Если Европа резко сократит потребление российского газа (сейчас это около 30% европейского газового рынка) и найдет иных партнеров, украинская ГТС перестанет быть рентабельной
Роман ГУБРИЕНКО
На последнем этапе переговоров «Газпрома» и НАК «Нафтогаз Украины» 2 июня наметился определенный прогресс, позволяющий избежать очередного витка прений между Украиной и Россией.
Как известно, будущая цена на газ для Украины и погашения долгов за уже поставленное топливо - ключевой аспект разногласий с российским монополистом. Еще в конце мая ситуация выглядела вовсе не обнадеживающей, и перспективы выработать компромисс казались весьма туманными.
ЕС - за баланс
Позиция ЕС предельно прагматична: Брюссель не будет поддерживать ни одну из сторон конфликта. Симпатии к Украине, о которых заявляют европейские политики, - одно дело, а бесперебойное получение газа - совершенно другое.
Активное посредничество ЕС, скорее всего, отразилось на перечислении Украиной $786 млн. - первого транша за поставки газа. Этот шаг позволил сторонам продолжить диалог, не заходя в тупик. «Мы приветствуем начало погашения долга Украиной и переносим режим предоплаты на 9 июня», - заявил глава концерна Алексей Миллер. Он также напомнил, что «введение режима предоплаты будет зависеть от погашения в полном объеме долга за поставленный до 1 апреля газ в объеме $2,237 млн., часть которого сегодня была оплачена, и от прогресса в платежах за поставки апреля и мая» (
www.uaenergy.com.ua).
Европейцам крайне важно найти баланс в позициях «Нафтогаза» и «Газпрома», чтобы дело не дошло до Стокгольмского арбитражного суда. Премьер-министр Арсений Яценюк обещал такое развитие событий уже после 29 мая. И, возможно, это европейцы сумели убедить украинскую сторону повременить с таким крайним решением. Как ни странно, но именно ЕС менее всего заинтересован в развитии такого сценария, ведь на кону - интересы и безопасность его внутреннего рынка.
Украина - за скидки
Украинское руководство выстроило свою аргументацию на нескольких принципиальных позициях. Во-первых, цена должна быть не больше $268,5 за 1 тыс. куб. м, то есть с учетом декабрьской скидки, полученной экс-президентом Януковичем. Во-вторых, возмещение газовой задолженности будет осуществляться только по озвученной цене, невзирая на отмену Россией скидок с 1 апреля (вследствие чего цена выросла до $485).
Украина категорически не принимает отмены скидок, в свою очередь предъявляя претензии оппоненту. «Мы хотели бы услышать от России ответ на вопрос о возврате Украине 2,2 млрд. кубометров газа, которые были украдены на территории Крыма через «Черноморнефтегаз», - заявил Арсений Яценюк. Несомненно, этот аргумент будет достаточно сильным в случае судебной тяжбы. Европа не признаёт присоединение Крыма Россией, и позицию суда легко предугадать.
Но и справедливость оплаты за уже полученный газ, а именно сумма $4 млрд., у суда также не вызовет сомнений. Если отмена скидки вследствие денонсации Харьковских соглашений выглядит весьма спорно (и это, скорее всего, не на пользу РФ), то претензии об отмене декабрьской скидки по итогам переговоров Януковича-Путина Украине предъявлять будет крайне сложно.
Россия - за возмещение долга
Судя по последним заявлениям, «Газпром» готов идти на уступки - не только де-факто оставить стодолларовую скидку по бывшим Харьковским соглашениям, говоря о $385,5 за кубометр газа, но и предусмотреть иные формы удешевления.
2 июня Алексей Миллер заявил: «В случае погашения украинского газового долга российская сторона будет готова рассмотреть схему решения ценового вопроса не только через снижение экспортной таможенной пошлины, но и путем прямых коммерческих переговоров на корпоративной основе» (
www.uaenergy.com.ua).
Речь идет о более низкой цене, нежели $385. Дополнения к контракту 2009 г., подписанные Владимиром Путиным и Виктором Януковичем в декабре прошлого года, были политической корректировкой цены на газ. Путин не зря оговорил тогда, что это не только поощрение за своевременный расчет за топливо, но и составляющая, которая может меняться в зависимости от ситуации.
Требование от РФ цены $268,5 не имеет под собой оснований, так как это было чисто политическое решение российского руководства. Газ российский, президент РФ, захотел - дал скидку, захотел - забрал, и придраться тут особо не к чему.
Россия также не заинтересована в доведении дела до суда, лишние тяжбы никому не нужны. Арсений Яценюк же, скорее всего, распространяется о Стокгольмском арбитраже сугубо в популистских целях, демонстрируя украинцам «несгибаемость перед Кремлем». Хотя по большому счету эти фокусы из разряда посещения фастфудов в Германии и демонстрации прессе своего унитаза.
Возвращаясь к идее консорциума
Для Украины в нынешних условиях сложно изыскать средства для оплаты долга полностью, как того требуют в «Газпроме». Этим и объясняется жесткость позиции «Нафтогаза».
На финансовые трудности намекает и Россия, предлагая решить вопрос задолженности с помощью имущества «Нафтогаза». «Крайне маловероятно, что деньги МВФ пойдут в счет оплаты за газ, поэтому расчет имуществом выглядит наиболее реалистичным. Стоимость ГТС Украины составляет примерно $5-7 млрд. Ее модернизацию готов полностью взять на себя частный немецкий бизнес - это тоже где-то $5-7 млрд.», - высказался председатель комитета Госдумы РФ по энергетике Иван Грачев (
www.theinsider.ua). Россияне предлагают создать трехсторонний газотранспортный консорциум. В прошлом году европейцы говорили о таком же формате.
Ранее Россия исключала возможность участия ЕС в консорциуме, теперь же Киев занимает не слишком конструктивную позицию. 23 мая перед заседанием правительства министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан заявил о готовности создать консорциум вместе с европейскими газовым компаниями, исключив возможность участия России. Понятно, что такое предложение не менее несбалансированно, чем прежние призывы РФ «упростить» схему консорциума, устранив европейскую сторону. Понятно, что ни без потребителя, ни без поставщика схема не будет полноценной.
Не привлекать российскую сторону к управлению ГТС выглядит больше популистским решением правительства на фоне кризиса украинско-российских отношений, которое идет вразрез с коммерческой составляющей или, если хотите, с национальными интересами. Из-за непродуманной позиции власти наша ГТС год за годом теряла объемы прокачки газа, наполняющие бюджет страны. Сейчас, как никогда раньше, нужно задуматься о выстраивании взаимовыгодных отношений, в системе которых Европе нужен стабильный транзит, Украине - гарантии загрузки ГТС, а России - надежные партнеры по сбыту и транспортировке.
Этот вопрос вдвойне важен и на фоне кризиса российско-европейских взаимоотношений. С этой точки зрения показателен недавний газовый контракт между Россией и Китаем.
Достояние - в дело
Критики Путина говорили в основном о скромной цене на голубое топливо, которую по сути продиктовала КНР. Кремль, наоборот, сосредоточился на аспекте важности сближения России и Китая - мол, и без европейского газового рынка проживем.
Стоит отметить, что в оценках и тех и других есть объективные моменты. Но украинские эксперты, которые откровенно приуменьшали значимость договоренностей Владимира Путина и Си Цзиньпина, забыли упомянуть о последствиях, которые вытекают из этого соглашения и которые скажутся на нашем главном «национальном достоянии».
Если Европа резко сократит потребление российского газа (сейчас это около 30% европейского газового рынка) и найдет иных партнеров, украинская ГТС вообще перестанет быть рентабельной. По расчетам Минэнерго, объемы прокачки российского газа на 2014 г. планировались на уровне 82 млрд. куб. м при общей мощности ГТС до 150 млрд. куб. м.
По данным «Газпрома», он активно снижает поставки через Украину. В прошлом году в обход нашей территории было поставлено 73,1 млрд. куб. м газа. В российской компании также отмечают, что при снижении транзита до 40-50 млрд. куб. м ГТС утратит рентабельность (
www.vestifinance.ru).
Ранее назывались и другие цифры. В частности, эксперты Валерий Боровик и Юрий Корольчук отмечали, что обеспечить рентабельность ГТС и «неплохой доход» от транзита может прокачка не менее 80 млрд. куб. м. (
news.finance.ua) Следуя этим расчетам, можно сделать вывод, что ГТС уже работает на грани рентабельности.
Доля дохода от газового транзита в бюджете Украины не столь велика. При ставке 1,67 грн. за тысячу кубометров на 100 км прибыль составляет порядка 1,5 млрд. грн. (всего 0,3% в общем объеме доходов). Но как же быть со священным «символом государственной независимости»? Сколько раз наши политики всех времен говорили о недопустимости приватизации, сдачи ГТС в аренду и участии в разного рода газотранспортных консорциумах? Не задеты ли чувства представителей «демократических сил» возможностью того, что в недалеком будущем священная корова национального суверенитета превратится в металлолом?
Пора отбросить национал-популизм и взглянуть на вещи трезво. Пока ситуация еще не стала критической и партнеров можно убедить в целесообразности модернизации и полноценного использования потенциала ГТС, украинскому руководству следует занять реалистическую позицию, отбросив политические предрассудки.