25 марта / 7 апреля - день памяти преп. Иустина Челийского
Публикуемая ниже проповедь произнесена преподобным Иустином в возрасте 83-х лет, практически за год до его блаженной кончины. Потому она особенно интересна - близится к завершению земной путь отца Иустина, и вот уже к нему самому можно отнести его же слова, сказанные им десять лет назад в одной из проповедей: «Святыми добродетелями изгнал он из себя всякую тьму греха, всякий мрак, всякое помрачение демонское и всякий ад. Все светлое в нем - мысли, помыслы, помышления - святые и светлые, поэтому светом озарена и его глава, и все его существо, и все его существование. Очистил тело и душу от страстей, от мрака, от помрачения и просиял Божественным Светом».
Эта и несколько других проповедей 1977 года - дошедшие к нам сквозь время напутственные слова земного Ангела и Небесного Человека, пламенного Христолюбца, Боголикого, Христоликого, удивительного Угодника Божия, жившего во Христе и для Христа.
Преподобный Отче наш Иустине Челийский, моли Бога о нас!
Никто из людей на этой планете Божией не осмелился науку свою назвать Евангелием (= Благовестием). Никто из философов не назвал философию свою Евангелием. Никто из царей, никто из властителей мира сего за все время правления своего не провозгласил Евангелия. А Господь Иисус Христос сие совершил. По какому праву? Чем подсластил Он горечь жизни в мире сем? Чем горечь жизни смягчил и уничтожил? Чем? - Спасением Своим! Да, только Он совершил сие, Он, и никто другой! Более того, каждое слово Его связывает Небо с землей, каждое слово Его изгоняет грех из душ наших, изгоняет зло и изливает сладость благодати, изливает сладость Небесной Истины - Небесную радость.
Человек - это небо-земное существо, вот Благовестие Евангелия Христова. Человек - это одновременно и земное, и Небесное существо. Долго ли может продержаться в этом мире тело каждого из нас, бренное тело наше? Небо во всей его полноте необходимо даже для единственной фиалки, как же не будет нуждаться в Небе человек, созданный по образу Божиему, созданный, простите за такое определение, как «кандидат в Боги»?! Конечно, «кандидат в Боги», если Господь сотворил нас Боголикими, Богообразными. Он поставил перед нами задачу, дабы каждый из нас всю свою жизнь положил на то, чтобы эту Боголикость, Богообразность сохранить и безконечно совершенствовать. Каждому из нас дает силы Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Ибо Господь наш Иисус Христос сошел в этот мир ни для чего иного, как только нас ради человек и нашего ради спасения. Потому стал человеком! Не стал, например, ласточкой, что было бы намного приятнее для Него, не стал фиалкой, что тоже было бы намного приятнее для Него. Но вочеловечился - стал таким поруганным и осмеянным существом, которое зовется человеком. Поруганным и осмеянным - чем? Грехом! Грех - вот наибольшее уродство и наибольшая мука для человеческого существа.
Слышали вы, что говорит святой апостол Павел в дивном своем сегодняшнем Благовестии о перстном человеке и небесном (см.: 1 Кор. 15, 40-57). Перстное тело свое живим мы в этом мире, но надлежит нам облечься в небесного человека и стать небесными людьми. Об этом говорит апостол Павел. Нам надлежит облечься - в Кого? В Господа нашего Иисуса Христа. И мы можем это осуществить - через Святое Крещение, через Святое Причастие, через каждую святую добродетель, через каждую евангельскую тайну. Мы действительно облекаемся в небесные одежды. И посему мы должны всегда хранить в памяти это дивное Благовестие, которое Господь возвестил всему миру: человек - существо, которое призвано стать Богом по благодати. Святой Василий Великий говорит: «Человек есть тварь, получившая повеление стать богом». Как же исполнить это повеление стать Богом - как? Сам Господь наш Иисус Христос все для этого совершил и все оставил Церкви Своей Святой, которую основал, - вот где все средства, Божественные средства, чтобы человек очистился и стал превыше этого мира, стал совершенным: по образу Божиему, по лику Божиему, который носит в себе, чтобы совершенствовал его безконечно Господом Иисусом Христом.
Поэтому Господь и назвал Свою науку Евангелием, Благовестием. Он уничтожил смерть, а что может быть для человека отвратительнее смерти в этом мире, что может быть для человека страшнее смерти?! Ничего страшнее смерти нет! Смерть - самый главный и последний враг человека (см.: Там же, 26), но Господь наш Иисус Христос этого величайшего и лютейшего врага нашего уничтожил, попрал смертию Своею. Потому мы и радуемся, что Господь Церковью Своею, Самим Собою даровал нам победу над смертью - над этим самым страшным нашим врагом. Потому Воскресение Христово - это воистину Благая весть! Благовестие! Ибо это - победа, которая потребила смерть! «Ты больше не смертен!» - вот что каждый христианин должен говорить себе каждый день. Итак, смотри, поступай осторожно (ср.: Еф. 5, 15) - ты вечное существо! Живешь ты для Вечности, сотворен ты для Вечности. Смотри, поступай осторожно - следи за своей жизнью, следи за своими мыслями, следи за тем, что ум твой созидает в этом мире. И никогда не забывай, что мы ум Христов имеем (Там же. 2, 16), как сказал святой Апостол Павел. Значит, только самые святые мысли, только самые святые идеи должны быть в нашем уме, в нашем духе: ими мыслим, ими живем, ими руководствуемся, следуя за Господом!
О, сколь ответственно быть человеком! Насколько величественно и ценно! Человек - не простое существо. Даже Ангелы не больше, чем люди. Как говорит Святое Евангелие, Ангелы - это братья наши, посылаемые на служение нам (Евр. 1, 14). На какое служение? Помочь нам - да созиждем себя Боголикими (= Боообразными) существами, и будем жить по Благовестию Господню. И нужно знать, что Благовестие Господне находится во всем, что связано со Христом, во всем, что связано с Евангелием, во всем бытии Господа Иисуса Христа и во всей науке Христовой. Каждая добродетель: вера, любовь, надежда, милосердие, кротость, благость, смирение - все это, в сущности, и есть Благовестие. И когда ты приступаешь к молитве - ты переносишь себя от земли на Небо, очищаешь себя от всякой нечистоты. А что такое смирение? Это тихий благой Ангел, который изгоняет из нашего существования гордого и страшного сатану, изгоняет гордость - этот наибольший и самый коварный грех.
Лукавый может подражать практически любой добродетели, он даже может принять вид Ангела света (2 Кор. 11, 14), но он никогда не допустит, чтобы смирение вошло в его душу. Иначе он перестал бы быть диаволом.
По словам Иоанна Златоуста, каждый грех - это диавол. Не думай, будто имеешь только маленькие грехи. Нет, каждый грех велик! Потому, если ты совершаешь грех, осознано или неосознанно, спохватись, опомнись, пойми - это диавол работает в тебе. И немедленно изгоняй его из себя! Как? Молитвой, постом, бдением, всеми остальными добродетелями, которые Господь даровал роду человеческому для спасения. Конечно, все мы - и молодые, и старые - все мы всегда недостаточно хороши, все мы всегда недостаточно чисты, но задача наша, как говорит святой Апостол Павел, - приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых (Фил. 3, 9-11). Все остальное - тщета (Там же, 8). Так говорит Апостол Павел: все остальное - тщета и сор (Там же). Единственное, чего желаю - Воскресения мертвых и Жизни будущего века - вот финал нашей жизни на земле.
И потому каждый из нас должен жить в этом мире как небесное существо, как небесный человек, как приятель и друг Христов. В дивных молитвах церковных много раз рассказывается о том, как все раскаявшиеся грешники находили любовь Господа Иисуса Христа и становились Его друзьями. Стать другом Господа Иисуса Христа - какая честь! И такую честь может получить каждый из нас, если будет жить добродетелями Евангельскими: если будет жить верой, надеждой, любовью - всеми святыми добродетелями Благовестия Евангельского. Потому что Евангелие Господа нашего Иисуса Христа - это воистину единственное Благовестие в этом мире. Жизнь человеческая - это проклятие, это ужас, это кошмар! И только Воскресение Господа Иисуса Христа и воскресение нас, людей, придает смысл этой жизни и дает вечный смысл всему тому, что мы в этом мире желаем, делаем и совершаем.
Господи Благий, веди всех нас, исполняя Своим Благовестием, да и мы проживем как новые существа, как небесные люди на земле, и тем сподобимся достичь Вечной Жизни в Царствии Небесном, руководимые всеми Святыми Угодниками Божиими во главе с Пресвятой Владычицей нашей Богородицей, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преподобный Иустин (ПОПОВИЧ)
Беседа в четвертую Субботу Великого Поста
Монастырь Челие, 1977 год
Собрание проповедей преподобного
Иустина Нового: в 3-х томах.
Белград: Нови дани, 1998.
Перевод с сербского монахини Елисаветы (ГОРНИЦКОЙ)