11. НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ НЕСООБРАЗНОСТИ
В «ПОСЛЕДОВАНИИ КРЕЩАЛЬНОЙ ЛИТУРГИИ»
- Какую Литургию служить?
Авторы «Последования» совместили страницы Требника с текстом Литургии свт. Иоанна Златоуста. По всей видимости, они не учли того, что в главный день совершения Крещения - в Великую Субботу - следует, согласно Типикону, проводить Литургию по чину свт. Василия Великого.
Таким образом, «Последованием Крещальной Литургии» принципиально невозможно воспользоваться ни в Великую Субботу, ни в навечерие Рождества Христова, ни в Крещенский Сочельник!
- Входный стих на Малом входе.
Входный стих на Малом входе является украшением Божественной литургии. Он проводится лишь на Пасху и некоторые Господские праздники (включая Сретение и Духов День) и строго регламентируется Типиконом.
В новом чинопоследовании предлагается неслыханный входный стих: «Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси» (Последование Крещальной Литургии. М: ПСТБИ. 2002, с. 42). По нашему мнению, изобретение новых входных литургических стихов - дерзкая и духовно несостоятельная инициатива. Предположим, «Крещальная Литургия» будет проводиться в один из праздников, когда Типиконом предусмотрен входный стих. Какой стих следует выбирать - уставной или новоизобретенный?
Мы уже отмечали, что в византийском чине Литургии Великой Субботы псалом 31, откуда взят данный входный стих, сопровождал не Малый вход с Евангелием, но вход Патриарха с новокрещенными.
- Аллилуарий.
Нельзя не признать весьма оригинальным назначение перед Евангельским чтением аллилуария, стихи которого совпадают почему-то с прокименом на утрени праздника Крестовоздвижения: «Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Стих: Видеша вси концы земли спасение Бога нашего».
Эту загадку мы разгадать не смогли…
- Чтение Апостола и Евангелия.
Рассматриваемое «Последование» предлагает без альтернативы читать на «Крещальной Литургии» Апостол и Евангелие из Требника (то есть 91 зачало из Послания к Римлянам и 116 зачало от Матфея).
Однако на каждый день церковного года, в соответствии со столпами Евангельскими, назначено определенное рядовое чтение, которое должно звучать первым (кроме субботы). Известны уставные случаи, когда рядовое чтение переносится на иной (обычно предыдущий) день - но поводом для такого переноса служит всегда праздник (часто - бденный Святой). Нам не известно ни одного примера, когда дополнительное требное чтение отменяло бы чтение рядовое. Общепринятой уставной практикой является добавление к рядовому (первому) зачалу требного зачала (второго). Так бывает при заупокойных службах, равно как при всех прочих дополнительных чтениях, которые содержатся в приложении к служебным Апостолу и Евангелию.
Еще более недопустимо, с точки зрения Типикона, отменять или переносить праздничные апостольское и евангельское чтения. Если рассматриваемое чинопоследование проводится в те дни, когда на Литургии полагается пение «Елицы во Христа крестистеся» (к примеру, в Лазареву Субботу), опускать рядовое чтение означает лишиться главного смысла Праздника. Такие дни наименее всего подходят для замены уставных зачал Апостола и Евангелия на требные - «крещальные».
Неверно решается в «Последовании Крещальной Литургии» вопрос о совмещении двух чтений: «Аще хощеши, приложи и дню, Апостол и Евангелие» (с. 48).
Это снисходительное «аще хощеши» выглядит совершенно фальшивым. Если уж кому-то захотелось совместить в праздник два чтения, то «прилагать» следует зачало требное к праздничному, а не наоборот.
- «Елицы вернии».
Абсурдным, если вдуматься, выглядит возглас после сугубой ектеньи (с добавленными прошениями из Требника). Диакон глаголет: «Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся!» (с. 50). Выходит так, что верные с начала службы спокойно молились, а потом вдруг услышали: «Те, которые являются верными (елицы вернии), снова Господу помолимся!» На традиционной Литургии этот возглас имеет вполне понятный смысл: сперва оглашаемым предлагается покинуть собрание: «Оглашеннии, изыдите!», а потом верные (елицы вернии) приглашаются к усердной молитве. В «Последовании Крещальной Литургии» этот момент явно не продуман.
Авторы пишут: «Опущена ектения об оглашенных, так как все оглашенные, участвовавшие в Крещальной Литургии, приняли на ней Крещение» (с. 120). А если не все?
Появившаяся в последние годы практика опускания ектеньи об оглашенных представляется в высшей степени сомнительной и безосновательной - в особенности, если учесть возрождающийся институт катехизации. Изъятие ектеньи и молитвы предполагает, что ни одного оглашаемого в молитвенном собрании присутствовать не может. Но где гарантия того, что кто-то из оглашенных не окажется на Литургии?..
Во всяком случае, ектеньи и молитвы об оглашенных из «Последования» решительно изъяты.
- Киноник.
Сочинители нового литургического «Последования» решили изобрести новый текст для причастна (или киноника), причем даже не один, а целых два: «И поют лицы киноник: „Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси“. Ин: „Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем, рече Господь“» (с. 77-78).
Безусловно, приведенные псаломский и евангельский стихи являются очень «крещальными» и очень «литургическими». Однако Православная Церковь их все-таки никогда не использовала в качестве киноника. Типиконом такие тексты не предусмотрены.
Примечательно, что в византийском чинопоследовании Великой Субботы написано: «Причастен старый: „Хвалите“, новый: „Воста яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас. Аллилуйа“» (с. 116).
Мы видим, что в том православном чинопоследовании, которое взято модернистами «за образец», новых киноников не предлагается. Напротив, про первый указывается, что он «старый», а второй является причастным Великой Субботы и содержится в Типиконе.
- Отпуст.
Непонятно, зачем на отпусте (если, конечно, не прилучится вторник) поминать «Честнаго славнаго пророка Предтечу и Крестителя Иоанна» (с. 89). Все-таки мы крещены не Иоанновым крещением в покаяние, но облеклись во Христа…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существующее в Церкви чинопоследование Крещения является древним и священным. Желание сделать его «более литургичным» представляется дерзостью, если не безумием. Наши богослужебные и требные чины настолько прекрасны и совершенны, что любая попытка их «улучшить» неизбежно оборачивается уродованием и искажением. Так вышло и с рассмотренным нами чином «Последования Крещальной Литургии».
Не нужно ни большого ума, ни фантазии для того, чтобы состряпать из чинопоследований Требника и Служебника другие подобные чины. Например, чин «Елейной Литургии» - совмещение Таинства Елеосвящения с Литургией (пособоровался - и сразу причастился!). Или - чин «Венчальной Литургии» (все повенчались - и одновременно причастились!). Или - чин «Отпевальной Литургии» (прямо во время обедни отпеть новопреставленного!). Или (для монастырей) - чин «Постригальной Литургии» (монашеский постриг во время обедни!). Или - чин «Акафистной Литургии» (совмещение молебного акафистного пения с Божественной Литургией!).
Эти экстравагантные идеи будут ничуть не менее несуразными, чем неведомый Православной Церкви нелепый и бездарный чин «Крещальной Литургии».
Что же надо делать?
Надо крестить по Требнику и совершать Литургию по Служебнику. А главное - удерживаться от сочинения новых модернистских чинопоследований.
Протоиерей
Константин БУФЕЕВ
Источник:
http://blagogon.ru