Продолжение.
НачалоВ двух последних номерах «ПК» мы размещали интервью с редакцией сербского интернет-сайта «Борьба за веру» (
http://borbazaveru.info), а также часть беседы с иеромонахом Симеоном (Станчетичем), игуменом сербского монастыря Рукумия. В этих материалах освещалась проблема насаждения и распространения модернизма в Сербской Православной Церкви: проповедь лжеучений, искажение богослужебных чинопоследований и т.д. Сегодня предлагаем читателям продолжение беседы с отцом Симеоном, в которой он, кроме уже затронутой темы стояния в истине Православия, говорит и о не менее серьезной беде - внедрении цифровой идентификации личности, угрожающей богоданной человеческой свободе и спасению миллионов безсмертных душ.
- Несколько раз на свои вопросы, связанные с нововведениями в богослужениях, я получала ответ, что не нам, женщинам, этим заниматься, поскольку никогда ни одна женщина не защищала Православие и все богослужебные проблемы относятся к компетенции священнослужителей, которые и будут отвечать за это перед Богом…
- Православную нашу веру должны защищать все - и маленькие, и большие. Церкви принадлежат вам, нам, святосаввцам, а не им, модернистам. Во-первых, веру должен защищать Патриарх, потом - наши епископы, священники, монашествующие, народ, даже дети… Все без исключения. Даже больной человек должен подняться, если может, встать на защиту веры. Вера - великая святыня, и все мы обязаны ее охранять. Но чтобы защищать веру, нужно ее знать, а еще более нужно стараться жить по ней. Жизнь по вере заключается в том, о чем мы уже говорили - в пробуждении, покаянии, очищении и причащении. Это и есть жизнь в Господе Христе. И такие люди будут защищать веру до крови. Сколько их сегодня - трудно сказать, но, думаю, их становится все больше и больше. Люди видят, «откуда дует ветер», откуда идут все эти новшества, куда наши модернисты ездят за советами - в Стамбул, в Рим. Нелегко приходится народу, который все понимает.
Если, например, тебе нужно покрестить кого-то из близких, приходится обращаться к приходскому священнику. А он может не веровать в безсмертие души и другие истины, придерживаться обновленческой практики, быть непослушным Церкви... Что же делать? Вопрос непростой… Тяжело, когда нужно венчаться, кого-то отпевать. Поэтому эти проблемы должен рассмотреть Собор. Но, к сожалению, дело по его подготовке идет очень медленно, и зло укореняется все глубже. Новые лжеучения появились у нас с приходом епископов-модернистов. Раньше, во времена ныне почивших владык Саввы и Хризостома (речь идет о Браничевской епархии СПЦ и ее иерархах. - Примеч. ред.), мы и не знали ничего подобного. Мы все были братьями, все священники и монахи. Не было никаких разделений, служили так, как положено. А сейчас творятся страшные вещи. Это насилие над душами. Поэтому вот уже более десяти лет я не служу с обновленцами, не молюсь вместе с ними Богу. И не думаю служить, пока они не покаются. Если покаются, если Господь даст им покаяние - слава Богу, а если нет - то это их выбор.
- Существует мнение, что Христос там, где епископ, где он совершает Литургию. Как относиться к данному утверждению?
- Да, Христос там, где Владыка православный, а не обновленец. Значит, если Владыка послушен церковному Собору, тогда он - образ Христа. А при таком учении обновленцев, что Христос там, где служит любой Владыка, - один шаг до папской «непогрешимости». Это проторивание дороги в Рим, в Ватикан. В конце концов все сводится к тому, чтобы наша Святая Церковь стала лишь одной из тридцати тысяч сект, существующих на Западе. А в итоге из этих «осколочков» сложится новая антицерковь антихриста. Тело антихриста - это и есть конечная цель модернистов.
Если в каком-то храме в епархиях, возглавляемых епископами-обновленцами, священник начнет Литургию, не затворив Царских врат, если в начале службы вы услышите: «О свышнем мире и спасении нашем» вместо «О свышнем мире и спасении душ наших», можете осенить себя крестным знамением и выйти вон, потому что здесь служат не православные, а еретики. Значит, если священнослужитель не затворил врата и сократил прошение Великой ектении («спасении нашем» вместо «спасении душ наших»), то он демонстрирует своеволие и непослушание Собору Сербской Церкви (напомним, что Архиерейский Собор СПЦ в 2006 году постановил: «Попросить Высокопреосвященных и Преосвященных господ епархиальных архиереев в отношении служения Божественной Литургии и других богослужений держаться - до дальнейшего уведомления - установленного церковного порядка». - Примеч. ред.). Значит, тут делать нечего. Почему в Великой ектении опущено слово «душа»? Кто знает, веруют ли они вообще в существование душ? И кто одобрил и благословил им такие изменения? Кто благословил самих епископов так поступать? Кому подчиняются эти Владыки, если не Собору СПЦ? Это дерзость невиданных размеров! Как можно быть настолько дерзким, чтобы перекраивать Литургию, и ради чего в конце концов? Зачем это делать?
Русская Церковь, в юрисдикции которой находятся около 95% всех православных, совершает Литургию на церковнославянском языке. В нашей Церкви Литургия уже давно по большей части служится на сербском. Это в некотором смысле раскол по отношению к нашим русским братьям. Что будет завтра, когда вместо нынешних священников, еще знающих церковно-славянский и иногда служащих на нем, придут новые, которые и понятия не будут иметь о службе на этом языке? Таким образом мы отделяемся от русских, больше не имея возможности сослужения с ними. А что будет дальше? Это очень серьезные вещи.
Если сейчас большинство православных единомысленны, то модернисты - это ложка дегтя, которая отравляет все православное Тело, всю нашу Церковь. Они - горстка несчастных заблудших пастырей, если их можно назвать пастырями. И как можно идти за ними, если ты знаешь, как на самом деле нужно служить? Как мы служим здесь, в храме, точно так же служат и в Москве, и во всех православных храмах Святой Горы Афон. Не отворяют Царские врата, если служит священник. Другое дело - когда служит епископ, тогда они должны быть отверсты, это одно из отличий архиерейского богослужения. Я совершаю службы так, как было установлено моим игуменом, а мой игумен был богомольцем святителя Николая (Велимировича). Он учился вере, порядку, богослужению, жизни, одним словом - всему, у монахов Святой Горы. Он имел духовника отца Савву, схимонаха из Кареи, из скита святителя Саввы. Он спрашивал его обо всем, что было ему непонятно. Позже он обращался за советами к отцу Евстафию в монастыре Преображения - не по своему выбору, а по послушанию своему духовнику. Когда тот из-за болезни и старости более не мог его наставлять, он передал его другому, и так наше предание не прерывалось. И, Бог даст, так будет и дальше.
- Включившись в мировые процессы, наша страна стремится к европейской интеграции. Но ведь в Конституции Евросоюза нет ни слова о Боге и свободе вероисповедания, и это вызывает множество недоумений у верующих. Уже вводятся документы со штрих-кодами и чипами, и, вероятно, вслед за ними появится целый ряд других подобных новшеств, которые будут представлять еще большую угрозу для нашей богоданной свободы. Как ко всему этому относиться?
- Святитель Николай (Велимирович) и авва Иустин (Попович) много писали о Европе. Само слово «Евросоюз» (сербы используют словосочетание «Европейская уния». - Примеч. пер.) наводит на мысль об униачивании сербского народа - изменении его веры. Кто такие униаты? Недавно мне довелось увидеть часть «литургии» греко-католиков. Они поют Символ веры на первый взгляд точно так же, как и мы, но неприметно добавляют то, в чем их вера существенно отличается от нашей, - «<…> Духа Святаго, <…> иже от Отца и Сына исходящаго». А внешне - все то же самое. Различие лишь в том, что на Великом входе поминается папа и в Символ веры внесены слова «и Сына». Но и этого достаточно, чтобы отпасть от Православной Церкви. Это две страшные ереси. Первая - что папа считается безгрешным наместником Христа на земле, а вторая - вставка об исхождении Духа Святаго и от Сына. Нет, Дух Святый исходит от Отца, как ясно сказано в Евангелии от Иоанна (Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух Истины, Иже от Отца исходит (Ин. 15, 26). - Примеч. М.Е. и С.Ч.). Они же сделали вставку вопреки Евангелию. Выходит, что папа мудрее Святаго Духа. Видите, как это богохульно! Третий Вселенский Собор анафематствовал всякого, кто дерзнет добавить какое бы то ни было слово в Символ веры. Поэтому они не имеют благодати. Они как бы причащаются там, но у них ничего нет. Это обыкновенный хлеб и обыкновенное вино, т. е. у них нет Таинства Святого Причащения. Впрочем, и те, кто вводит новшества у нас, согласно которым всякий, кто лишь не ел и ни пил после полуночи, может причащаться за каждой Литургией, - тоже погрешают против Святого Таинства Причащения.
- И все-таки давайте вернемся к вопросу о новых документах в нашей стране.
- Когда кто-то желает вступить в церковный брак, сначала для него наступает период испытания, затем следует помолвка и уже потом - Венчание. Такая же ситуация и с введением этих документов. Сначала человек принимает штрих-код, потом берет электронную карточку с чипом, а после - проклятую печать на правую руку или на чело. Помолвка и этап перед ней - это еще не брак, тогда женщина еще не приходится мужчине женой, и он ей еще не муж, но они находятся на пути именно к этому. Когда же дело доходит до венца, то уже нет места никаким сомнениям и колебаниям. Значит, она уверена в нем, а он в ней. У них была возможность поразмышлять и передумать на первых двух этапах.
Так же и в случае с электронными документами. В фазе принятия документа со штрих-кодом или личной карты с чипом мы еще можем отказаться от них, но это уже шаги к той грани, за которой нет покаяния. На первых двух этапах еще остается возможность покаяться. Но если человек получит печать антихриста на чело или на десницу, то покаяния для него не будет. Почему? Потому что на печати будет написано: «Я твой есмь» - «Да, ты мой еси». - «Волею иду, а не насильно». - «И я по воле твоей принимаю тебя, а не насильно». Такова трактовка святого Нила Мироточивого Афонского (см. «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского». - Примеч. М.Е. и С.Ч.). Печать на чело примут единомышленники антихриста, люди полностью его духа, а печать на правую руку получат его послушники, те, которые живут ради удовлетворения материальных потребностей, чтобы иметь пропитание, работу, машину, сотовый телефон и т.п. Все эти материальные блага приведут некоторых людей к поклонению антихристу. Тот, кто примет печать на правую руку, больше не сможет осенить себя крестным знамением, если он был православным. Он станет подобным воину, которого пленили и разоружили, и он более не может сражаться против вооруженных врагов, не имеет шансов даже на побег, не то что на борьбу. Это - оковы антихриста, потеря имени и присвоение номера. Этого необходимо остерегаться.
- Что делать тем, кто не желает принимать печать антихриста?
- Если люди живут в городе, например, в Белграде, они находятся в полной зависимости от нынешнего государства, соответственно, будут потом зависеть и от всемирного государства. Счастье, если где-то у них сохранился отцовский или дедов очаг, который они не успели продать. Они могут осесть там и организовать какое-то мелкое производство. Если есть орехи, яблони, груши, виноградник, то уже можно будет прокормиться. А еще лучше - продать квартиру в городе и купить в селе дом с приусадебным хозяйством, которое позволит удовлетворять свои насущные потребности и быть независимым от государства. Властям нужно отдавать все, что они от нас требуют, налоги и прочее, памятуя евангельское воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови (Мф. 22, 21). А отдавать Богу Божие - значит иметь Православную веру и стараться жить по ней, чтобы она была деятельной. И таким образом наши души успокоятся и здесь, и в вечности.
- Будет ли одним из путей выхода в этой ситуации поступление в какую-нибудь обитель?
- Да, можно уйти в монастырь, однако тщательно выбирайте, в какой именно. Нелегко принять такое решение: монастырей, стоящих в истине, очень мало. В одной из наших епархий из 200 священников лишь двое-трое сказали твердое «Нет!» модернизму своего Владыки, когда он принуждал их ввести обновленческие новшества в богослужения. Бедная его мать, может быть, лучше было бы ей не рожать его. Почему я так говорю? Потому что он внедрял все это насильственно, в приказном порядке. И ему воспротивились лишь два-три священника и один или два монастыря. Видите, какая сложная ситуация? Как плохо, когда пастырь заблуждается! Собору были представлены документальные свидетельства его поведения, слова, которые он позволил себе употребить в одном сельском приходе в адрес певчих, нецензурно оскорбив их и изгнав из храма. Человек был в гневе. Видите, этот епископ был осужден на Соборе, и он подписался под резолюцией Собора, согласно которой должен служить, не нарушая векового богослужебного порядка, однако сегодня все это попирает. Это подлинная катастрофа для него, с детства бывшего в Студенице (Студеница - сербский православный монастырь, находящийся в 39 км от г. Кралево. Одна из самых больших, богатых и древних сербских обителей. - Примеч. ред.). Конечно, всему этому есть причины. Не мог человек быть послушным отцу и матери, послушным игумену, а всю Церковь ослушаться. Я в это не верю. Думаю, что дух непослушания был присущ ему с младенчества, и темные силы сделали на него свою ставку.
Мой покойный игумен Савва говорил, что если Владыка лжет, он уже не Владыка. Это смена духа. Если Владыка, который на Литургии является образом Христа, лжет, то он становится подобным диаволу, прости, Господи, становится предтечей антихриста. Мы не должны лгать. Отец Савва также учил, что если видишь, что кто-то преследует человека, чтобы убить его, а ты имеешь возможность скрыть беглеца, так и поступи. Когда придет тот, кто его преследовал, и, угрожая пистолетом, будет спрашивать, где он, то ты окажешься перед дилеммой: если скажешь, что у тебя его нет, то солжешь, а лгать нельзя. В таком случае можно ответить: «Не могу сказать, где он». За истину и за ближнего нужно полагать жизнь. Без обмана.
- Вы говорили, что «там, где Господин богат, слуга не должен быть скуп». Как священнику выбрать верную позицию, чтобы не быть и слишком строгим, и слишком снисходительным по отношению к тем, кто желает приступить к Таинству Святого Причащения? Какова мера поста, которую необходимо избрать, чтобы Причастие было «не в суд или во осуждение»? Каким должно быть молитвенное правило перед Святым Причащением?
- Чтобы человек, обратившийся к Богу, правильно приступил к Таинству Святого Причащения, ему необходимо пройти через пробуждение, покаяние и очищение от своих грехов, о чем мы уже говорили. Он должен иметь духовника, у которого будет исповедоваться и от которого может получить духовное лекарство - епитимью и наставления. Духовник далее принимает решение, когда верующему можно причащаться. Если Вы получили епитимью, значит, до тех пор, пока она длится, причащаться нельзя. Но если Вы трудитесь, усердно посещаете богослужения, делаете добрые дела, то духовник может в качестве стимула сократить ранее назначенный срок епитимьи и допустить Вас ко Причастию. Это в его власти. Обязательно нужно иметь духовного наставника, который бы осуществлял духовное руководство, особенно на первых порах. Потому и говорим, что слуга, т.е. духовник, не должен быть скуп, когда видит у верующего ревность и твердое желание в корне переменить свою жизнь.
Если речь идет не о новоначальном, но о том, кто уже глубоко воцерковлен, таким людям следует поститься перед Причастием семь дней, употребляя пищу, приготовленную на воде. Также нужно иметь и молитвенное правило. Запомните: там, где есть пост и покаяние, в душе рождается естественное желание молитвы. Для новоначальных существует Малый Молитвослов нашего Патриарха Павла (с белым Ангелом на обложке). Там помещены и некоторые молитвы из Последования ко Святому Причащению. Те же, кто имеет определенный опыт церковной жизни, должны, наряду с утренним и вечерним молитвенными правилами, прочитать и все необходимые каноны, и Последование ко Святому Причащению. И тогда уже они могут приступать ко Святым Таинствам - сначала к Покаянию, а потом и к Причащению.
Нужно простить всех. Всегда накануне Великого Поста мы просим друг у друга прощения, чтобы войти в Пост без всякого зла в душе, добре начать подвиг воздержания и, если Бог даст, добре его завершить. Если человек положит правильное начало пути, то он, с Божией помощью, придет туда, куда нужно. Потому накануне Великого Поста и совершают богослужение с чином прощения, на котором нужно присутствовать, чтобы получить благословение на успешное начало Поста. Как будем поститься дальше, будем ли принимать пищу или нет, зависит от нас, от того, насколько мы телесно и духовно слабы или сильны. Крепкие и здоровые могут на первой седмице Великого Поста не принимать пищу день, два, три и более. А если мы слабы, то можем пить воду, вкушать хлеб, какие-то овощи, в зависимости от нашего физического и духовного состояния. Не нужно жалеть тело, но и пренебрегать им тоже не стоит. Случается, хотя и не часто, что люди изнуряют себя постом так, что ломают свой иммунитет. Мне известен случай, когда человек не хотел есть и умер. Но он делал это по своей воле. А человек без наставника пропадет. Поэтому всегда нужно советоваться с благочестиво живущими, смиренными братьями и сестрами, спрашивать какого-либо монаха или набожного священника о том, как нужно поститься, какова должна быть мера поста. Я уже сказал о воздержании, о том, что нельзя переедать и во время Поста желательно вкушать пищу единожды или дважды в день. Наш народ на селе привык есть три раза в день, но ведь на селе человек много трудится и тратит много энергии. Тогда не было телевидения, это была иная жизнь, более радостная. Сейчас темп жизни ускорился, и все стало совсем по-другому…
Беседовали Милан ЕРОТИЧ и Славица ЧЕМБИЧ
Перевод с сербского Ранко ГОЙКОВИЧА
Источник: «Богоискатель», газета православного народного
объединения г. Шабац (
http://borba zaveru.info/content/view/1005/58)
Публикуется с сокращениями
Окончание следует