Форс-мажорное кредитование

Jan 16, 2018 19:38


Со дня на день ожидается подписание Петром Порошенко изменений к закону «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции», способствующих восстановлению возможностей развития малого и среднего бизнеса с использованием заемного финансирования на территории проведения АТО».

Накануне Нового года этот документ под № 7338 был принят Верховной Радой, подписан спикером ВР и направлен на подпись президенту.

Законопроект вносит две существенные правки в принятый осенью 2014 г. закон «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции».

Первая из них отменяет мораторий на взымание пени и штрафов за просрочку платежей по кредитным договорам, заключенным после 1 января 2018 г. физлицами, проживающими в зоне проведения АТО, расположенными там хозяйствующими субъектами и финучреждениями.

В кредитные договора, заключенные ранее, по согласованию сторон могут теперь вноситься изменения по увеличению сроков исполнения обязательств и/или уменьшению штрафных санкций.

Вторая правка восстанавливает права ипотекодержателя по договорам, заключенным с нового года, или же, измененным по согласованию сторон. Речь идет о том, что в случае прекращения платежей банк в рамках существующего законодательства может обратить взыскание на объект ипотеки и вернуть вложенные деньги, продав залоговое имущество.

Ранее, чтобы снизить негативное воздействие АТО на жителей этих территорий, власть запретила банкам инициировать переход собственности по ипотечным объектам, начислять пеню должникам и выселять жильцов зданий, находящихся в ипотеке.

Кроме того, был введен мораторий на взымание штрафов по просроченным коммунальным платежам.

Аналогичные коммунальные льготы получили научные и учебные заведения, временно перемещенные с неподконтрольных Киеву территорий. Они также были освобождены от уплаты земельного налога и арендной платы за использование госимущества.

Авторами закона о восстановлении кредитования в зоне АТО являются представитель пропрезидентского блока БПП - Виктор Ефимов из Краматорска, днепровский радикал Виктор Галасюк, представитель «Народного фронта» Геннадий Кривошея и Александра Кужель из «Батьківщини». 27 декабря, несмотря на низкую явку, в ходе голосования документ собрал 242 голоса депутатов практически из всех фракций.

Таким образом представители основных политических сил в Раде подтвердили ненормальность ситуации, когда жители зоны АТО в последние годы были фактически лишены возможности брать кредиты. Особенно уязвимым в этом отношении оказался малый и средний бизнес, сильно пострадавший из-за падения доходов населения и сокращения деловой активности в регионе.

Многие предприниматели были вынуждены закрыть бизнес, перейти в разряд безработных или выехать за границу на заработки в статусе наемных работников.

Весьма скудным в последние годы в зоне АТО было и потребительское кредитование. Торговые сети и дистрибуторы бытовой техники не продавали в рассрочку, скажем, телевизоры и стиральные машины, а банки не поддерживали соответствующие кредитные программы.

Сняв законодательные ограничения, связанные с ипотечным кредитованием, власть хочет придать уверенности населению украинского Донбасса и деловым кругам как минимум в том, что нынешняя линия разграничения останется на месте, а если и будет двигаться - то в сторону границы с РФ. В противном случае эти меры не имели бы смысла.

Банки - не менее заинтересованная сторона процесса нормализации жизни в зоне проведения АТО. Из-за аннексии Крыма, а затем конфликта на Донбассе украинские финучреждения получили массу проблем в виде незакрытых кредитных договоров и безнадежных долгов, под которые были вынуждены держать резервы. Статус многих таких долгов до сих пор завис в воздухе.

С другой стороны, царившая в стране в 2014-м неразбериха пробудила у некоторых бизнесменов желание получить кредиты под активы, находившиеся в Луганске или Донецке. Очевидно, что такие операции не были бы возможны без злоупотребления со стороны банковских работников или прямого вмешательства учредителей банков.

Наверное, самый резонансный случай - выдача днепровским «Актабанком» кредитов четырем украинским компаниям на общую сумму $38 млн. и 15 млн. грн. под залог имущества и недвижимости ООО «Луганский трубопрокатный завод» уже тогда, когда город вышел из-под контроля центральной власти. По «странному» стечению обстоятельств этот завод входил в орбиту акционера банка - бизнесмена Вадима Ермолаева.

Адвокат из Донецка, работающий в настоящее время в Киеве, Павел Фасулаки рассказал «2000», что ему известны случаи, когда юридические лица, зарегистрированные в Киевской области, перевозили оборудование в Донецкую, чтобы не платить кредиты.

И наоборот, донецкие предприниматели вывозили государственное медицинское оборудование за пределы региона и открывали в Украине частные клиники, зарабатывая на его эксплуатации. Есть много случаев, когда имущество, взятое в лизинг украинскими предприятиями и предпринимателями, было вывезено в РФ и теперь работает там.

Предприниматели, оказавшиеся на неподконтрольных территориях, отказывались платить по счетам украинским банкам так же, как украинские банки обнуляли счета в самопровозглашенных ДНР и ЛНР.

По словам адвоката, остаток на донецком счете его юридической фирмы, зарегистрированной в Днепре, осенью 2014 г. был списан как перевод на платежную карту неизвестного ему физлица. Такие случаи в Донецке тогда не были единичными и были прекращены после многочисленных жалоб предпринимателей.

Много неурегулированных ситуаций в Донецке и в Луганске связано с недвижимостью. Поскольку ипотечное жилье до истечения срока действия ипотечного договора считается собственностью банка, многие заемщики, бравшие кредиты в благополучные годы в долларах США, предпочли прекратить выплаты и расстаться с жильем. Такая ситуация была характерна для валютных кредитов после девальвации гривни.

В то же время многие жители Донецка и Луганска, выплатившие порядка 80-90% ипотеки и выехавшие из региона, лишились своего жилья, которое в их отсутствие было переоформлено на других людей.

«Большинство не урегулированных до сих пор проблем, доставшихся жителям временно неподконтрольных Украине территорий и украинской части зоны АТО, стали следствием «гибридного» правового статуса АТО», - считает Фасулаки.

Если бы в Донецкой, Луганской, Херсонской обл. и номинально в Крыму было введено военное положение, то все кредитные договора автоматически подпадали бы под определение форс-мажорных обстоятельств. Стороны таких соглашений освобождались бы от своих обязательств на время действия военного положения.

АТО таким статусом не обладает, и заемщики вынуждены доказывать наступление форс-мажора в индивидуальном порядке.

Учитывая множество не урегулированных до сих пор имущественных и финансовых споров, не слишком высоко можно оценить и предновогоднюю попытку законодателей наладить банковскую деятельность в подконтрольном центру Донбассе.

Коммерческим банкам и раньше никто не запрещал выдавать кредиты в зоне АТО. И никто их к этому не сможет принудить в дальнейшем. Поэтому рискнем предположить, что и в наступившем году финансовая жизнь в регионе, пострадавшем от гибридной войны, будет налаживаться не с помощью законодателей, а исключительно за счет его жителей, все большее число которых вынуждены уезжать в другие регионы, страны и пополнять ряды трудовых мигрантов.


Previous post Next post
Up