На днях мне позвонила подруга из небольшого провинциального города и попросила высказать свое мнение о так называемом сверхчастом причащении: «Помнишь, ты мне когда-то рассказывала, что в Москве в некоторых храмах причащаются без подготовки постом и молитвой, без Исповеди. Кажется, это поветрие дошло и до нас. Все только об этом и говорят, ссылаются на Апостольские правила, каноны, приводят разные аргументы. Не знаю, что конкретно им возразить, но сердцем чувствую, что это недопустимо. Мне нужно с кем-то поговорить, чтобы мне растолковали, что это такое…» Поделившись с подругой своими знаниями, я решила задать эти вопросы и священнику, чтобы донести авторитетные разъяснения по данной проблеме до читателей «Православного Креста». Побеседовать со мной согласился батюшка, придерживающийся традиционных взглядов на Священное Предание и Устав Церкви, - отец Николай Архипов.
- Уважаемый отец Николай, некоторые православные приходы сегодня взбудоражены обсуждением вопросов о допустимой частоте причащения Святых Христовых Таин и требуемой подготовке к этому Таинству. Многие прихожане таких храмов активно пропагандируют необходимость т.н. «возвращения к практике древней Церкви»: причащаться за каждой Божественной Литургией, на которой присутствуешь. Что это за учение, как к нему относиться?
- Болезнь, поразившая таких прихожан, верующих, называется модернизмом, обновленчеством, прикрывающимся традициями. Под предлогом некоего возрождения практики древней Церкви, о которой осталось, может быть, лишь какое-то упоминание в святоотеческой письменности или церковно-исторической науке, они отвергают здравые духовные основы, заложенные нашими ближайшими по времени благочестивыми предшественниками, запечатлевшими верность Христу мученической кровью или же многолетним исповеданием веры Православной в лагерях и тюрьмах. Вместо них вводятся модернистские фантазии «от ветра главы своея», не имеющие на самом деле никакого отношения ни к древней церковной традиции, ни к традициям Русской Православной Церкви XX века, просиявшей миллионами мучеников и исповедников.
На каждой Литургии может причащаться только священник, получивший освящение в Таинстве Священства, да и то не любой, а лишь тот, который ведет соответствующую жизнь - избегает всевозможных ересей и расколов, постится, живет в воздержании, пребывает в постоянной молитве, любви и мире с ближними. Таким пастырем был, например, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Некоторые иеромонахи и даже мирские священники с большим или меньшим успехом частично пробовали следовать его примеру.
А современным мирянам, которые связаны заботами житейскими, во-первых, очень сложно ежедневно соблюдать пост. Во-вторых, их сравнение себя с христианами апостольских времен свидетельствует о высокой самооценке таких прихожан, их духовной незрелости. Потому что первые христиане вели жизнь в крайнем нестяжании, строгом пощении, нелицемерной любви к ближним и непрестанной молитве. Ежедневно они были готовы пойти на страдания за Христа и отдать за Него жизнь. По сути, они жили свято в мире, были светильниками добродетели. А живут ли так дерзающие ныне причащаться ежедневно? Вряд ли. В этом убеждает и упомянутое самонадеянное сравнение себя с первыми христианами. Потому и не могут они быть подражателями практики древней Церкви.
- А как часто можно приступать ко Святому Причащению и от чего это зависит?
- Каждый христианин должен решать этот вопрос со своим духовником, потому что все верующие имеют различное устроение, жизненные условия, духовный опыт и т.д. Однако, независимо от частоты причащения Святых Христовых Таин, традиции подготовки к Таинству должны соблюдаться. Человек, стремящийся к частому причащению, должен хранить мир со всеми.
Если даже с этой точки зрения посмотреть на ратующих за сверхчастое причащение прихожан, то они уже не имеют права причащаться по той причине, что вносят смущение в сердца ближних. И с какой совестью они будут подходить к Таинству, когда в молитвах ко Святому Причащению говорится: «Прежде примирися тя опечалившим»? То есть здесь дается повеление возобновить мир с теми, кто тебя обидел или ввел в искушение. А они сами являются виновниками искушения и смущения.
- Для обоснования своей позиции сторонники частого причащения ссылаются на 8-е и 9-е Апостольские правила, согласно которым якобы нельзя уходить с Литургии не причастившись. Разъясните, пожалуйста, эту точку зрения. О чем в действительности говорится в Апостольских правилах?
- Восьмое правило относится только к священнослужителям. Как толкует святитель Никодим (Милаш), во время гонений некоторые священники и епископы не выдерживали пыток и приносили жертвы идолам. Когда какой-либо клирик подозревался в таком отступничестве, другие священнослужители начинали избегать его и не хотели причащаться вместе с ним, чем соблазнялась и паства. Святитель Никодим пишет: «Достаточно было отдаленного слуха или просто подозрения, как уже одно духовное лицо не хотело принимать Причастия, освященного другим подозреваемым духовным лицом. Именно против этого и говорит правило. Правило допускает, что то или иное духовное лицо может не причащаться во время Литургии в том случае, если укажет на причину, по которой не хочет или не может причащаться; и если эта причина уважительна, то правило предписывает принять ее во внимание и тогда духовное лицо не виновно; но если причина не будет им указана, - правило предписывает отлучить такое лицо от церковного общения, так как этим оно причиняет вред народу, который всегда должен видеть в священнике пример для себя, и так как этим оно возбуждает подозрение против того, кто совершает Божественную Литургию».
А 9-е правило запрещает уходить с Литургии прежде отпуста, но отнюдь не повелевает ежедневно причащаться. Святитель Никодим объясняет: «Некоторые канонисты понимают это правило так, что верные не только должны были оставаться в церкви до окончания Божественной Литургии, но и обязаны были все причащаться Святых Таин. Возможно, что такое толкование правильно, так как подтверждением этого могут служить места из Священного Писания, приведенные выше при изъяснении этого правила. Однако не может быть, чтобы все верные принуждались причащаться каждый раз при посещении церкви, так как легко могло быть, что не все бывали всегда подготовлены к причащению или по внушению голоса собственной совести, или в силу каких-либо других причин из личной или общественной жизни. Для того чтобы и такие были удостоены хоть некоторого участия в святыне с одной стороны и для избежания тяжести наказания, налагаемого этим правилом, с другой, а также для того, чтобы обязать и тех, которые не могут причаститься, все же оставаться до окончания Божественной Литургии, заведена была раздача антидора, который каждый должен был принять из рук священника для своего собственного освящения». Таким образом, это правило скорее обличает неправоту призывающих к сверхчастому причащению, нежели свидетельствует в пользу их убеждения.
- Сторонники частого причащения также утверждают, что поститься три или семь дней перед принятием Святых Таин не обязательно. При этом они приводят слова митрополита Волоколамского Илариона о том, что якобы «правила трехдневного поста перед Причастием, которое бы предписывалось церковными канонами или уставом, просто не существует» и, если сегодня живущий полноценной церковной жизнью человек желает часто причащаться, «нет необходимости налагать на него какие-то дополнительные посты сверх установленных церковным уставом и календарем». Действительно ли не существует церковных правил, регулирующих вопрос поста перед Святым Причащением? Можно ли согласиться с мнением митрополита Илариона?
- Вы очень точно употребили термин «мнение»: в значении этого термина уже заложен ответ на Ваш вопрос. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Зараженные прелестию „мнения“ встречаются очень часто. Всякий, не имеющий сокрушенного духа, признающий за собою какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий, не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но рассуждающий о каком-либо догмате или предании произвольно, по своему усмотрению или по учению инославному, находится в этой прелести. Степению уклонения и упорства в уклонении определяется степень прелести» (Аскетические опыты. О прелести).
Недельный или трехдневный пост - предание нашей мученической Церкви, ее завещание нам. Оно имеет глубокую святоотеческую основу и четко прописано в церковном Уставе, т. е. в Типиконе, являющемся для всех православных христиан образцом построения богослужения и правилом по подготовке к Причастию, эталоном, к которому мы должны по возможности стремиться. В 32-й главе Типикона «О причащении Христовых Таин» сказано: «Егда хощет кто причаститися Святых Христовых Таин, подобает ему сохранить всю седмицу, от понедельника пребыти в посте, и молитве, и трезвости совершенной всеконечно, и тогда со страхом, и велиим благоговеинством приимет Пречистыя Таины».По поводу же самого Типикона великий подвижник и чудотворец архиепископ Серафим (Соболев) писал: «Могут сказать, что нарушение Типикона не является тяжким грехом, ибо здесь нет отступления от догматов. Но ведь и слова Христа: „Аще и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь“ (Мф. 18, 17) не говорят нам о нарушении тех или других догматических истин нашей веры. Тем не менее, по свидетельству этих божественных слов, кто из нас не окажет послушания Церкви, тот отсекается от нее и становится в ряд тяжких грешников, ибо в данном случае налагается высшая мера наказания - отлучение от Церкви. <…> С точки зрения Православной веры <…> пренебрежительное отношение к Типикону чад Святой Церкви не допустимо, как не допустимо наше отступление от догматов и канонических правил. И это понятно. Как наше пренебрежение догматическими и каноническими определениями ведет к отступлению от Православия, так к тому же отступлению ведет и указанное пренебрежение Типиконом. Ведь Типикон есть для нас священный закон, руководствующий нас в нашем православном богоугождении богослужениями, праздниками и постами. Типикон есть святая книга, связанная с именем дивного сосуда благодати преподобного Саввы Освященного, и принята Православною Церковью как одна из основоположительных книг. Типикон есть не что иное, как голос Матери нашей Церкви. И к этому голосу мы должны относиться не с пренебрежением, а с безусловным и неуклонным послушанием, если хотим быть верными и преданными Святой Церкви и всем ее православным нормам» (О новом и старом стиле. Доклад на Московском Всеправославном совещании 1948 г.).
- Моя знакомая рассказала мне, что на ее приходе сторонники сверхчастого причащения потребовали у батюшки причащать их без подготовки к Таинству. Священник сначала возражал, ссылаясь на то, что такая практика официально не утверждена в Русской Церкви и ранее не была распространена в этом храме. Но затем, под давлением, согласился и сказал: «Да, вы, вероятно, правы. Ведь мы, священники, причащаемся без поста, поэтому я не могу требовать этого от вас». Прав ли священник? Почему он так поступил?
- Овцы потребовали от своего пастыря… Создается впечатление, что на этом приходе сложилась нездоровая атмосфера. Овцы стада Христова не имеют права чего-либо требовать от своих пастырей, кроме твердого стояния в Православии. Это пастырь обязан от них требовать исправления жизни. А если они чего-то требуют, то это не овцы, а козлищи, о которых в Евангелии сказано, что Господь сядет на Престоле для Суда и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую (Мф. 25, 32-33).
Священник в данном случае проявил ложное смирение. Этим «требовательным» прихожанам следовало со всей строгостью отказать в частом причащении, а при их недовольстве направить к другим батюшкам.
Такое поведение, требования называются церковной революцией. А первый революционер, как известно, это сатана. Их надо отлучать от Причастия до тех пор, пока не вразумятся и не раскаются.
Причина же того, почему священник пошел на поводу у модернистов, кроется, возможно, в отсутствии активности и поддержки со стороны традиционно настроенной паствы. Ведь часто священники, борющиеся за чистоту веры, по интригам неообновленцев оказываются под запретом, в тяжелом материальном положении, всеми оставленные. Поэтому задача прихожан, считающих недопустимым распространение подобных новшеств, - поддерживать своего пастыря и воодушевлять его на твердое стояние в истине.
- Сторонники причащения без подготовки зачастую ставят под сомнение и обязательность Исповеди накануне принятия Святых Таин. Они ссылаются на опыт Греческой, Болгарской, Сербской и других Поместных Церквей, где Таинства Исповеди и Причастия во многих храмах и монастырях разделены, т. е. люди причащаются часто и без Исповеди, а исповедуются достаточно редко, в другое время. Оправдана ли такая практика?
- Ссылки на другие Поместные Церкви в данном случае некорректны. Во всяком деле нужно равняться не на худшие образцы, а на лучшие. Тем более так должно быть в деле Божием, ибо проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением (Иер. 48, 10). Мы с вами являемся членами Русской Православной Церкви, которая, по словам святителя Николая Сербского, в XX веке больше всех наполнила своими чадами рай. Потому практика именно нашей Церкви мучеников должна быть образцом для других Поместных Церквей, многие из которых, например, Константинопольская, мягко говоря, не отличались твердостью в хранении чистоты веры в XX веке и сдали свои православные позиции в угоду экуменическому движению и масонству.
- Как консервативно настроенные священнослужители и миряне могут противостоять распространению различных обновленческих тенденций в церковной ограде?
- Во-первых, им следует найти единомышленников в своем селе или городе, из которых, по благословению священника, образовать неформальное братство. Во-вторых, эти братства должны наладить связи с подобными братствами в других городах и селах и совместно обговаривать свои действия по борьбе с обновленчеством. Такая форма борьбы за Православие существовала на Малой Руси в то время, когда политически она подчинялась сначала Великому княжеству Литовскому, а затем вместе с ним вошла в состав Речи Посполитой. Паписты насилием насаждали там свою ересь. И православные христиане объединились в братства, которые просуществовали вплоть до соединения Малой Руси с единоверной Великой Русью. Во многом благодаря им Православие выстояло в Западно-Русской митрополии. Братства создавали кассу взаимопомощи, занимались образованием подрастающего поколения, создавали и издавали апологетическую литературу, строили храмы, выступали на сеймах в защиту прав православных христиан. Из их рядов вышли многие святые, например, преподобный Леонтий (Карпович) и другие.
В советское время Православие выстояло также благодаря аналогам западно-русских православных братств - православным общинам. Очевидно, что и сейчас нам следует использовать этот ценнейший духовный опыт.
Беседовала Анна САМСОНОВА