Владимир СЕНЧИХИН
Итоги производства автотехники в нашей стране за пять месяцев текущего года вроде бы выглядят оптимистично: всего за январь-май было произведено 22 599 автотранспортных средств (рост на 65% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го).
Из них 21 552 легковушек (плюс 72%) и 721 коммерческий автомобиль (плюс 38%). Подкачали только автобусники, выпустившие с конвейеров всего 326 ед. (минус 48%). В лидерах, как и в апреле, ЗАЗ (9 906 легковых авто (плюс 50%) и «АвтоКрАЗ» (плюс 50%). Отличился и «Черкасский автобус», выпустивший 103 машины (+13% к аналогичному периоду прошлого года).
Но с другой стороны второй месяц подряд прослеживается тревожная тенденция сокращения производства машин. По данным ассоциации «Укравтопром», в мае было изготовлено 3 755 автотранспортных средств (почти на 20% меньше, чем в апреле). Причем виноваты в этом производители легковушек и автобусов. Легковых автомобилей произвели 3 522 шт. (минус 20% по сравнению с апрелем), а автобусов 53 шт. (в 2,5 раза меньше предыдущего результата). Однако производство грузовых автомобилей увеличилось на 29% - до 180 ед.
Наибольшее количество легковушек в мае выпустил ЗАЗ - 1 861 ед. (53% от общего объема выпуска этого вида транспорта). Причем, по сравнению с апрельским показателем, производство легковых авто на ЗАЗе уменьшилось почти на 5%.
«АвтоКрАЗ» в мае сохранил за собой лидирующую позицию в производстве коммерческих авто: улучшил свой предыдущий результат на 6% и произвел 95 грузовиков.
Остался на своих позициях и «Черкасский автобус», выпустивший с конвейера 40 машин (75% от общего объема производства автобусов в мае).
Вялый майский результат отечественного автопрома особенно бросается в глаза на фоне США, где продажи легковушек и грузовиков в этом месяце составили 1,6 млн. ед. (плюс 11% по сравнению с тем же месяцем прошлого года).
General Motors увеличил реализацию машин на 13%, Toyota и Chrysler - на 17%, Nissan - на 19%, Honda - на 9%. Причем не подкачал и преимум-класс: BMW нарастил продажи на 17%, Mercedes-Benz - на 9%, Audi - на 26%. Неудачу потерпел лишь Volkswagen, продажи которого в мае упали на 15%.
Пример нашей стране подает и Казахстан, где за последние 5 лет производство автомобилей выросло в 11,5 раз и составило $855,7 млн. К 2020 году эта страна планирует экспортировать до 100 тыс. авто местного производства, а на внутреннем рынке в ближайшие годы продавать до 300 тыс. новых автомобилей в год на $6 млрд.