Тупик в лабиринте

Dec 11, 2017 20:06




Владимир Путин вновь выдвигается кандидатом в президенты от «простых людей», а потому тематика, связанная с национальной гордостью, будет занимать в его избирательной кампании важное место. Это значит, что Россия не пойдет на те уступки, которые требуют от нее США, - по крайней мере до проведения выборов

5 декабря на страницах влиятельной российской газеты «Коммерсант» появилось обширное интервью нового посла США в России Джона Хантсмана, посвященное перспективам развития отношений между Москвой и Вашингтоном.

Эта публикация может служить наглядной иллюстрацией к известному высказыванию Маршалла Маклюэна, выдающегося канадского специалиста по средствам массовой коммуникации: «Выбор медиа сам по себе является сообщением» (The medium is the message).

«Коммерсант» входит медиахолдинг миллиардера Алишера Усманова, который, с одной стороны, известен своей близостью как к Дмитрию Медведеву, так и к Владимиру Путину, с другой - демонстративно воздерживается от открытого участия в политических играх. Кроме того, «Коммерсант» после приобретения газеты Усмановым хотя и сохраняет лояльность по отношению к Кремлю, время от времени позволяет себе критиковать власть, особенно при освещении экономических вопросов.

Газета никогда не выступала с материалами, разоблачающими вековую враждебность Запада по отношению к России (подобные публикации регулярно появляются практически во всех провластных изданиях), не выражала восторга по поводу присоединения Крыма и не требовала призвать к ответу «киевскую хунту» за преступления, совершенные на Донбассе.

Читайте оригинал статьи на сайте "2000"!

Таким образом Хантсман, чрезвычайно опытный дипломат, бывший американским послом в Сингапуре и в Китае, дал понять, что он готов доверительно общаться с кругами, близкими к нынешней российской власти, но стремится к взаимодействию с теми, кто сохраняет некоторую самостоятельность, а не воспроизводит официальную позицию.

Это значит, что Вашингтон не делает ставку ни на быструю капитуляцию России (как это было при Обаме), ни на быстрое примирение на условиях взаимовыгодного компромисса (на что рассчитывал Кремль в первые месяцы правления Трампа). В обоих случаях Хантсман предпочел бы обратиться к российской общественности через издание, отражающее официальную позицию (тогда его программное интервью появилось бы в «Известиях» или в «Российской газете»).

Если бы США собирались вести жесткую геополитическую борьбу, интервью американского дипломата было бы жестким и полным угроз. А если бы американская администрация была заинтересована в скорейшем примирении, то ее представитель непременно изобразил бы радужные перспективы.

Однако Хантсман не угрожает, но и не верит, что нынешние противоречия удастся быстро преодолеть, хотя и рассчитывает, что в отдаленном будущем отношения между Россией и США непременно улучшатся.

Сейчас, по мнению Джона Хантсмана, отношения между США и Россией находятся в «низшей точке» очередного цикла. И чтобы ситуация изменилась, необходимо преодолеть негативные факторы, в т. ч. разрешить крымскую проблему и урегулировать донбасский конфликт. При этом, как утверждает посол США, в России ошибаются, полагая, что Вашингтон рассматривает Кремль в качестве «врага номер один». Аналогичные рассуждения, как вспоминает Хантсман, он слышал, когда был послом в Китае.

Это очень важное заявление. Джон Хантсман возглавлял американскую дипломатическую миссию в Пекине в 2009-2011 гг., когда появились первые признаки противостояния между США и Китаем за влияние в Юго-Восточной Азии. Однако вопреки мрачным прогнозам американо-китайские противоречия не сказались на уровне экономического сотрудничества, не спровоцировали вооруженный конфликт между КНР и союзниками США, не привели к чрезмерному усилению Японии.

Читайте оригинал статьи на сайте "2000"!

Т. о. не следует ожидать, что нынешние противоречия между США и Россией приведут к каким-либо катастрофическим последствиям. Разногласия между Вашингтоном и Пекином сохраняются, но это не мешает двум державам сотрудничать там, где их интересы совпадают. Подобным образом могут строиться и отношения между США и Россией. Правда, с экономической точки зрения Китай имеет для США несравненно большее значение, чем Россия. Поэтому экономическая сфера, по всей вероятности, будет использоваться Вашингтоном в большей степени для создания инструментов давления на Кремль, чем для развития взаимодействия.

Хантсман подтвердил, что президент Трамп по-прежнему, как и во время избирательной кампании, остается убежденным сторонником улучшения отношений с Россией. Однако он не сможет сделать значимых шагов в данном направлении, пока не будут разрешены проблемы, вызвавшие противостояние между Россией и США. Поэтому прежде чем говорить о перспективах российско-американского сближения, необходимо хотя бы остановить донбасский конфликт. В то же время практическое взаимодействие в различных сферах, в особенности сотрудничество в борьбе с терроризмом, не только возможно, но и необходимо.

Если обратиться к историческим аналогиям, то позиция американской администрации, выраженная в интервью Хантсмана, напоминает политический курс Вашингтона в «период разрядки», начавшийся после достижения ядерного паритета в конце 1960-х и продолжавшийся до конца 1970-х. Тогда СССР и США хотя и оставались геополитическими противниками, старались не нагнетать без нужды напряженность в международных отношениях и не позволяли разногласиям по отдельным вопросам перерасти в глобальный конфликт.

Понятно, что нынешняя Россия обладает значительно меньшими ресурсами и возможностями, чем СССР брежневской эпохи. Однако и нынешняя американская администрация явно не собирается придавать конфликту с Кремлем столь же большое значение, какое Ричард Никсон, Джеральд Форд и Джимми Картер придавали глобальному противостоянию с СССР. Об этом отчасти свидетельствует само назначение послом в Россию Джона Хантсмана, чья дипломатическая карьера раньше была связана исключительно с Юго-Восточной Азией.

Впервые в послевоенной истории американским послом в Москве стал дипломат, не являющийся профессиональным специалистом по России.

Однако при всем различии масштабов курс США в отношении России - подобно политике в отношении Советского Союза в период «разрядки» - будет направлен на снижение геополитического влияния Кремля, а не на его разгром с последующей капитуляцией.

Читайте оригинал статьи на сайте "2000"!

Очевидно, что российско-американские отношения зашли в тупик, но это явно не вызывает у американской администрации ни малейшего беспокойства. Среди проблем, мешающих, по мнению Хантсмана, восстановлению связей между США и Россией, нет ни одной, разрешение которой могло бы потребовать значимых уступок со стороны Вашингтона. Москве предоставлена возможность самостоятельно искать выход из нынешнего положения. При этом американская администрация оставляет за собой право единолично определять, появилась ли почва для сближения с Россией.

Пока же США будут последовательно выдавливать Россию из тех регионов, которые представляют для нее первоочередную важность. Восстановить то влияние, которым Россия обладала в экономическом и политической пространстве Украины до 2014 г., в обозримом будущем ей не удастся.

Теперь Россия рискует утратить влияние и в балканских странах, в т. ч. в Сербии и Черногории (в июне 2017 г. вступившей в НАТО), которые вплоть до недавнего времени считались близкими российскими союзниками. Атлантический совет (аналитический центр в США, готовящий для Белого дома рекомендации по европейской политике), который, кстати говоря, как раз и возглавляет Джон Хантсман, направил в Белый дом доклад, посвященный необходимости нового курса США на Балканах. Атлантический совет предлагает обеспечить постоянное американское военное присутствие на Балканах и резко улучшить отношения США с Сербией, которая должна стать одним из наиболее важных партнеров США в регионе в случае, если Белград откажется от тесных связей с Москвой.

Этот доклад был представлен на однодневной конференции в Вашингтоне 29 ноября, на которой присутствовали министры иностранных дел балканских государств (в т. ч. глава МИД Сербии Ивица Дачич). И пока нет никаких признаков того, что Белград собирается отвергнуть предложение Вашингтона.

Но не вызовет ли подобная активность США в Европе - на фоне снижения взаимодействия с ЕС - раздражения со стороны Брюсселя?

Вполне возможно. Однако Вашингтон и Брюссель, как показала прошедшая 5 декабря встреча госсекретаря США Рекса Тиллерсона и главы внешнеполитического ведомства Евросоюза Федерики Могерини, и без того разделяют многочисленные противоречия. И наиболее острые из них связаны с действиями США на Ближнем Востоке, прежде всего с намерением Трампа признать Иерусалим столицей Израиля. Кроме того, руководство Евросоюза опасается, что администрация США может разорвать «ядерную сделку» с Ираном, что поставит под угрозу внешнеэкономическую политику европейских стран в этом регионе.

А вот в отношении России позиции США и ЕС отличаются завидным единством. Евросоюз также не видит возможности восстановления связей с Россией до тех пор, пока не будет обеспечено мирное урегулирование донбасского конфликта. Однако очевидно, что если Минские договоренности будут реализованы в том виде, как они понимаются Вашингтоном, Кремлю потребуется пойти на значительные уступки.

Читайте оригинал статьи на сайте "2000"!

Но, подчеркнем еще раз, американская администрация теперь не собирается добиваться поражения Кремля, а потому темпы урегулирования донбасского конфликта (особенно в ситуации, когда ЕС безусловно поддерживает политику Вашингтона в отношении России) не имеют для США особого значения. США больше не нуждаются в сохранении в Киеве жесткой и внутренне сплоченной (хотя бы формально) власти, способной в случае необходимости обеспечить мобилизацию украинского общества для противостояния с Россией.

Петру Порошенко подобное изменение американской политики грозит серьезными неприятностями. Теперь ни оппозиционные политики, ни их инвесторы больше могут не опасаться, что своими действиями вызовут недовольство администрации США. Кроме того, Вашингтон ясно дал понять, что не станет закрывать глаза на насильственные действия украинской власти в отношении своих противников. Об этом заявила официальный представитель госдепартамента Хезер Науэрт (подробнее читайте, пожалуйста, в материале «Подготовка к прыжку» на стр. А2).

Не исключено, что баланс сил в Украине будет быстро меняться в пользу оппозиции. Но администрация США проследит, чтобы Кремль не смог извлечь из этого какие-либо выгоды даже в том случае, если главными инвесторами оппозиционных сил станут бежавшие в Россию представители «донецкого» клана.

Москва, если она сумеет найти выход из нынешнего тупика в отношениях с США (а это невозможно без существенных уступок и потерь), неизбежно попадет в геополитический лабиринт, который выстраивает американская администрация.

Поэтому Кремль, скорее всего, попытается заморозить отношения с США на нынешнем уровне (что повышает опасность периодического всплеска напряженности на Донбассе в ситуации отказа от поисков путей ее урегулирования).

Но и этот вариант вполне устраивает Вашингтон. Он никуда не торопится.

Читайте оригинал статьи на сайте "2000"!

Вашингтон, Москва, Путин

Previous post Next post
Up