Мучеников, настоятель Свято-Казанского храма села Симакова Кинешемской епархии Ивановской митрополии протоиерей Петр Влащенко рассказал, что после некоторого перерыва знаменитая мироточивая икона Царя Николая II ныне вновь шествует по Русской земле. В № 15 (87) мы напечатали краткий обзор пути чудотворного образа за последние полгода. А сегодня предлагаем вниманию читателей статью протоиерея Павла Боянкова, клирика храма в честь святого благоверного князя Александра Невского в Минске. В ней батюшка делится своими воспоминаниями о том, как началось и утвердилось почитание Царственных Мучеников в его родном городе и о чудесах от мироточивой иконы, свидетелем которых он был в 2000 году.
С личностью Императора Николая II непосредственно связано несколько примечательных событий из истории православного Минска.
2-го февраля (по церковному календарю) 1898 года в Минске проходило освящение нового храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, что на военном кладбище. Он был построен как памятник в честь победы в русско-турецкой войне 1877-1878 годов за освобождение Болгарии. После торжественной церемонии, на которой присутствовали генерал-губернатор и многочисленные высокопоставленные военные, Императору Николаю II была послана соответствующая телеграмма. В ответе сообщалось, что «Его Величество с удовольствием выслушал депешу, сердечно благодарит всех за выраженные чувства». Увы, минуло девятнадцать лет, и 2-го марта 1917 года истинно верноподданных рядом с Царем не оказалось...
В 1914 году, 22-го октября, Государь лично посетил Минск. Об этом свидетельствует историческая хроника: «В соборе (Кафедральном Свято-Петро-Павловском - примеч. прот. П.Б.) Его Величество был встречен Преосвященнейшим Митрофаном, епископом Минским и Туровским, <...> с сонмом духовенства. После краткого молебствия <...> Его Величество поклонился особо чтимой святыне - иконе Минской Божией Матери, копия которой епископом Митрофаном поднесена была Его Величеству при отбытии из храма».
Так было. Затем на долгие годы в жизни нашей возобладал двойной грех: богоотступничества и цареотступничества.
Я - коренной минчанин и думаю, что почти не ошибусь, если отнесу начало мощного возрождения почитания памяти Царственных Мучеников в нашем городе к 1990 году. По крайней мере созданные к тому времени Минское городское культурно-просветительское общество «Русь» и движение «Белая Россия» проявляли в этом деле особую активность. Я хорошо помню, как 19-го мая и 17-го июля 1990 года в храме святого Александра Невского были отслужены панихиды с перечислением имен всех членов Царской Семьи. И если в первый раз все прошло не совсем гладко, то во второй раз служащий священник отец Александр Кищенко (ныне - владыка Артемий, епископ Гродненский и Волковысский) произнес прекрасную проповедь в память Царственных Мучеников.
А еще через год, 17-го июля 1991 года, в Свято-Духовом Кафедральном соборе, в приделе святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, находящемся в крипте, по благословению покойного настоятеля протоиерея Михаила Буглакова была отслужена отдельная панихида по Царской Семье, в которой довелось участвовать мне, уже в сане священника. Это событие нашло отклик в местной печати. Популярный минский еженедельник «7 дней» (тираж 300 тыс. экз.) на первой полосе поместил заметку своего тогдашнего корреспондента Виктора Приходько «Боже, Царя помяни!». Ее текст стоит привести полностью: «Появление в один из июльских дней в Минском Кафедральном соборе портрета последнего Российского самодержца Николая II вовсе не означало, что он канонизирован Православной Церковью. Хотя голоса, призывающие объявить Императора священномучеником (так в тексте - примеч. прот. П.Б.), звучат все настойчивее. На этот раз здесь, клириками храма была отслужена панихида по убиенным членам Царской Семьи. „Проводилась она в семьдесят третью годовщину зловещего преступления, совершенного в Ипатьевском доме в Екатеринбурге, - сказал корреспонденту “7 дней” священник отец Павел. - На службе было многолюдно; присутствовали прихожане, члены молодежных православных братств, некоторых культурно-просветительных обществ, монархических союзов“».
С того времени ежегодные поминовения Царской Семьи стали в нашем городе традиционными и весьма торжественными. Постепенно в повседневный обиход многих верующих вошло и келейное чтение акафиста Царственным Мученикам.
Через несколько лет, 5-6 июня 1996 года, в Минске состоялась Первая Дворянская конференция, организованная Белорусским Дворянским Собранием, где я прочел доклад «К вопросу о канонизации Царской Семьи» (позже вошедший в опубликованные материалы конференции), выразив надежду на скорое прославление Царственных Мучеников, поскольку, по моему мнению, для этого все было готово еще к концу 1996 - началу 1997 года. Однако пришлось запастись терпением...
По особой милости Божией, 17-го июля 1998 года, когда совершалось уже общецерковное поминовение Царской Семьи, мне посчастливилось служить Божественную литургию в Минском Свято-Духовом Кафедральном соборе. Была и соответствующая дню проповедь, но самое главное - на Великом входе с Чашею в руках я дерзнул возгласить имена всех убиенных Царственных Мучеников, что за истекшие 80 лет было в нашем городе впервые.
Но еще более важное событие для почитателей Царской Семьи произошло в июле 2000 года, когда в Минск впервые прибыла чудотворная икона Государя. Повсеместно, при внесении ее в храмы, начиналось обильное мироточение различных икон (я надеюсь, о пребывании чудотворного образа Николая II в Белоруссии кто-нибудь напишет отдельно и более подробно). Мироточили иконы Спасителя, Матери Божией, Николая Чудотворца...
Как понимать это явное чудо? Господь, Пресвятая Богородица, угодники Божии встречали мироточивую икону Царя Николая II мироточением - так святые встречали святого!
На приход Рождества Крестителя Господня Иоанна, где я тогда был настоятелем, икона прибыла вечером 6-го июля, к Всенощному бдению накануне нашего престольного праздника. Ведь на такие праздники традиционно положено приглашать самых дорогих гостей! Храм не закрывался всю ночь, что у нас обыкновенно бывало только на Пасху; люди все приходили и приезжали. И именно ночью начала мироточить наша храмовая праздничная икона Рождества Иоанна Предтечи, лежавшая с царской на одном аналое. В самый день праздника, после Божественной литургии, по обычаю был совершен Крестный ход; я нес чудотворную икону. Как только я снял ее с аналоя, на меня буквально нахлынула волна ни с чем не сравнимого, мощнейшего благоухания, которое не оставляло образ до конца Крестного хода.
Спустя несколько дней, 11-го июля, мироточивая икона находилась в магазине «Православная книга», где при немалом стечении верующих был отслужен молебен с акафистом Царю-Мученику. И там благоухание от нее периодически, как бы волнами, накатывало на молящихся.
Хочу подчеркнуть, что в этом кратком очерке я написал только о том, чему был свидетелем сам (за исключением, конечно, двух исторических эпизодов).
Многолетнее и повсеместное почитание Царской Семьи церковным народом, молитвенное обращение и благодатная помощь в ответ, явные чудеса от икон - все это завершилось канонизацией Царственных Страстотерпцев на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году. Слава Тебе, Господи!
Протоиерей Павел БОЯНКОВ