Утром 20 марта исполняющий обязанности президента Казахстана Касым-Жомарт Токаев официально вступил в должность и принес присягу народу Казахстана. Он будет управлять этой чрезвычайно богатой природными ресурсами страной до окончания срока, на который был переизбран в апреле 2015 г. Нурсултан Назарбаев. Новые президентские выборы запланированы на апрель 2020 г.
При этом сам Назарбаев, объявивший накануне о своей отставке, останется в составе государственного руководства. Он возглавит Совет безопасности Казахстана (что позволит ему контролировать все силовые структуры), будет членом Конституционного совета и сохранит за собой пост главы правящей партии «Нур Отан». Кроме того, Нурсултан Абишевич обладает титулом «лидера нации», который согласно конституции предоставляет ему право вмешиваться в политический процесс.
Однако было бы ошибкой утверждать, что Назарбаев «никуда не ушел» и собирается по-прежнему управлять страной, используя в качестве технической фигуры преданного ему Токаева. Появление в Казахстане политика, который хотя бы формально может сравниться по своему политическому влиянию с Назарбаевым, меняет сложившуюся систему.
Безусловно, Токаев, который на протяжении своей карьеры неоднократно доказывал, что является прилежным и послушным исполнителем воли «лидера нации», не станет ему противоречить и настаивать на шагах, способных вызвать его недовольство.
Однако вокруг нового президента неизбежно сложится новый центр влияния (пусть и несравненно менее могущественный, чем у Нурсултана Абишевича), что приведет к глубокой трансформации казахстанской политической системы. Разумеется, бывший президент, обладающий огромным опытом аппаратной работы и политической деятельности (он пришел к власти в республике еще в 1989 г. в качестве первого секретаря ЦК КП Казахстана), хорошо понимал это.
Нужно заметить, что Казахстан уже стоял на пороге процессов, которые могли завершиться возникновением в политическом пространстве страны второго центра влияния. В начале 2000-х Рахат Алиев, в то время муж дочери Нурсултана Назарбаева Дариги, попытался выступить в качестве потенциального преемника главы государства.
Читайте другие статьи на сайте "2000"! Вокруг Алиева, который считал, что именно ему в конце концов достанется верховная власть из рук Нурсултана Абишевича, сложилась группа сторонников и приспешников, пользующаяся значительным политическим влиянием и довольно могущественная с экономической точки зрения. Сам Алиев, использовавший свои властные возможности для давления на предпринимателей (он занимал пост первого заместителя председателя Комитета национальной безопасности, а затем - заместителя начальника службы охраны президента Казахстана), сосредоточил в своих руках контроль над значительными финансовыми ресурсами.
Тогда Назарбаев решил покончить с влиянием Алиева, который, судя по всему, переоценил степень своего влияния на главу государства. Сам Рахат Алиев был отправлен послом в Австрию, а его сторонники либо утратили свои посты, либо отдалились от Рахата.
Кстати, Токаев принимал деятельное участие в разгроме группировки Алиева, который в 2008 г. был заочно приговорен к 20 годам лишения свободы и в феврале 2015-го покончил с собой в камере австрийской тюрьмы, где дожидался экстрадиции в Казахстан.
Однако теперь Нурсултан Назарбаев решился наделить своего приближенного, пусть и не связанного с ним родственными узами, официальными полномочиями, предоставив ему высший государственный пост.
Ни перспектива усиления взаимной конкуренции в высших эшелонах власти, ни опасность обострения «подковерной» борьбы и ее перехода в публичную сферу его не испугали.
Это значит, что, по мнению Нурсултана Назарбаева, Казахстан может столкнуться с более серьезными угрозами, для предотвращения которых потребуется смена государственного курса. Поэтому стране нужна новая политическая система, в рамках которой можно осуществить необходимые перемены.
Нужно заметить, что Назарбаев мог оставаться у власти столько, сколько пожелает: еще в 2007 г. парламент предоставил ему как первому президенту независимого Казахстана право избираться на высший государственный пост неограниченное число раз.
Конечно, казахстанская экономика сегодня, мягко говоря, не в лучшем состоянии, что уже привело к всплеску социального недовольства. Однако протестные выступления пока носят локальный характер и не сопровождаются требованиями, связанными со сменой государственной власти. Кроме того, Нурсултан Назарбаев знает верный способ, позволяющий без каких-либо проблем сохранить за собой пост президента. В случае усиления социального недовольства нужно объявить досрочные выборы, что позволит предотвратить появление конкурентов, желающих воспользоваться протестной волной, и сохранить лояльность силовиков и высшей бюрократии.Нурсултан Абишевич успешно пользовался этим способом, его последние выборы также были досрочными, и при желании он мог бы прибегнуть к этому приему вновь.
Однако он предпочел оставить государственный пост. Возникает вопрос: почему он решил, что в нынешних условиях лучше всего предпринять подобный шаг?
Читайте другие статьи на сайте "2000"! По-видимому, было бы неправильно списывать все на плохое состояние здоровья.
Добровольная отставка Назарбаева не предполагает проведения досрочных выборов, а до очередных - больше года. Очевидно, что избежать политической дестабилизации удастся только в том случае, если бывший президент продолжит выполнять роль верховного арбитра в отношениях между различными группами внутри власти. Соответственно, ему придется вмешиваться в управление страной. А значит, он оставил высший государственный пост не для того, чтобы уйти на покой.
Представляется, что временем, оставшимся до следующих президентских выборов, Нурсултан Абишевич собирается воспользоваться для того, чтобы определить, кто из близких к нему людей может стать его преемником, и выстроить такую расстановку политических сил внутри страны, которая позволила бы Казахстану сохранить внутреннюю стабильность.
Спокойствию в Казахстане угрожают не столько социальные противоречия, которые, безусловно, существуют, и трагические события в Жанаозене в декабре 2011 г. (тогда полиция расстреляла протестный митинг, что привело к десяткам жертв) красноречиво свидетельствуют об этом. Кстати, в настоящее время в Жанаозене вновь начались выступления под социальными лозунгами (они охватили несколько промышленных городов страны), что может принять столь же масштабный характер, как и в конце 2011-го.
Но не стоит преувеличивать угрозы, связанные с внутренними проблемами.
Значительно более опасными для Казахстана могут стать действия внешних игроков, которые хотели бы усилить свое влияние на экономическую жизнь страны и ее политический курс.
Причем все крупные внешние игроки опираются на определенные группы в высшей бюрократии и экономической элите Казахстана. А потому соперничество между США, ЕС, Россией, Китаем и Турцией за влияние в Казахстане может привести к росту разногласий внутри государственного руководства.
Чтобы этого не произошло, Нурсултан Назарбаев и сохранил в своих руках властные полномочия.
Причем он заранее добился внесения поправок в конституцию, в соответствии с которыми глава Совета безопасности может контролировать деятельность всех государственных институтов, в т. ч. президентской власти.
Для уменьшения влияния внешних игроков на процесс транзита государственной власти Нурсултан Назарбаев намерен передать высший государственный пост в руки политика, который так же, как и он, будет находиться «над схваткой», а не представлять интересы какой-либо конкретной экономической или политической группы.
Нужно заметить, что три основных претендента на то, чтобы стать кандидатами на президентских выборах от правящей партии «Нур Отан» (что является надежной гарантией победы), все соответствуют данному критерию.
Касым-Жомарт Токаев - верный соратник Нурсултана Назарбаева и ориентируется исключительно на него. Дочь Нурсултана Абишевича Дарига, избранная 20 марта председателем сената, и его племянник Самат Абиш, являющийся (как в свое время Рахат Алиев) первым заместителем председателя Комитета национальной безопасности (КНБ), также не могут быть названы ни «прокитайскими», ни «проамериканскими», ни «пророссийскими». Они будут продолжать тот же внешнеполитический курс, что проводил Нурсултан Абишевич. Этот курс заключается, с одной стороны, в развитии партнерских отношений со всеми ведущими геополитическими игроками, но с другой - в сохранении полной самостоятельности.
Между тем сами внешние игроки могут попытаться изменить расстановку сил внутри страны в свою пользу. И для этого у каждого из них имеются значительные возможности. Китай, вложивший в последние годы огромные средства в различные проекты на территории Казахстана, может использовать для этого средства экономического воздействия. США - страх части экономической элиты Казахстана перед усиливающимся китайским влиянием и желание части политической элиты как можно дальше дистанцироваться от Кремля. А сама Россия - антизападные и антикитайские настроения, сформировавшиеся в промышленных регионах Казахстана, и ностальгию по советскому прошлому, распространению которой способствуют экономические трудности.
Причем Россия впервые за последние десятилетия рискует оказаться открытым соперником Китая, чем вполне могла бы воспользоваться Украина, усилив экономическое и политическое взаимодействие с КНР.
Однако пока трудно сказать, решатся ли внешние игроки на вмешательство в процесс трансформации власти, начало которому положила добровольная отставка Нурсултана Назарбаева.
Слишком неожиданными для всех оказались перемены, подготовленные первым президентом Казахстана.
А потому у него есть реальный шанс сохранить контроль над процессом трансформации власти, который тем не менее может под влиянием извне или в силу социальных проблем серьезно отклониться от первоначального плана.
Читайте другие статьи на сайте "2000"!