За что советские архитекторы удостоились похвалы имперского министра вооружений III рейха Альберта Шпеера? Где в нашем городе должно было появиться сооружение, подобное Пизанской башне? Когда с карты могла исчезнуть Бессарабская площадь? Ответы на эти вопросы дает книга «Архитектура советского Киева». Ее автор - Борис Ерофалов-Пилипчак, известный архитектор и по совместительству летописец киевского зодчества.
Прежде чем рассказать о новой работе Бориса Леонидовича, дам ответы на загадки, с которых начал свою статью. Итак, г-н Шпеер (до того как стать министром, он был ведущим архитектором нацистской Германии) весьма одобрительно отозвался о здании, где сегодня заседает Верховная Рада. В 1942 г. он побывал в оккупированном Киеве и отдал должное изяществу этого строения. Шпеер даже подумывал, не разыскать ли ему архитектора, спроектировавшего дом парламента, и не привлечь ли его к работе в столице рейха. Но в любом случае ничего бы у германского министра из этого не вышло - автор здания, лауреат Сталинской премии Владимир Заболотный, в это время находился в эвакуации и вернулся в Киев только после его освобождения от немецко-фашистских захватчиков.
Кампанила на будущем майдане Незалежности
Вторая и третья загадки. Своя «Пизанская башня» могла появиться в самом центре столицы - на площади, которая теперь называется майдан Незалежности. С 1935-го по 1977 г. она носила имя Михаила Калинина. Во время Великой Отечественной площадь, как и примыкающий к ней Крещатик, лежала в руинах. И вот 22 июня 1944 г. был объявлен конкурс на реконструкцию центра столицы. К слову, завершилась она только в 1960-м. Проектов было представлено немало, и согласно одному из них на площади Калинина должна была появиться кампанила (с итальянского - «колокольня»).
Архитекторы позднего Средневековья и эпохи Возрождения любили строить кампанилы, и самая известная из них - Пизанская башня. Киевская кампанила так и осталась в проекте. Равно как и идея перестроить Бессарабскую площадь, возвести здесь обелиск павшим героям Великой Отечественной и на-звать это место площадью Славы. Но, как известно, Бессарабка никуда не делась, и через год знаменитый рынок на этой площади отметит свое столетие.
Теперь об авторе «Архитектуры советского Киева». Точнее о его писательской ипостаси. Несколько лет назад Борис Ерофалов-Пилипчак выпустил книгу с похожим названием - «Архитектура имперского Киева», где напомнил читателям имена Викентия Беретти, Владимира Николаева, Владислава Городецкого и других зодчих, чьи работы и сегодня остаются гордостью нашего города.
Транспортная развязка у Бессарабки, проект 1980 г.
Новая работа Бориса Леонидовича - логическое продолжение предыдущей книги. Правда, различия между двумя изданиями серьезные. Во-первых, объем - Киев имперский поместился на неполных двухстах страницах, а в Киеве советском их более шестисот. Т. е. речь уже идет не просто о книге, а о настоящем фолианте. Во-вторых, оформление нового издания иначе как шикарным не назовешь - стильный дизайн, прекрасная бумага, множество интереснейших иллюстраций: все это найдется в «Архитектуре советского Киева». Предшествовавшая ему работа выглядит скромнее.
Это сооружение могло появиться посреди Крещатика
Бесспорным достоинством новой книги Ерофалова-Пилипчака является и то, что со многими архитекторами, создававшими лицо главного города УССР, он был знаком лично. Некоторые из них здравствуют и поныне, благодаря чему на страницах книги появились интервью с этими архитекторами. Особо отмечу беседу с Игорем Лебедичем, работавшим в частности над созданием гостиницы «Киев» на ул. Грушевского (бывшей Кирова) и скульптурой Родины-матери в музее Великой Отечественной войны.
«Киев» интересен тем, что это первая высотная гостиница, возведенная на металлическом каркасе. До ее постройки в 1973 г. подобных зданий в городе не было. Ну а Родина-мать в книге вообще названа инженерным шедевром. И действительно, когда читаешь, как работали над скульптурой, как возили макет в Москву и продували в аэродинамической трубе, лучше понимаешь, сколь непростой была судьба памятника. Правда, нельзя не отметить, что его художественные достоинства вызывали и продолжают вызывать дискуссии.
Может сложиться впечатление, что в «Архитектуре советского Киева» речь идет только о центральной части города. Действительно, ей уделено немало внимания, но не забыты и бывшие окраины столицы. Например, читатели смогут узнать, как разрабатывался проект Виноградаря. На первый взгляд этот микрорайон мало чем отличается от Оболони или Борщаговки. Но с удивлением узнаешь, что на Виноградаре, еще в советское время должен был появиться кинотеатр на пять залов. Между прочим, подобного учреждения культуры в городе до сих пор нет. Но суперкинотеатр так и не достроили. Сейчас, как пишет Борис Ерофалов-Пилипчак, то, что осталось, подобно античным руинам «ветшает в ожидании незамысловатых рейдерских решений».
На месте ЦУМа могло быть такое здание
Вообще надо сказать, что нереализованные проекты - изюминка новой книги. Чего стоит хотя бы рассказ (весьма обстоятельный) о том, как с середины 30-х в Киеве начали создавать правительственный квартал. В конце концов из всего запланированного построили только здание правительства республики (теперь в нем находится МИД Украины). Но зато каков был размах задуманного: в центре должны были быть громадные здания, выстроенные вокруг Правительственной площади, сопоставимой размером с площадью Тяньаньмэнь (самой большой в мире). Чтобы расчистить место для комплекса, предполагалось пожертвовать не только Михайловским монастырем (в 1935 г. его взорвали), но и Софийским собором, а также прочими постройками, которые не вписывались в концепцию нескольких бригад архитекторов, трудившихся над проектом. Стань он реальностью, были бы у нас сейчас в городе дома, похожие на знаменитый дворец парламента в Бухаресте (одно из самых крупных зданий на планете), и статуя Ленина столь же громадная, как монумент Ким Ир Сена в Пхеньяне (его высота 180 м).
Еще один забавный момент из «Архитектуры советского Киева». Прежде чем архитекторы приступили к работе, власти УССР долго решали, где будет построен правительственный квартал. Среди нескольких вариантов называлась и... Лысая гора, имевшая стойкую репутацию места, где творит шабаши нечистая сила.
Поиски места для админзданий напрямую связаны с разработкой генплана Киева. Их в советское время было четыре - 1935-го, 1949-го, 1967-го и 1986 г. При этом последний проект предполагал, что внутри городской черты окажутся Вышгород, Дымер, Чапаевка и Ходосеевка. На месте этих населенных пунктов должны были появиться одноименные микрорайоны. Но жизнь внесла свои коррективы, и из того, что было записано в генплане 80-х, в реальность воплотились только массивы Троещина, Позняки и Осокорки. Замечу, что сегодня имеется некий документ, посвященный будущему развитию города, который горадминистрация собирается вынести на суд общественности, а затем передать на утверждение в Кабмин. Но когда это случится - неизвестно.
Также мы не знаем времени выхода еще одной книги Бориса Ерофалова-Пилипчака, которая будет посвящена архитектуре Киева времен независимости. Впрочем, нет сомнений, что она будет столь же информативной и насыщенной, как ее «имперская» и «советская» предшественницы. А раз так, мы узнаем много нового, интересного и зачастую парадоксального о городе, в котором живем.