На Архиерейском Соборе 2013 года проект Межсоборного присутствия о русификации богослужений рассматр

Dec 09, 2012 09:40



Президиум Межсоборного присутствия, проходивший 21 ноября с. г. в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве, решил не передавать на рассмотрение пленума Межсоборного присутствия и тем самым не выносить на рассмотрение предстоящего в 2013 году Архиерейского Собора проект документа «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века».

В итоговом заключении Президиума по этому поводу говорится: «Учитывая значительное число поступивших разносторонних отзывов на проект „Церковно-славянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века“, президиум счел необходимым продлить исследование темы с привлечением ученых специалистов по данному вопросу. При этом члены президиума отметили необходимость изучения церковнославянского языка в воскресных школах, а также на приходах в рамках различных просветительских мероприятий и катехизической деятельности» (http://www.patriarchia.ru/db/text/2606749.html).

Вот как важна малая каждодневная работа! Полтора года шла полемика вокруг этого проекта. Что, казалось бы, делали наши православные священники? Неизменно служили на церковно-славянском языке и говорили о его важности своей пастве. Также, как и благочестивые миряне, вели полемику с реформаторами и русификаторами нашего богослужения. Из множества таких починов сложилось твердое направление охранительства церковных устоев и Предания Церкви.

Итак, проект о русификации церковно-славянского языка «заморожен», но только на два года… Как отмечал в интервью нашей газете протоиерей Владислав Озеров, «понятно, что определенные силы пытаются разрушить Церковь. <…> Есть такая поговорка: благими намерениями дорога в ад выложена. Здесь такое ощущение, что именно так и получается, что люди, которые хотят вроде бы действовать во благо для всех, для Церкви, на самом деле нанесут непоправимый ущерб. Потому что от их реформ существующие церковные нестроения только усилятся и могут даже вылиться в раскол. И самое-то главное: кого обвинять?

Сегодня часто говорят: „Это все раскольники, раскольники…“ И часто приходится слышать такие слова в адрес ортодоксальных верующих, православных священников и простых мирян. Да, порой бывают какие-то переборы и крайности в их суждениях. Но почему получается, что всегда именно эту сторону обвиняют в раскольничестве? Почему? Пусть бы задумались те люди, кто все это делает, что в раскол толкнуть могут именно они. На них вина за раскол будет еще больше, чем на тех, кто по ревности чрезмерной какие-то шаги слишком резкие совершат, необдуманные и неправильные.

Проблем у нас в Церкви хватает. А церковнославянский язык проблемой не является. Поэтому в нашей ситуации определенно видно, что есть злонамеренные силы, работающие на раскол и уничтожение Русской Православной Церкви этими нововведениями, попытками церковнославянский язык заменить русским. Почему? Да потому что просто-напросто сегодня догматическое наше учение сохраняется пока без повреждений именно в богослужебных текстах» (см.: «ПК» № 13 (37)).

Сегодня наша страна находится на пороге социальной и политической нестабильности. И если на эту смуту наложится смута и нестроение в Церкви, вызванные в значительной степени попыткой реформирования и русификации церковно-славянского языка, то мы можем получить гремучую смесь либерального белоленточно-обновленческого состава, которая окончательно подорвет устои Российской Государственности и станет причиной раскола в Русской Церкви.

Более того, в наше время, когда народ переживает серьезный духовный и экономический кризис, богослужебные реформы неизбежно вызовут большое смущение в народе Божием, и у монашествующих, и у клириков.

Поэтому отрадно, что священноначалие Русской Православной Церкви и Президиум Межсоборного присутствия проявили мудрость и ради мира церковного сняли с рассмотрения на Архиерейском Соборе 2013 года этот сырой и неуместный в нынешнее время проект.
Дай Бог, чтобы он не рассматривался и в дальнейшем и был окончательно предан забвению. И дай Бог, чтобы воплощались в жизнь те разумные предложения, которые все же содержались в нем: о воспитании любви к церковному богослужению и его высокому языку, о необходимости глубокого изучения церковно-славянского языка в духовных и светских учебных заведениях, о важности учебников и учебных пособий, а также толкований богослужебных последований и подробных комментариев к ним.

Наш долг - бережно хранить драгоценную жемчужину нашей Православной Церкви - церковно-славянское богослужение, которое уже более тысячи лет просвещает русский православный мир и души верующих и является неотъемлемой частью церковного Предания Русской Церкви.

Подготовил Максим БОЙКО
по статье с сайта «Благодатный Огонь»
(http://blagogon.ru)

Церковнославянский язык, модернизм, Церковь, Православная Церковь, Церковное предание

Previous post Next post
Up