«Ведущему правильную христианскую жизнь всегда есть что сказать на Исповеди»

Dec 05, 2012 09:10

Начало



Сторонники разделения Таинств Исповеди и Причастия говорят, что в России многие верующие приходят исповедоваться только для того, чтобы быть допущенными ко Причастию, и каются формально. А вот, например, в Греции, утверждают они, исповедуются тогда, когда требует совесть, и потому более осознанно и серьезно подходят к этому Таинству. Как Вы считаете, можно ли согласиться с таким мнением? Действительно ли при совмещении Таинств Исповеди и Причастия нередко происходит искажение сути первого? Поддерживаете ли Вы предложения разделить эти Таинства и разрешить верующим в России причащаться без Исповеди?

- Я никоим образом не поддерживаю предложений допустить верующим причащаться без Исповеди, потому что это, как уже было сказано, душевредно. А в том, что происходит упрощение, умаление Таинства Исповеди, что люди приходят на Исповедь без покаяния, исповедуются формально: «Согрешил делом, словом, помышлением, всевозможными грехами…», - виноваты не только они, но и в какой-то мере пастыри. Потому что нужно учить каяться, объяснять, как это делать, и способствовать тому, чтобы приносилось истинное покаяние в тех грехах, которые человек совершил.

Однажды я был свидетелем следующего случая. В Сухумский Кафедральный собор пришел пожилой владеющий русским языком грек, лет под 70 ему было. Подошел к принимавшему Исповедь священнику и говорит громко (поскольку он был глуховатый): «Я - грек. Я пощусь, молюсь, никого не убил, не ограбил… Я - грек…» Священник на это отвечает: «Вы назовите грех, грех, которым согрешили». А тот опять: «Я - грек, я - грек…» - «Грехи называйте». - «А у меня грехов нет…» Тогда священник попросил кого-то из прихожан объяснить ему, что такое Исповедь.

Да, бывает и такое: человек прожил почти всю жизнь, а грехов своих не осознает. Но тот, кто живет более внимательно, всегда найдет, в чем каяться. Потому что мало того, что мы никого не убили и не ограбили. Апостол Иаков говорит, что даже ведущему убо добро творити, и не творящему, грех ему есть (Иак. 4, 17). То есть мы согрешаем уже тогда, когда имеем возможность сделать какое-либо доброе дело и не делаем. Например, шли мы через дорогу, увидели пытающегося перейти ее слепого и не помогли ему - уже согрешили. Попросила заболевшая соседка купить и принести ей хлеба, а мы не исполнили ее просьбу - тоже грех. Совесть нас побуждала выполнить молитвенное правило, а мы не выполнили - грех. Совесть нас побуждала воздержаться от вкушения шоколадки, кофе или чего-либо подобного перед тем, как идти в храм, а мы не стали себя ограничивать - грех. Так что человеку, ведущему более или менее правильную христианскую жизнь, всегда есть что сказать на Исповеди. А если люди, исповедуясь, не могут назвать своих грехов - это, как уже сказал, вина и их самих, живущих рассеянно, и священников, которые их не учат. Поэтому чтобы не происходило формализации Таинства Покаяния, нужно и тем, и другим исправляться.

- Как Вы относитесь к мнению, что в настоящее время в храмах нашей Русской Православной Церкви Московского Патриархата, где за богослужениями поминается имя Патриарха Кирилла, причащаться нельзя? Люди, разделяющие данную точку зрения, полагают, что по причине вызывающих смущения действий священноначалия (участия в экуменическом движении, различных неоднозначных высказываний и т.п.) Таинства на службах, где возносится имя Патриарха и подчиненных ему епископов, не совершаются. Можно ли с этим согласиться?

- Я думаю, что это ошибочное мнение, и потому абсолютно с ним не согласен. Совсем недавно я получил известие, подтверждающее необходимость поминовения Патриарха. Я знал, что иеросхимонах Рафаил (Берестов) некоторое время назад разрешил своим братиям (духовным чадам в священном сане) - кто желает - не поминать Патриарха Кирилла. В результате в братстве произошло разделение. Потом при встрече с ним я спросил: «А Вы, отец Рафаил, сами как делаете?» Он ответил: «Я сам поминаю и молюсь за Патриарха не только на Литургии, но и келейно». Я говорю: «А почему же Вы разрешаете братиям его не поминать?» - «Для того чтобы не погасить их ревность». Я возразил: «Но это же, кажется, не совсем правильно…»

С той встречи прошло примерно года полтора или около двух лет, и вот буквально несколько дней назад я узнал, что отец Рафаил специально молился Господу относительно этого вопроса и получил вразумление, что необходимо поминать Патриарха Кирилла за Литургией - ради мира среди братии.

И - тем более - нельзя принимать хульную мысль, что Таинства уже не совершаются. Потому что это очень страшно, подумайте только: если Дух Святый действует, а мы это отрицаем - мы, получается, хулим действия Пресвятаго Духа!

- Некоторые православные, не доверяющие священноначалию, уходят из Церкви в раскольнические сообщества, но есть и такие, которые просто перестают ходить в храмы и участвовать в Таинствах. «Я бы рад причаститься, да негде, - говорят они, - нет поблизости верных священников. Уж лучше остаться совсем без Причастия, чем причащаться с еретиками…» Что, на Ваш взгляд, можно посоветовать таким людям? Как объяснить им, что они заблуждаются?

- Думаю, что у каждого человека, имеющего такое мнение и поступающего таким образом, есть какие-то свои причины и свое понимание того или иного вопроса, из-за которого он перестал ходить в храм. Поэтому, мне кажется, нужно, побеседовав с человеком, определить, почему он так считает, и тогда уже попытаться объяснить, в чем его неправота.

Если же говорить в общем, то можно посоветовать молиться Богу и просить у Него вразумления. Таким людям нужно не полагаться на свой разум, но подвергнуть свое убеждение сомнению: «Господи, правильно ли я мыслю и делаю? Если я ошибаюсь, вразуми меня, чтобы мне не лишиться общения с Тобой и здесь, на земле, и там, в жизни будущего века, потому что сказано: „Кому Церковь - не мать, тому Бог - не Отец“».

Это величайшая милость, что Бог устроил на земле Свою Святую Церковь - больницу для наших душ. Согрешая, мы подвергаемся духовному умерщвлению, как и падший Адам, который телом остался жив, но умер духовно, утратив благодать Святаго Духа. И для того чтобы наша душа оживотворилась, мы идем к Источнику жизни - ко Христу и причащаемся Его Пречистого Тела и Крови. А если человек лишает себя этого - он лишается Источника жизни, жизни вечной. Какая более страшная ошибка может быть?! Поэтому я думаю, что тот, кто попал в это бедственное положение, должен постараться выйти из него, должен по крайней мере не доверять своему мнению, а искать ответа на вопрос, как правильно поступить. И делать это нужно в первую очередь в искренней молитве.

Опасность куда-либо уклониться от Церкви существовала всегда, есть она и сегодня. Еретические мнения и высказывания некоторых архиереев, нарушения правил церковных - это большое бедствие. Но пока это зло не утверждено соборно, не проповедуется с амвона как церковное учение - оно остается частным грехом отдельных лиц - будь то иереи, архиереи или Патриархи. Потому мы не соглашаемся с мнением, что уже нельзя ходить в храмы, нельзя причащаться.

Из церковной истории известен такой случай. Незадолго до Четвертого, если я не ошибаюсь, Вселенского Собора Патриарх совершил две хиротонии - диаконскую и священническую. Затем на Соборе этого Патриарха предали анафеме как еретика. Тогда недавно рукоположенные клирики спросили отцов Собора: «Получается, что мы были рукоположены еретиком и наши хиротонии недействительны?» Но Отцы Собора постановили иначе: признать рукоположения действительными, благодатными, а еретика предать проклятию. Это говорит о том, что даже если какой-то священнослужитель исповедует ересь, но он не осужден Церковью, нельзя утверждать, что совершаемые им Таинства недействительны. (Подтверждение этому находим и в канонических правилах. В толковании на четвертое правило Антиохийского Собора епископ Никодим (Милаш) пишет: «Если же последние (полноправные епископы) были после извержены за какие-либо преступления, в которые не были замешаны пресвитеры, рукоположенные еще во время полноправия этих епископов и до их извержения, то такие пресвитеры считаются истинными и законными священнослужителями. Этот вывод и приводится Зонарой и Вальсамоном в их комментариях к 19 правилу Сердикийского Собора как общая каноническая норма». - Примеч. ред.).

- Как должен вести себя христианин после Причастия? Что можно и нельзя делать в день принятия Святых Таин? Как сохранить в себе полученную в Таинстве благодать?

- Чтобы сохранять благодать, полученную в Таинствах, нужно, как говорит старец Паисий Святогорец, воспитывать в себе благоговение. Для этого в день принятия Святых Таин человек должен стараться делать все благое, что ему промыслом Божиим предоставляется возможным совершить. Делать это в памяти Божией, внутренне прилепляясь ко Христу, Которого он только что принял в свое сердце. С таким чувством благоговения человек может посещать больных, беседовать со своими родными, оказывать ближним различную помощь… Ну, и, конечно, нужно удаляться от всего греховного, всего того, о чем мы знаем, что оно не угодно Богу, исполняя таким образом сказанное в 33-м псалме: Уклонися от зла и сотвори благо: взыщи мира и пожени и (Пс. 33, 15) - то есть и сохрани это мирное устроение. Это то, чем мы должны заниматься каждый день своей жизни, а тем более - в день принятия Святых Христовых Таин.

Беседовала Анна САМСОНОВА

Бог, Россия, Церковное предание, еретики, Святой Дух, Православие, благочестие, еретик, церковные каноны, Таинство Исповеди, молитва, святые отцы, Таинство Причащения, Православная Церковь, Таинство Крещения, благоговение

Previous post Next post
Up