Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных

Jun 17, 2013 01:21




Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ЦЕРКВИ ВООБЩЕ, О ВСЕХ ЧАСТЯХ ЕЕ И О ВСЕХ ВЕЩАХ И УТВАРЯХ,
К НЕЙ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ

ГЛАВА III:
О СВЯТОМ ПРЕСТОЛЕ И ЕГО ПРИНАДЛЕЖНОСТЯХ

§1.

ЗНАМЕНОВАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ АЛТАРЯ

Первейшая часть храма, знаменующая <...> невидимое Божество Христово, душу человеческую и проч., есть алтарь. Слово «алтарь» латинского происхождения; оно составлено из слов «alta аrа», что значит «возвышенный жертвенник». Греки алтарь называли словом «βημα», которое имеет то же значение. βημα, по общему употреблению греков, означает: 1) возвышенный жертвенник или вообще такое высокое место, которое не всякому доступно и даже для многих неприкосновенно; 2) кафедру, с которой ораторы произносили народу свои речи, и 3) судилище, с которого цари народу или военачальники воинам давали повеления, творили суд, раздавали награды за заслуги или дары от своего богатства.


§2.

ПРЕСТОЛ ЕСТЬ ВАЖНЕЙШЕЕ МЕСТО В АЛТАРЕ

Важнейшее в алтаре место есть святой престол. Посему все преимущества, приписываемые алтарю, ни к одному находящемуся в оном месту не могут быть так близко применены, как к святому престолу невидимого Бога, возвышающемуся посреди алтаря. Святитель Симеон Солунский (в гл. 131, о храме) говорит: «Священнейший алтарь в сем месте образует пренебесное и то, что превыше небес, где поставлен Престол невидимого Бога».

ПРЕСТОЛ ЕСТЬ ЖЕРТВЕННИК И УЧИЛИЩЕ

Святой престол прежде всего есть тот истинный жертвенник, на котором приносится в Жертву Христос наших ради грехов, приносится, как Apxиepeй и как Сын Человеческий, закалаемый в тайную и безкровную Жертву. Жертва сия раздается верным в словесное служение, чрез которое мы становимся причастниками живота вечного и безсмертного.

Престол есть истинное для нас училище, откуда мы слышим слова Того, Которому не было равного в учении, как сказано: Николиже тако есть глаголал человек, яко Сей Человек (Ин. 7, 46).

ЕВАНГЕЛИЕ НА ПРЕСТОЛЕ

На престоле же полагается написанное слово Божие, священное Евангелие, и полагается для того, дабы с сего возвышенного места оно видимо было всеми. Святитель Симеон Солунский (в гл. 13 и 133, о храме) говорит: «Евангелие, образующее собою Иисуса Христа, лежит посреди престола, и это для того, чтобы на него все взирали, особенно когда оно проповедуется».

ПРЕСТОЛ ЕСТЬ СУДИЛИЩЕ

Престол же есть для нас и то истинное судилище Христово, с которого Спаситель преподает к подкреплению душ наших Небесную Пищу, Божественные Дары, и преподает не только как залог Своей милости, но и вечной любви. Престол изображает и то судилище Христово, откуда мы, исшед из сей жизни, услышим суд и решение о будущей и вечной жизни нашей. В сем-то смысле пишет и святитель Герман, Патриарх Цареградский: «βημα или алтарь есть место возвышенное (на которое входят по ступеням), и в нем престол, где председит Царь всех Христос со святыми апостолами, которым Он сказал: „Сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома“ (Мф. 19, 28)».

Итак, представляя себе престол судилищем Христовым, всякий из нас должен помнить то время, когда мы явимся на суд Христов, и то предварительное решение о своей участи услышим с престола, поставленного в алтаре. Ибо сказано: «Суд себе всяк яст и пиет» (ср.: 1 Кор. 11, 29). Это слово одного из двенадцати судей наших.

§3.

ПРЕСТОЛ ОЗНАЧАЕТ СВЯТУЮ ТРАПЕЗУ,
НА КОТОРОЙ ХРИСТОС ДАЕТ ВЕРНЫМ В ПИЩУ И ПИТИЕ СВОИ ПЛОТЬ И КРОВЬ

Так как на престоле, поставленном в алтаре, в продолжение Божественной Литургии воспоминаются различные дела Христовы, особенно Тайная Вечеря, Крест, Гроб, тридневное Воскресение, Вознесение на небеса, Седение одесную, Второе и славное на землю Пришествие, то один и тот же престол принимает разные значения. Во-первых, престол означает святую трапезу, на которой Христос дает верным в пищу и питие жизни вечной живоносную Свою Плоть и животворящую Кровь.

Святитель Герман пишет: «Святая трапеза (престол) означает место погребения, где положен был Христос; на этой же трапезе предлежит истинный и небесный Хлеб, таинственная и безкровная Жертва; живожертвенная Плоть и Кровь Его предлагается верным в снедь и питие жизни вечной». Святитель Симеон Солунский (в гл. 138) пишет: «Страшная трапеза (престол), находящаяся среди святилища (алтаря), означает Гроб Христов и таинство Его Страдания: на сей-то трапезе совершается живая и всемирная Жертва, и Спаситель наш, как Бог, на ней почивает и, как агнец, закалается. Посему-то трапеза и стоить среди алтаря, чтобы ее видели все и вкушали от нее все. От этого престол и называется трапезою, поелику Иисус есть животворная Пища и Сладость; тут находятся хлеб, укрепляющий и утверждающие верных, с вином чаша, которая веселит, животворит, согревает и упояет Божественною благодатию православных, и вода с вином, которая очищает, делает трезвым, орошает, напояет, заставляет приносить плоды и дает различные дарования. Все эту трапезу видят и все от нее причащаются. И кто от того Хлеба не питается, мертв есть, по слову Давида: „Яко се, удаляющии себе от Тебе, погибнут“ (Пс. 72, 27). Пищу эту могут употреблять только люди, потому что Пища эта словесная, и людям она пристойна. Ибо Слово только может питать без крови; и не от плоти те, которые питаются сею Пищею, как и Тот, Который питает ею. Он Духом Святым рожден и Духом Святым рождает; как Плод, происшедший безстрастно, Он и изображается земными плодами безстрастными же. Посему трапеза, хлеб, вино и вода суть таинства, и это Таинство безкровное, не жертва плотская и безсловная».

Здесь следует заметить, что трапезою собственно называется одна только верхняя на престоле дска, которая положена и укреплена на столпах; от сей-то дски и весь святой престол называется трапезою. Святитель Симеон Солунский (в гл. 106) говорит: «Apxиepeй в присутствии епископов и иеpeeв берет трапезу, полагает ее на столпах и прикрепляет».

ПРЕСТОЛ ОЗНАЧАЕТ ГРОБ ХРИСТОВ, АЛТАРЬ - ГРОБНИЦУ

Святой престол означает еще Гроб Спасителя, в котором погребли Его Иосиф и Никодим. Доказательства сего будут указаны в изъяснении Литургии святителя Иоанна Златоустого. Святитель Симеон Солунский (в гл. 136) говорит: «Святая трапеза есть Гроб, а алтарь - гробница вокруг Гроба». Сверх сего святой престол называется еще и Престолом Божиим, скиниею, селением и жилищем славы Всесвятого.

ПРЕСТОЛ ЕСТЬ МЕСТО ПРИСУТСТВИЯ БОЖИЯ, СКИНИЯ И ПРОЧ.

На сем престоле пренебесный Бог, седяй на Херувимех, почивает таинственно. Святитель Симеон Солунский (в гл. 3, о храме) пишет: «В алтаре страшный жертвенник, т.е. трапеза, знаменует небесного Владыку; и эта трапеза называется седалищем и местом Божиим, успокоением, очистилищем и местом совершения великой Жертвы, Гробом Христовым и местом селения»; и (в гл. 98): «Священная трапеза есть Престол Божий, место Воскресения Христова и честный Гроб». Впрочем, святой престол принимает и другие значения, смотря по тому, какое обстоятельство воспоминается из жизни Спасителя. Так он иногда означает горницу, где Христос совершил Тайную Вечерю, вертоград, где иссечен был Гроб Христов, гору Елеонскую, откуда Иисус вознесся. Об этих и других значениях святого престола будет упомянуто на своем месте, при объяснении Литургии святого Златоуста.

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)

Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

Продолжение следует

Церковь, Евангелие, Бог, Церковное предание

Previous post Next post
Up