Виктор Медведчук: «Я нахожусь среди 97% граждан Украины»
Оксана ШКОДА
Виктор Медведчук, пожалуй, один из самых загадочных политиков Украины. Ему приписывают огромное влияние, называя «серым кардиналом». Личные семейные отношения с президентом РФ Владимиром Путиным для одних создают образ врага и прокремлевского агента, для других - спасителя Украины от националистического ига. Как бы то ни было, но после нескольких лет «политического затишья» Виктор Владимирович вернулся в большую политику. И не сам, а с командой единомышленников из общественного движения «Украинский выбор».
В эксклюзивном интервью «2000» Виктор Медведчук рассказал о причинах своего возвращения и о многом другом.
Отставка для научных исследований
- Начну с главного: почему «Украинский выбор», а не «Русский выбор»? Украинский ведь подразумевает отрыв одних исторически русских (я имею в виду Киевскую Русь) земель от других...
- А почему вдруг «русский выбор»? Я категорически уверен в правильности того, что заложено в словах «украинский выбор»! Объясняется это тем, что вопросы, которые мы ставим, отстаиваем и популяризируем - поддерживает большинство граждан Украины. И этому у нас есть все доказательства!
- Виктор Владимирович, после «помаранчевого» майдана у вас был не очень удачливый период. Инициируемый вами референдум так и не состоялся, на парламентских выборах 2006 года СДПУ(О) потерпела поражение...
- В 2005-2006 годах я продолжал политическую борьбу в условиях оппозиции к действующему тогда режиму Ющенко. Мы смогли не просто инициировать, но и организационно провести все мероприятия, направленные на получение права на сбор подписей относительно проведения Всеукраинского референдума по народной инициативе.
Первым вопросом был «Поддерживаете ли вы вступление Украины в НАТО?», а вторым - «Поддерживаете ли вы соглашение, подписанное главами государств, об участии Украины в ЕЭП с Россией, Беларусью и Казахстаном?» Нам удалось собрать 4,5 млн. подписей граждан и фактически через решение суда вынудить ЦИК вынести соответствующее решение и постановление. Судебная тяжба длилась с конца 2005-го до 2007-го. Власть пыталась этому всячески противостоять, против сборщиков подписей и активистов, поддержавших это движение, было возбуждено около 40 уголовных дел.
Но мы прошли все инстанции, мало того, я даже выиграл все суды у господина Ющенко, который, согласно их решениям, должен был назначить референдум. Но он этого не сделал - просто не захотел. То есть для него Конституция, 4,5 млн. подписей граждан Украины, решение и протокол ЦИК никакого веса - ни юридического, ни политического - не имели.
После всего этого и после неудачных для социал-демократов парламентских выборов, несмотря на то что на выборы шел блок партий и я не возглавлял список, принял для себя решение сложить полномочия председателя партии. Я не снимаю с себя вины за то, что не привел партию к тому результату, которого она заслуживала. Ведь ранее СДПУ(О) дважды самостоятельно обретала статус парламентской партии (в 1998-м и 2002 г.). В общем, после выборов 2006 года я ушел в отставку...
- И чем занимались в отставке?
- Произошла переоценка жизненных ценностей, я посчитал, что самое главное для меня - это семья, любимые жена и дети. Очень много думал о том, что происходит в нашей политике и общественной жизни. Для меня это был период серьезных размышлений. Более того, начиная с 2008 года, я занялся подготовкой научных статей и исследованием вопросов, связанных с построением гражданского общества в Украине. И мне многое удалось. Издан двухтомник, подготовленный авторским коллективом с моим участием, который посвящен вопросам развития гражданского общества. А буквально месяц назад увидела свет моя монография «Гражданское общество. Украинский выбор» - результат нескольких лет моих научно-исследовательских изысканий общественных процессов в нашей стране. Вернулся в бизнес, который пришлось оставить еще в 1997 году, когда пришел в политику.
«К Медведчуку можно относиться по-разному»
- Что все-таки заставило вас вернуться в большую политику?
- Я пришел к простому выводу: чтобы решить многие проблемы в нашем обществе, мы должны идти другим путем. И этот путь был заложен в основу создания общественного движения «Украинский выбор», инициированного мной. Он изложен в нашем манифесте. Хочу подчеркнуть, что пока это только проект программы, которая обсуждается. Мы открыли дискуссионную площадку посредством интернет-ресурсов, проведения многочисленных конференций, «круглых столов» и публичных встреч по всей стране. Сегодня «Украинский выбор» уже объединяет более 120 инициативных групп, откликнувшихся на идею, которая может изменить нашу жизнь к лучшему. Такие инициативные группы есть во всех без исключения регионах Украины.
- Какой день можно считать днем рождения «Украинского выбора»?
- Не задумывался над этим, хотя абсолютно правильный вопрос, и надо будет к этому вернуться. Не думаю, что днем рождения «УВ» можно считать дату регистрации в Министерстве юстиции, потому что это - юридическая формальность. Кстати, я нигде не называю свою официальную должность - председатель общественного движения. Сразу же после юридической регистрации я обратился к коллективу людей, которые со мной начинали воплощать нашу идею, с предложением, чтобы мы все стали членами координационного совета. Поэтому о себе я говорю - инициатор или представитель общественного движения «Украинский выбор».
Почему? Уверен - на должность лидера нельзя назначать. Когда в наших рядах будут десятки, сотни тысяч сторонников по всей стране, мы проведем свой форум, который переведет нашу инициативу на высший уровень организации, определит структуру, изберет руководство, в том числе и лидера. Все вместе мы и решим, когда будет этот день рождения. Идея правильная - все когда-то рождается...
- То есть сейчас, как я понимаю, организационно-подготовительный период?
- Сейчас идет активный процесс обсуждения выбранного нами направления деятельности. Проще всего создать организацию и назначить себя начальником. Можно создать партию, как это и делается, назначить руководителей областных организаций, а потом избрать себя лидером. В своей жизни я фактически с нуля создавал СДПУ(О), организационная структура которой потом была одной из лучших в стране - доходила до сел и поселков. Но это не помогло ей сохранить доверие людей. Пусть тому было много субъективных и объективных причин...
Проанализировав свои ошибки, я пришел к выводу, что надо не просто идти другим путем - необходимо проявить инициативу и получить на нее отклики. И сторонники должны быть не из среды знакомых, мол, Вася или Коля, ты организуй, подтяни людей, объясни им суть и задачи... Начинать нужно с идеи, и если эта идея овладеет массами, то тогда ее сила будет не в организационной структуре, а в убеждении каждого. Это тот классический пример, о котором пишут в учебниках по политологии, но который никто, к сожалению, не воспринимает всерьез: партия или движение должны рождаться по инициативе снизу. Все об этом говорят, но я точно знаю, что так не делают! А мы - сделаем!
- Вы решились на эксперимент?
- Это не эксперимент. Если идеи людям нужны - сторонники будут. Если сторонников не будет - значит, в такой идее не нуждается ни общество, ни государство. Одна из наших стратегических задач - просветительская деятельность. Ведется массовая работа. Во всем этом роль Медведчука далеко не главная. Меня можно воспринимать негативно или позитивно, ко мне можно относиться по-разному. Но есть идеи близкие всем - давайте вместе их реализовывать!
- А что, собственно, будет выбирать «Украинский выбор?»
- Мы постоянно изучаем ситуацию через социсследования. К примеру, курс на восточную экономическую интеграцию поддерживает большинство граждан. Это факт. Парламентско-президентскую форму правления, заложенную в конституционной реформе 2004 г. и незаконно отмененную Конституционным Судом в 2010 г., также поддерживает большинство, как и вопрос права граждан на двойное гражданство. А борьба с коррупцией, разве это не наше общее дело?
У нас в стране не действуют механизмы прямой демократии и народовластия. А должны действовать! Когда мы говорим: «Страной управляешь ты», мы исходим из того, что согласно ст.5 Конституции единственным источником власти является украинский народ, который осуществляет ее непосредственно и через органы власти, и местного самоуправления.
21 год граждане Украины осуществляют влияние на власть через выборы, но непосредственно не управляют. Нас поставили в рамки: раз в 5 лет ты избираешь, а ошибку в случае чего можно исправить лишь через эти 5 лет - на очередных выборах. Это не подходит!
Многие вопросы: недоверие Верховной Раде, Кабинету Министров, главам областных и районных государственных администраций, органам местного самоуправления и т. д. могут и должны быть высказаны, но для этого должно существовать не только право на высказывание недоверия, но и механизм реализации, после чего эти органы власти, чиновники должны автоматически прекращать свои полномочия.
«Я просто уверен, что Украина будет в ТС»
- Вы один из немногих украинских политиков, открыто заявляющих о том, что Украину спасет только Таможенный союз. А не так давно первый вице-премьер-министр Валерий Хорошковский заявил, что вступление Украины в ТС противоречит закону. Ваш ответ Хорошковскому.
- Ну почему? О том, что спасение Украины в Таможенном союзе, сегодня говорит и президент Виктор Янукович. Который заявил, что ТС нужен Украине как средство выживания. Я убежден, что это действительно реальная необходимость. Это средство борьбы с кризисом и главное средство развития нашей экономики.
Что касается господина Хорошковского - это ему так хочется, чтобы ТС был вне закона. Но это его желание не сбудется! Я просто уверен, что Украина будет в ТС. Не говорю, что это случится через неделю или через две, через месяц, через год... Но точно знаю: у украинской экономики нет иного выхода!
Утверждения Хорошковского исключительно популистские, они не основаны ни на чем - ни на экономических аргументах, ни на юридических. Как должностное лицо, он не имеет права так говорить, потому что подобные утверждения - это уже нарушение закона.
Во-первых, ТС не может быть вне закона на территории Украины. Хочу напомнить Хорошковскому и другим, кто придерживается такой же точки зрения, что на уровне глав государств в сентябре 2003 г. Украиной было подписано соглашение о создании ЕЭП с Россией, Казахстаном и Беларусью. В 2004 г. Верховная Рада приняла закон, которым ратифицировала это соглашение. ЕЭП - это экономический блок, путь экономической интеграции Украины, в основе которого лежит ТС. В уставных документах, договоре и концепции ЕЭП прямо указано: общая таможенная территория.
И когда я говорю, что Украина должна избрать этот путь и двигаться в этом направлении, я основываюсь на действующем законе, который не только это разрешает, но и устанавливает, что мы в ЕЭП и ТС! Просто в отличие от других сторон - участниц ТС мы не подписали ряд соглашений внутреннего характера. А правовая основа, утвержденная соответствующим действующим законом, существует!
- В таком случае на что же ссылается Хорошковский?
- Он ссылается на закон о принципах внутренней и внешней политики, в котором указано, что Украина идет по пути обретения членства в ЕС. Ну идем, но мы же его еще не обрели? Нет! А хотим его приобрести? Кто-то хочет, а кто-то - нет. Утверждаю, что большинство граждан Украины поддерживают путь восточного вектора экономической интеграции.
У господина Хорошковского есть другая точка зрения? Он имеет на нее право, но у него как у должностного лица нет права заявлять о незаконности ТС! Он может делать все для того, чтобы Украина избрала подходящий ему вектор экономической интеграции. Пусть занимается пропагандой, агитирует, приводит аргументы в пользу того, почему Украина должна быть в ЗСТ с ЕС, а в будущем и в ЕС. Где нас, как известно, совсем не ждут и говорят, что этот вопрос может быть рассмотрен через 20 лет. Может, это его устраивает?
И у Хорошковского, и у Медведчука, и у многих других могут быть разные точки зрения. Вопрос в том, на чьей стороне большинство граждан Украины.
- Имеете в виду социсследования?
- В социсследованиях важно, чтобы вопрос стоял не в угоду, а по сути. На вопрос: «Как вы считаете, Украина должна идти по пути заключения договора о ЗСТ с ЕС, договора об ассоциации с ЕС и в последующем приобретении членства в ЕС или же Украина должна стать полноправным членом ТС, ЕЭП, а в будущем - Евразийского Экономического Союза?» (подчеркиваю - экономического!), ответ всегда один: за ЕС - 32-34% респондентов, за ТС и ЕЭП - 56-58%. И нет других исследований! Есть случаи, когда вопрос поставлен некорректно - с целью получить нужный результат. К примеру, задают вопрос: «Вам нравится в ЕС? Мы должны туда идти?» - заметьте, не ставя никакой альтернативы! Но это манипуляция, причем очевидная. Граждане намного мудрее многих наших политиков, и когда ставишь альтернативу, они понимают, что должен быть выбор. У человека должна быть альтернатива во всем, в том числе и в этом вопросе!
Поэтому утверждения Хорошковского - это его личная точка зрения. И он может ее высказать как гражданин. Точку зрения любого человека я уважаю. Считаешь - доказывай, но ты не должен решать за всех, ограничивать других в праве обсуждать и принимать иные решения, даже если они тебе не нравятся! А тем более лгать, голословно заявляя, что это противозаконно.
- По данным, обнародованным Евразийской экономической комиссией, Украина вместе с ЕС и США вошла в тройку субъектов международного права, которые ввели больше всех в мире ограничительных мер против продукции из Таможенного союза. Сообщается, что США и ЕС ввели по 18 ограничительных мер, Украина - 16. Как, по вашему мнению, Украина может вырваться из этого «лидерства»?
- Все очень просто - надо стать полноправным членом ТС, и тогда не будет необходимости вводить подобные меры. Вместо того чтобы договариваться о наиболее благоприятных условиях для украинского бизнеса, экономики, продукции, которая конкурентоспособна на рынке стран ТС, мы совершаем действия якобы в пику России, других стран ТС, в чем-то предопределяющие интересы Украины. И это только обостряет отношения между нашими государствами и не ведет к конструктиву, а он сегодня очень нужен именно экономике нашей страны.
«Концентрация власти в одних руках достигла максимума»
- Когда вы были главой АП, Леонид Кучма издал книгу «Украина не Россия». Что, по-вашему, изменилось сейчас?
- Хочу сказать, что это название, как говорят, не в бровь, а в глаз! Кстати, этот факт признают уже в одинаковой мере как в Украине, так и в России. Да, мы очень близкие по своему менталитету народы, мы соседи, мы всегда будем друзьями. Если не будем дружить на уровне власти, то дружба на уровне простых людей гарантирована и обеспечена на многие десятилетия.
«Украина не Россия» в том, что у нас не только своя, пусть и близкая, ментальность, но и своя философия жизни. Она, может быть, не похожа на российскую. А почему она должна быть похожа! И акценты в этой книге абсолютно правильные: например, у нас страна со сравнительно небольшими запасами минеральных ресурсов, а Россия в этом плане - страна № 1 в мире.
У нас к тем или иным процессам может быть одно отношение, у них - другое, но нас объединяют общие корни, а это - очень многое. Есть факторы, спорные в подходе, анализе и оценках тех или иных событий. Но пусть это будет предметом дискуссий и споров специалистов и историков. Нашим народам нечего делить. Сегодня мир пришел к тому, что проблемы необходимо решать, объединив усилия. Исходя из этой аксиомы мы и должны строить наши отношения.
- Вы допускаете вариант президентской республики?
- Могу с уверенностью сказать, что наши люди этого не поддержат. Как юрист и как специалист в теории государственного и конституционного права хочу отметить, что на сегодня у нас по факту не президентско-парламентская форма правления, а президентская. Концентрация власти в одних руках достигла своего максимума. Это то, с чем я боролся, начиная с конца 90-х годов. Когда создавалось первое парламентское большинство в результате «бархатной» революции, с разработки реформ и создания первой коалиции, принятия законов о пропорциональной системе выборов как в парламент, так и в местные органы, и в конце концов - принятия в 2004 г. конституционной реформы.
Беда Украины в том, что идет постоянная борьба за булаву - за главную должность страны, потому что она дает возможность контролировать всю систему власти - исполнительную, законодательную и судебную. Так при распределении полномочий ветвей власти быть не должно. Это - псевдодемократия!
С 2006-го по 2010-й - четыре года Украина жила в условиях реальной демократии, имея парламентско-президентскую форму правления. Сколько было нареканий и критики! Мол, Ющенко и Тимошенко не могут поделить власть... Но ведь были центры власти, а когда они есть, и если они конституционные, то это исключает зависимость ветвей власти друг от друга. А после отмены конституционной реформы снова произошла концентрация власти в одних руках - как это было во времена Кучмы. И эта концентрация власти стала работать против развития демократии и государства в целом.
- О Ющенко и Тимошенко. Вы называете обвинение Тимошенко несостоятельным, что «все события января 2009 г. являются предметом для обвинений господина Ющенко». Почему, по вашему мнению, Ющенко вышел сухим из воды?
- Утверждаю, что обвинения, по которым осуждена Юлия Тимошенко, несостоятельные. Говорю объективно, поскольку знаю обстоятельства дела.
Я и Тимошенко - идеологические оппоненты в большинстве вопросов государственной политики, у нас намного больше противоречий, нежели общего. Но это не мешает мне быть в отношении нее объективным.
Почему Ющенко вышел сухим из воды? Этого не должно было быть хотя бы потому, что именно он - виновник газовых соглашений, подписанных в январе 2009 года. И именно из-за него Украина до сих пор страдает из-за высокой цены на газ. Есть разные версии этого. Он мог договориться с властью, мог сделать какие-то одолжения власти, но факт остается фактом: человек по вине Ющенко находится в местах лишения свободы, а он, виновник этого, к ответственности не привлечен. Согласитесь, это вопиющая несправедливость.
- Как считаете, новый УПК приблизит страну к нормам правового государства?
Продожение интервью читайте, пожалуйста, на сайте газеты "2000".