Романовы и сербы: духовные связи

Aug 01, 2013 01:56




ОБ ОДНОМ ЮБИЛЕЕ
В этом году Россия празднует четырехсотлетие восшествия на престол царской династии Романовых. Первый Государь из этой династии, Михаил, принял скипетр после страшного Смутного времени, когда Запад, через Польшу, пытался оккупировать Россию, навязать чуждую ей духовную идентичность и расчленить ее как государство. Последний Государь из рода Романовых, Царь-Мученик Николай II, потерял власть тогда, когда Запад нашел людей, способных разрушить Россию как Третий Рим и вековую ограду Православной Церкви.

Эпоха Романовых была по сути эпохой формирования современного русского государства. Это и династия Царя Алексия Тишайшего, набожного Государя, царствование которого завершает «московскую эпоху»; и династия Петра Великого, строителя Санкт-Петербурга и творца Российской Империи во всем ее величии. Романовы - это и Екатерина Великая, в период своего правления пытавшаяся соединить византизм и вольтерьянство; и Александр I, поклонник французского Просвещения, но и победитель его воплощения - Наполеона. Романовы - это и Николай I, понимавший, что Россия зиждется на Православии, Самодержавии и Народности; и Александр II, славянофил, освободивший крепостных крестьян и помогший освобождению порабощенных османами Болгарии и Сербии. В ряду Романовых - Александр III Миротворец, заявивший, что у России есть только два верных союзника - ее Армия и Флот, родитель Николая II, принесшего самого себя вместе с Августейшей Семьей в жертву Христу. Так окончилась эпоха христианских Государей - от Константина Великого до Николая-Мученика.

Воистину, четыре столетия Романовых - великий юбилей для русских. Но, не смеем забывать, - и для сербов. Пусть эта статья об отношениях Романовых и сербского народа послужит малым приношением памяти о нашем общем пути. Поскольку тема обширна, постараемся обратить внимание на три измерения: духовность, государственное строительство и просвещение и культуру.

РАННИЕ РОМАНОВЫ И СЕРБСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Как говорит историк Мирослав Йованович, «по восшествии на престол династии Романовых (1613 г.), монархи из этого Дома принимали на себя обязанность охранять и распространять Православие и покровительствовать сербским монастырям и церквам, а русско-сербские духовные и культурные связи укрепились» (Йованович М. Сербы и русские: XIX-XXI век (история отношений). Белград, 2012. С. 60). Уже во время Царя Михаила, первого Романова, количество сербских паломников, приходивших на Русь как из Османской, так и из Габсбургской Империй, стало возрастать, а в период царствования Алексия Михайловича, искренне пекшегося о судьбе балканских христиан, их волна захлестнула Москву, так что появилась необходимость ввести «дарственные грамоты», регулировавшие правила получения милостыни и периодичность приездов богомольцев.

Сербские Патриархи Паисий, Гавриил и Максим также поддерживали связи на высочайшем уровне, а в Россию, в связи с тяжелыми жизненными обстоятельствами Печской Патриархии, отдельные сербские Владыки прибывали «на пожизненное поселение». Так, сербский митрополит Симеон прибыл в Россию в 1641 году, и в 1646-м русский Патриарх Иосиф поставил его митрополитом Казанским и Свияжским. Сербский Патриарх Гавриил пребывал в России с 1654 по 1656 годы, принимал участие в Соборе Русской Церкви 1655 года, возглавляемом Патриархом Никоном, и получил от него благословение служить по патриаршему чину и рукополагать священство. По возвращении в Сербию он стал священномучеником, поскольку турки обвинили его в государственной измене и казнили.

Спасаясь от турецкой резни, в качестве беженцев в Москву прибыли и митрополиты Призренский Никодим (в 1671 г.) и Скопский Евфимий (в 1687 г.). Вот в каких словах последний оповестил о состоянии сербов в иноверном рабстве: «Не живем, а терпим ото всех, господствующих над нами и облагающих нас невыносимыми бременами <…>. Сегодня немецкий Император пленил семь сербских епископов <…>, а с другой стороны - венецианские войска подступают к нам. А с третьей - турки очень ожесточились на православных, творя насилие, и кто в состоянии исповедать каждодневные упреки и страхования от них?..» (Попович Н.В. Сербия и царская Россия. Белград, 2007. С. 13).

Вршацкий митрополит Феодосий был местоблюстителем патриаршего Престола в 1671 году, и Русский Царь оповестил сербского Патриарха Максима о его пребывании в России как об исполнении важного государственного дела. В это время в Москву из Сербии поставлялись богослужебные книги (протопоп Благовещенского собора московского Кремля Андрей Савинов просил Царя Алексия в 1669 г. разрешить прибытие монахов из монастыря Милешево, которые должны были привезти сербские рукописные книги).

Были и примеры практического сотрудничества. В 1662 году Царь Алексий попросил старейшину монастыря Студеница, архимандрита Неофита, найти в Сербии специалистов по добыче золота и серебра, что тот и сделал.

Во время Патриарха Арсения III (Черноевича) произошло Великое переселение cербов (1690 г.). Патриарх писал царственным братьям Петру и Иоанну Романовым, что «турки мощи святительские попирают конскими копытами», и умолял русских «вооружиться против варваров» и «освободить Невесту Христову от укусов змеиных» (Там же. С. 14). Посланник Патриарха, монах Исаия, жаловался русскому престолу и на насилие латинских еретиков: «Если римлянам впредь улыбнется удача и они одолеют турок и возьмут под свою власть православно-христианские земли или Царьград, то для православных христиан упомянутых земель наступят времена еще худшие, нежели под турком, а вера греко-православная вся погибнет и будет искоренена, поскольку римляне все монастыри и церкви превратят в свои, а некоторые принудят к проклятой унии, и будет последнее горше первого» (Там же).

Сербский монах Афанасий Даскал для сестры Царя Петра Софии написал трактат «О сербских Царях и о войне Царя турецкого с Царем христианским, и об опустошении земли Сербской», надеясь на то, что Петр Великий заинтересуется спасением сербства. Русский Царь, прибывший в Вену в июне-июле 1698 года, был оповещен о попытках совращения в унию и нарушении привилегий, дарованных настроенным на союз с Российской Империей Императором Леопольдом Габсбургом православным сербам, перешедшим в его подданство. Затем митрополит Стефан Метохиец прибыл в Россию в 1699 году, чтобы рассказать Царю Петру о насилии римо-католиков над православными под властью Вены.

Мирослав Йованович говорит, что Петр I согласился стать ктитором (Ктитор, от греч. «собственник», «основатель», «создатель», - лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря. - Примеч. ред.) монастыря Раковица и старался удовлетворять все просьбы сербского Патриарха Арсения III, будь то защита религиозных прав сербов Габсбургской монархии или пересылка богослужебной литературы. Царем также была подписана т.н. «грамота сборщиков», которая позволяла представителям сербских монастырей безпрепятственно собирать милостыню в России.

РУССКОЕ ВЛИЯНИЕ В СПЦ
В XVII веке усиливается русское влияние в СПЦ: «Уже в конце XVII века Сербская Церковь дополнила календарь русскими праздниками, внеся таким образом в сербскую среду элементы русской культуры. После этого в Габсбургской монархии были приняты и элементы русского богослужения, под влиянием богослужебных книг, приобретенных в России, точнее русских учебников, начавших попадать в сербскую среду в 20-30-х годах XVIII века, вместе с русскими учителями» (Йованович М. Указ. соч. С. 100).

Венский Двор в 1769 году приказал провести расследование о том, правда ли, что в сербских церквях на территории Габсбургской монархии находятся портреты русской Царицы и что сербские священники вместо Марии Терезии поминают Екатерину Великую (сейчас, когда навязывается «фанариотизация» СПЦ, некоторые богословы, например, священник Владимир Вукашинович, говорят о принудительной «русификации» сербского Православия. Но Мирослав Йованович указывает на некорректность таких утверждений, поскольку «русская помощь приходила в Сербию не по инициативе России, но исключительно по желанию и просьбам, нередко неоднократно повторяемым, самих сербов. Т.о. получается, что сербы желали сами себя „русифицировать“» (Там же.)).

Русcкая Церковь поставляла на свои кафедры сербских епископов: епископ Петоцеркванский Ефрем (Янкович) стал в 1708 году митрополитом Суздальским и Юрьевским, а Петр (Смелич) стал архиепископом Белгородским и Обоянским (1736-1742 гг.) и т.д.

Митрополит Белградский Моисей (Петрович), находившийся под сильным давлением Рима и Вены, пытавшихся навязать сербам унию, в 1718 году передал через посла России в Вене Веселовского прошение к Петру Великому о необходимости прислать русских учителей, которые бы защитили сербов от католической пропаганды. В письме говорилось: «Поскольку мы пребываем под покровительством Его Императорского Величества (т.е. Габсбургов - примеч. В.Д.), то нам немало досаждают папские учителя, которые вступают в споры и смущают неискушенных и неученых в Православной вере и исповедании нашем, дабы сделать их своими последователями в вероучении и чадами римской веры. Поэтому просим Ваше Императорское Величество, дабы Вы, по своей высочайшей милости и ревности о нашей благочестивой Православной вере, определили двух учителей и прислали их нам в Белград ради обучения наших благочестивых детей» (Там же. С. 102). Император Петр Великий, отвечая на просьбу, повелел послать сербам учителей.

Образ Петровской церковной политики по отношению к сербам «иконизирован» воздвижением храма святого Саввы Неманича на границе между Российской Империей и Китаем. Церковь воздвигнул граф Савва Владиславич, выдающийся Петровский дипломат, определивший границу между Россией и Китаем. Как говорит Йованович: «Символизм воздвижения русского храма, посвященного сербскому святителю, на русской территории отвечает православному пониманию веры и российской политике и идеологии поддержки православных народов на Балканах и конкретной помощи Сербской Церкви» (Там же. С. 101).

Большую помощь династия Романовых оказывала и сербам Черногории. Святой Петр Цетиньский многократно предпринимал путешествия в Россию, а на смертном одре проклял всех тех, кто отречется от России как от покровительницы. Как этнарх сербов в Черногории он вел борьбу против войск Наполеона в Которском заливе. Его племянник, известный сербский поэт митрополит Петр II Петрович Негош принял хиротонию в России и от нее получал помощь.

СОТРУДНИЧЕСТВО В XIX ВЕКЕ
В Сербии эпохи Карагеоргиевичей возникла идея при помощи Русской Церкви национализировать сербскую иерархию (во время Первого восстания Сербия находилась под церковной юрисдикцией Константинополя). Карагеоргий пытался упросить русский Синод хиротонисать во епископа Хаджи Мелентия (Стевановича), архимандрита, близкого верхам повстанцев, что оказалось невозможным вследствие реалий межправославных отношений той поры.

Российское государство под властью Романовых продолжало оказывать помощь Сербской Церкви и в XIX веке. В 1811 году была оказана материальная помощь монастырю Студеница, а после революции 1848-1849 годов, когда многие сербские церкви и монастыри Воеводины были разорены венграми, Россия щедро жертвовала средства для их восстановления.

Важно сказать и о сотрудничестве на ниве церковного образования. Во вновь основанную Белградскую семинарию митрополит Петр (Йованович) пригласил русских профессоров Дмитрия Рудинского и Василия Вердиша, а в 1846 году в Россию для получения богословского образования отправилась первая группа сербских учеников, среди которых были Милое Йованович (будущий митрополит Михаил), Димитрий Нешич, Василий Николаевич, Милисав Протич и другие.

Крупнейшие сербские иерархи XIX века получили образование в Российских духовных академиях. Среди примерно 80-ти студентов из народа святителя Саввы, обучавшихся в России, были такие подвижники, как уже упомянутый митрополит Михаил, будущий Патриарх Варнава (Росич), епископ Никодим (Милаш), митрополит Иннокентий (Павлович), епископ Иларион (Зеремский), епископ Никанор (Ружичич), епископ Досифей (Васич), протоиерей Стева Димитриевич и другие.

Митрополит Михаил, которого король Милан Обренович из-за антиавстрийского и русофильского настроя сместил с кафедры, некоторое время жил в России (1883-1889 гг.). Он желал устроить Сербскую Церковь по русской модели, даже отправлял иконописцев на учебу в Россию и основал в Москве Сербское подворье. А министр просвещения и веры Стоян Новакович ввел в СПЦ церковные награды по примеру Русской Церкви.

УРОКИ ДЛЯ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

Ныне Романовы не властвуют в России, но Русская и Сербская Церкви продолжают сотрудничать. Осознание русским и сербским православными народами необходимости единства становится все выраженнее и сильнее. А помощь русского государства и Церкви, оказываемая Сербии, проявляется в различных областях: от завершения строительства храма святого Саввы на Врачаре до попечения о сербах Косова и Метохии. Особенно важна такая поддержка сейчас, когда сербское государство буквально поставлено на колени, ибо во главе его стоят люди, не имеющие ни сил, ни воли возвыситься до исполнения заветов сербских праотцов, свидетельствовавших о Косове как о стержне духовной идентичности народа. Как говорил один русский иеромонах, посетивший Сербию, «Россия не отречется от Косова, даже если отречется сама Сербия - под давлением внешних обстоятельств и из-за слабости своей политической „элиты“». И потому помолимся Господу, и сербы, и наши братья во Христе русские, чтобы святая Лазарева Земля не была отдана чужакам-оккупантам!

Владимир ДИМИТРИЕВИЧ

Перевод с сербского Серболюба ЮГОВИЧА

Источник: http://srb.fondsk.ru/ news/2013/03/08/romanovi-i-srbi.duhovne-veze.html

Сербия, самодержавие, Россия, Косово, еретики, Церковь, патриотизм, католики, история, общество, вера, латиняне

Previous post Next post
Up