Григорий Ефимович во время чаепития с Царскими Мучениками
Однако давайте посмотрим, что у нас есть в действительности. Из церковной истории известно, что почитание того или иного святого исходило прежде всего от народа, а не от Синодальной комиссии по канонизации. То есть в церковном народе зарождалось почитание святого, а затем его имя вносилось в диптих. Сегодня мы наблюдаем абсолютно противоположную ситуацию, когда народ почитает, а группа лиц, владеющих рычагами правления, противится народной воле.
Так кто же в таком случае порождает раскол? Народ, который искренне верит в святость человека? Или же лица, пытающиеся подавить народное почитание своими далеко не безстрастными циркулярами? Очевидно, что те, кто почитает Григория Распутина, почитают святого Царя Николая II и его святую Семью. Ни один верующий человек, почитающий Григория Ефимовича, не является противником почитания Царской Семьи. Негативно же к Распутину относятся те, кто активно противился и прославлению Царской Семьи или же люди, абсолютно безразличные к Царской теме. Нельзя оспорить и тот факт, что подавляющее большинство тех, кто любит святых Царственных Мучеников, почитают и старца Григория Распутина. Да и как не почитать того, кто был другом Царской Семьи?
И если лукавые либералы, вершители судеб человеческих, считают, что любовь святой Мученицы Царицы Александры к старцу Григорию - «элемент человеческой немощи, связанный у Императрицы с глубоким переживанием неизлечимости смертельно опасной болезни сына» (см.: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых на Архиерейском юбилейном соборе 13-16 августа 2000 г.), то искренне почитающие Императрицу верующие не смеют даже и помыслить такого кощунства.
В примечании редактора журнала «Благодатный огонь» к статье о. А. Шаргунова говорится: «Оппоненты прот. Александра Шаргунова приводят в качестве довода „святости“ Распутина, что и святителя Иоанна Златоуста осуждали, поверив клевете, некоторые святые, например, св. Кирилл Александрийский. Однако мы имеем свидетельства других Св. Отцов и подвижников, живших в его времена и говоривших об однозначной святости Златоуста (в частности, преп. Исидор Пелусиот). О святости же Распутина не говорил ни один из современных ему святых». Подобное пояснение свидетельствует о глубоком невежестве его автора. А разве почитание святыми Царственными Мучениками старца Григория Ефимовича не является фактом, опровергающим аргумент сторонников Шаргунова? Уже после убийства Григория Распутина, во время болезни святого Царевича Алексия матрос Деревенько принес Наследнику просфору и сказал: «Я в церкви молился за Вас, и Вы помолитесь святым, чтобы они помогли Вам скорее выздороветь!» А Царевич ответил ему: «Был святой Григорий Ефимович, но его убили». Разве уста Святого могли произнести ложь?
Отец Николай ГУРЬЯНОВ с книгой о Григории Ефимовиче.
На заднем плане, рядом с иконой Царя-Мученика - изображение Г.Е. РАСПУТИНА
с Царевичем Алексием
Сохранилось также свидетельство почитания Григория Распутина ныне почившем в Бозе старцем Николаем Гурьяновым. В документальном фильме запечатлено, как Батюшка прикладывается к иконе Григория, написанной по его благословению, как внимательно слушает и благословляет издать первый акафист старцу Григорию; как делает поправки, дает книге такое название, в котором отражен ее смысл: «Мученик за Христа и Царя. Человек Божий Григорий. Молитвенник за Святую Русь и Ея Пресветлого Отрока».
«Здесь полнота, - говорит старец Николай. - И сразу понятно, что мы исповедуем!» Батюшка очень любил Григория Распутина, защищал его от клеветы, настаивал, что это жизненно необходимо для Православной Церкви - признать его мученическую святость и утвердить Истину.
«Нельзя попирать святость…, - говорил отец Николай. - Нельзя глумиться над человеком, пусть даже и не святым в чьих-то очах. Ведь этому нас учит Евангелие. Если Господь призывает всех любить, даже врагов, зачем порочить православного христианина, убиенного извергами?»
Царица-Мученица Александра писала: «Его ненавидят потому, что мы его любим». Григорий Распутин стал помехой в политических интригах, направленных на свержение монархии.
«Какая-то сатанинская злоба у них на Григория…, - продолжает отец Николай. - Жажда мести… Ведь убили же его, умучили, а сейчас - что хотят?! Убить лживым словом и души других людей? Его страдания, страдания Царские и русского духовенства отодвинули наши страдания. Мы должны быть им благодарны за пролитую кровь. Их жертва уберегла нас». «Подумайте только, что случилось с нами, - сокрушался старец Николай. - Кругом безбожие… Мы бы так не страдали, если бы изменили отношение к прошлому, отношение к Царской Власти и ко всему святому, так же и ко Григорию. Теперь мы наказаны Богом и собираем плоды наших безбожных дел и мыслей. Надо очистить память о Григории, пожалеть себя. Надо, чтобы наши души очистились от всего дурного. Ведь наши злые и неправедные мысли - такое же зло, как и дела; они убивают душу человека. Самое страшное, что за такое отношение можно потерять вечную жизнь, Царство Небесное… Зачем они на Григория так?! Что он им сделал?! Праведник был, мученик и молитвенник… Столько зла и горя при жизни терпел».
Когда же спросили Старца по поводу негативного отношения к Григорию Распутину епископа Феофана Полтавского (Быстрова), он сказал: «Владыка Феофан немного заблудился, запутался, поверил клевете и грязи, поэтому и гнал Распутина, не понимал. Но это бывает так, по попущению Божию. Помнишь, как юродивые Дивеевские гоняли друг друга?.. А Владыке Феофану потом Господь открыл, что он заблуждался насчет Григория, и он покаялся. Оба ведь молитвенники были какие!»
«Он за всю Россию молился, вот враг восстал и до сих пор гонит истину… И Царя гнал, и Григория… Он законный раб Божий. Угодник Божий… Он святой человек. Мученик у Господа… Без молитвы вам Мученик Григорий не откроется».
На вопрос о том, каков был духовный подвиг Григория Ефимовича, Батюшка отвечал так: «Кем он был? - Старец, Старец, конечно!» А на вопрос одной монахини, можно ли молиться Господу об упокоении раба Божия Григория, ответил: «Не о нем, а ему надо молиться… Если Царственных Мучеников и старца Григория прославил Сам Господь, было бы дерзко с нашей стороны не почитать их… Необходимо исправление, отчуждение от зла. Если эту ложь не исправить молитвой, она так и останется, и будет губить людей… Исторические исследования и доказательства его невиновности и праведности важны и нужны, но они не исправят зло… Нужна молитва к Мученику Григорию - покаянная молитва со слезами…»
Валентин САМАРИН