Дурной пример заразителен?
Пару дней назад, а именно 20.05.2014 г., Верховная Рада Украины во втором чтении проголосовала за законопроект № 4785 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации».
Замечу, что авторы законопроекта, который фактически стал основанием для внесения изменений в профильные законы, - люди весьма «разношерстные» по своим политическим убеждениям.
А. Кузьмук - нардеп от ПР, бывший министр обороны, Ю. Самойленко тоже «регионал», бывший сотрудник спецслужб с 30-летним стажем, Ю. Сиротюк - «свободовец», И. Стойко - представитель «Батькивщины» и примкнувший к ним бывший «литвиновец» С. Гриневецкий, кстати, зампредседателя межпарламентских связей с РФ, награжденный орденом Дружбы РФ.
С моей точки зрения, законопроект, уже принятый во втором чтении, содержит одно ключевое положение, позволяющее госструктурам бесплатно отбирать, номинально на условиях возврата, для нужд армии и других военизированных подразделений транспортные средства не только у предприятий и организаций, но и у частных владельцев.
Помнится, все без исключения осуждали действия «сепаратистов», отнимавших авто у донетчан и луганчан «для нужд ополчения», а теперь такой, извините за столь радикальное суждение, дурной пример узаконивается.
Так чем же власть в этом случае будет лучше сепаратистов в глазах простых людей, если начнут отбирать кровные, зачастую заработанные тяжким трудом авто, чтобы бесплатно пользоваться в непонятных условиях и, возможно, вернуть хлам на колесах?
Конечно, это все обосновывается благой целью, интересами защиты безопасности государства. Но вспомните добровольно перечисленные простыми гражданами миллионные средства на потребности армии и голодных мобилизованных военных на границе... Я сомневаюсь, что и автомобили будут задействованы по назначению.
Что изменилось? «Без купюр», как говорится
Законопроект № 4785 вносит изменения в законы Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации», «О военной обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальницкого и рядового состава органов внутренних дел», «О государственной тайне», «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» и в Кодекс законов о труде.
Что касается изменений и дополнений по поводу социальной защиты военнослужащих, оплаты их труда (службы), гарантий на рабочее место после мобилизации - без сомнений, правильно.
А вот что касается т. н. «военно-транспортной обязанности», тут проблематично.
Чтобы показать, какие изменения вносятся в цитированные законы, приведем сводную таблицу.
Что из этого следует?
«Бесплатно привлечь» могут практически любое транспортное средство - от «черного бумера» или джипа элит-класса до старенькой «Таврии» или даже трактора.
Как видите, закон установил, что ассортимент, тип и марку необходимых авто будут определять местные военкоматы с администрациями по своему усмотрению.
К тому же закон не уточняет приоритетность марок типов авто, поэтому для местных органов власти выбор не ограничен.
И так как у нас, вероятно, «пошли по назначению» деньги, собранные украинцами при помощи СМС «на потреби армії», так будет и с нашими машинами. (Зато сколько радости у военкомов и работников администраций! Теперь они смогут пересеть на «Каены» и «Бентли»!)
Подчеркну, что согласно законопроекту безоплатно привлекать, а фактически изымать авто будут не только для нужд армии, но и для иных военизированных формирований! Но позвольте, иных легальных военных формирований в Украине тысячи! Среди них и частные охранные агентства и фирмы.
Поэтому исходя из того, что указано во вновь принятом законопроекте, теперь и охранные фирмы имеют право «рассекать» на наших авто бесплатно.
Естественно, закон гуманен - авто вернут, может быть вернут, через три месяца после демобилизации, а убытки возместят, тоже может быть... Если Кабмин придумает, как это сделать...
Хотя в таких случаях с Кабмина всегда взятки гладки, юристы знают множество примеров в законах, которые «съезжают» на Кабмин или на «порядок, что когда-то установит Кабмин». Но такие вопросы в 95% случаев Кабмин просто не решает.
Поэтому перспективы весьма радужны, особенно если учитывать, что Верховная Рада еще в середине марта поддержала указ и. о. Президента Украины о проведении частичной мобилизации. Т. е. формальные основания для бесплатной «временной экспроприации» частного авто уже существуют!
Не может не «радовать» и нововведенное положение о том, что теперь регистрация и снятие с регистрации авто будут связаны еще с одной бюрократической инстанцией - военкоматом.
Т.е. хочешь зарегистрировать машину - получи отметку военкомата о взятии авто на военный учет (непонятно, правда, как военкомат эту отметку будет делать в пластиковом техпаспорте). Хочешь снять с учета - опять на поклон в военкомат.
Учитывая уровень коррупции и бюрократии в нашей стране, создан еще один механизм «сшибания денег», а работа в военкомате становится еще более прибыльной (и уже не только за счет «отмазывания» призывников).
Безусловно, в принятом законопроекте есть и правильные вещи, но в данной статье я обратил внимание именно на проблемные пункты.
На мой взгляд, они являются «законодательным перегибом», который создает еще более широкое поле для развития коррупции на местах и нарушения прав собственности граждан (на автомобиль в данном случае). Неужели у Вооруженных сил мало техники? Т. е. профильную военную технику, не ремонтируя, сдают на металлолом, а транспортную проблему войск будут решать за счет авто граждан? Не кажется ли вам это как минимум странным? Да и что военные будут возить на гражданских легковушках?..
Кроме того, по статистике сейчас более 50% автомобилей гражданами куплено в кредит. Если авто вдруг и отнимут, то человек останется без машины, но с долгами, так как «привлечение» транспорта для нужд армии и вооруженных подразделений не освобождает собственника авто от обязательств перед банком.
И в завершение хотелось бы отметить, что в последние дни данная тема весьма живо обсуждалась как на страницах изданий, так и на ТВ, и в интернете. Дескать, частному автотранспорту ничего не грозит, если и будут «привлекать» авто, то только те, что принадлежат юридическим лицам и организациям.
Но простите, в новопринятом законопроекте со дня голосования, т. е. с 20.05.2014 г., и по сегодня ничего не изменилось! (См. таблицу выше.) Т. о., авто частных владельцев, граждан, в «расстрельном списке» остались!
Поэтому то, что принятый законопроект не коснется частного транспорта, это всего лишь слова, которые не подкрепляются объективной реальностью. Надо же успокоить граждан, возмущенных таким неприятным известием.