В церковной богослужебной книге относительно нынешнего воскресного дня говорится: «Ведомо буди, яко вся ныне
празднуем, елика благодатно освяти Дух Святый, - высочайшие и освятительные умы; праотцы и патриархи, пророки и священные апостолы, мученики и священноначальники, священномученики и преподобномученики, преподобныя и праведныя и вся святых жен ликования и иныя вся безыменныя святыя, с ними же да будут и хотящий быти. Прежде же всех, и во всех и со всеми Святых Святую Владычицу Богородицу» (см. Синаксарий праздника).
Итак, первый воскресный день после праздника Пятидесятницы, как завершение многих великих и святых воспоминаний, Святая Церковь посвящает прославлению всех святых. Богослужебная книга, из которой взяты приведенные сейчас слова, поставляет это воспоминание в связь с празднованием в честь Святаго Духа. В ней выражается мысль о том, что, воспоминая всех, «елико благодатно освяти Дух Святый», мы не в силах назвать их поименно: так они многочисленны, так много их жило в простоте, смирении и безвестности на севере и юге, на востоке и западе и во всей вселенной.
Святые эти - достойный плод освящения и Духа Святаго. Они - вечная похвала Церкви, ее слава, чистая, святая и достойная. Они - свидетельство и доказательство могучего, чудесного действия Церкви Божией в мире после того, как она приняла дары искупления и освящения. Поистине, если Дух Святый вещественным образом, т. е. в виде огненных языков, сошел с неба на землю, то через Него, наоборот, вещество и земля, т. е. люди плотские, восходят и возвышаются от земли на небо: «Восходит к горним персть, естеством долу преложна сущи» (из Синаксария).
И смотрите, поучаясь, как это освящение мира Христовою верою приметно и действенно в жизни и истории! И до Христа люди жили, искали истины, искали нравственности и духовных основ, мучительно старались разобраться между добром и злом, тяготились сознанием греха, стремились к Богу и святости. Много ли было, однако, святых и чистых? Их не было. Самые лучшие люди древности, прославленные и превознесенные за добродетели в Греции, в Риме, даже среди народа избранного, имели крупные недостатки. «Блестящие пороки» - вот как называет один из учителей Церкви самые их добродетели. Но и такие люди были очень редки: зло и греховность господствовали в мире. Перед пришествием Христа зло так наполнило мир, что гибель мира была неизбежна. Но вот явилось христианство - и откуда только явилась в людях сила духа, сила жизни, святости и благочестия! Апостолы, мученики, подвижники, проповедники, святые во всех возрастах, званиях и состояниях, во всех народах, во всех концах земли. Каждый народ, каждая страна, каждый город хвалится своими великими святыми. Исполняется воочию то, что поется в церковной песни: «Процвела есть пустыня, яко крин (лилия - примеч. ред.), Господи, языческая неплодящая церковь пришествием Твоим...»
Вспоминая и прославляя всех святых, с грустью, однако, видим, что их земная жизнь была исполнена страданий, унижений и бедствий, она не соответствовала их значению для людей, их высокому достоинству. «В багрянице крови, в червленице твердого страдания, истерзанные и окровавленные, по всей земли мучившиеся терпеливо и доблестно, как бы в чужих телесах страдавшие, подражатели Христа Первомученика, огнем искупившиеся искушения», - вот как представляются они в церковных песнопениях (см. канон).
А между тем мы слышали от апостола сегодня, что святые верою победили царствия, содеяли правду, получили обетования. И Церковь для их прославления как бы не находит слов, богослужебные песни и молитвы достигают высшей силы вдохновения в желании изобразить их заслуги и воздать им хвалу и в желании нас подвигнуть к подражанию их жизни. Они - «Церковь обнебесили, они небо церковное уяснили своими дарованиями, они благородством души очистились, венцы получили, наследниками Царствия показались, мзду трудов прияли», души их - в руце Божией, и уж не прикоснется их мука; в очах безумцев они умерли и исход их вменен был как безчестие, на самом же деле они вечно живут теперь в славе и в мире, а упование их безсмертия исполнено. Как золото в горниле Бог искусил их, как всеплодие жертвенное приял их. Во время посещения Его и суда они воссияют; как искры по стеблию, будут пылать и сверкать небесною красою (см.: канон, 2-я паремия).
Так величает святых церковное слово. Они - семя святое, они - стояние мира, т. е. ими держится и держался мир, они - соль земли и свет жизни.
Что же, одною похвалою святым удовлетворяется и довольствуется слово церковное? Нет, братие, в нем слышатся великие и глубокие заветы живущим поколениям, сынам Церкви воинствующей. Великие заветы и вместе грозные предостережения.
Воля Божия о нас - святость наша во Христе Иисусе; мы созданы на дела благая - вот первый урок и завет каждому отдельному христианину.
Хотите слышать урок царям, правителям, народам, обществам и государствам? Вот этот урок: Слышите убо, царие, и разумейте; научитеся, судии концев земли; внушите, держащий множества и гордящийся о народех языков: яко дана есть от Господа держава вам и сила от Вышняго (3-я паремия; Прем. 6, 1-3). Итак, не земное устроение только, не земные удобства, не устроение только гражданского быта, суда и порядка, городов, дорог, промыслов и торговли, не одновременные цели и задачи поставлены царям и царствам. Они имеют религиозно-нравственные задачи, религиозно-нравственные обязанности; царства человеческие покоятся на нравственных основах и без них погибнут и подпадут осуждению.
Кто же будут судьи? Судьи - это те самые святые, которых мы ныне прославляем. Судят языком и обладают людьми, и воцарится в них Господь во веки, - говорит о них древнее слово Божие (2-я паремия; Прем. 3, 8).
Разве не знаете, что святые будут судить мир? (1 Кор. 6, 2), - повторяет и подтверждает Апостол.
Они предстанут лицу Божию с нами рядом и скажут о нас: это не те, для которых мы приготовили кровью и страданиями торжество Церкви; они на нас не похожи: мы обнебесили Церковь, а они ее приземлили; мы в муках и крови остались ей верны, а они в мире и благоденствии ей изменяют; нам тяжело было оставаться на высоте подвига, но мы остались тверды, а этим легко было, и они пали.
Пусть, - скажут они о нас, - пусть не говорят они о трудностях, соблазнах, искушениях, препятствиях; пусть не выдумывают для себя извинений; пусть не ссылаются на невозможность спасения. Мы, - скажут святые, - люди такие же, как они, и нам была дорога жизнь, и нас страшили страдания, и нам тяжки были препятствия; нам было в страданиях и гонениях тяжелее, чем этим живущим христианам; мы часто спасались в пустынях и лесах, в пещерах и подземельях, в ссылках и тюрьмах, мы не имели храмов и Богослужения, не слышали пастырей и учителей; одинокие, рассеянные среди моря язычества, мы все же остались верны Христу, а они посреди множества христиан, во дни господства Церкви, восстановили в жизни древнее издохшее язычество, с которым мы боролись до крови и смерти...
Что мы скажем пред этою укоряющею речью? В чем будет наше оправдание? Самое существование святых, их подвиги, самое наше празднество в честь них, наше прославление их - все это будет судить нас пред Божией правдою.
Наш долг - им подражать. Наш долг - следовать их жизни. Наш долг - молитвою просить их помощи. Как бы ни тяжело было это подражание, будем помнить уроки нынешнего Евангелия. Апостолы спросили Господа: Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Господь им ответил: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на Престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 19, 27-29).
Братие, не весте ли, яко святии мирови имут судити? (1 Кор. 6, 2) Аминь.
Священномученик Иоанн ВОСТОРГОВ
Сказано в Петрограде, в церкви подворья митрополита Московского