Сталинградский вопрос

Nov 21, 2012 10:47


Игорь СЛИСАРЕНКО


70 лет назад 19 ноября 1942 года началась операция «Уран» - стратегическое наступление советских войск под Сталинградом, до того стойко державших четырехмесячную оборону города на Волге. Итогом этой крупнейшей битвы всей Второй мировой войны стали окружение и разгром немецких войск под командованием фельдмаршала Паулюса общей численностью 330 тыс. человек. А всего за семь месяцев битвы Германия и ее сателлиты потеряли более четверти всей своей живой силы.

Победа в Сталинградской битве стала переломным событием и определила дальнейший ход всей Второй мировой, кардинально изменила расстановку сил в пользу СССР и стран антигитлеровской коалиции.

В 1943-м, сразу же после советской победы король Великобритании Георг VI специальным указом распорядился выковать «Меч Сталинграда» с дарственной надписью: «Гражданам Сталинграда - людям со стальными сердцами от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа».

Президент США Франклин Рузвельт в те дни писал Иосифу Сталину: «храбрость, сила духа и самоотверженность защитников Сталинграда будут вечно вдохновлять сердца всех свободных людей».

Увы, сегодня многие из этих «свободных людей» охотнее говорят (а то и принимают резолюции) об уравнивании нацизма и коммунизма, «равной ответственности СССР и нацистской Германии в развязывании Второй мировой войны». Наследники победителей часто внимают им с почтением. Тогда как Германия все настойчивее снимает с себя ответственность за величайшую трагедию. В сегодняшней немецкой печати Сталинградскую битву уже откровенно называют «дуэлью за престиж между двумя диктаторами».
Будут ли петь «O, du lieber Augustin» в городе на Волге?

В России уже готовятся к юбилейной дате. 21 сентября президентом Путиным подписан указ «О праздновании 70-летия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве» с назначением главой оргкомитета вице-премьера Дмитрия Рогозина. Рогозин первым делом через «Твиттер» и «Фейсбук» пригласил желающих поделиться соображениями, «как лучше организовать торжества».

Неизвестно, был ли то «глас народа», но уже спустя несколько дней газета «Взгляд» сообщила, чтооргкомитет рассматривает идею пригласить на празднование... ветеранов немецкого вермахта.Те в свою очередь выразили готовность прибыть. «Такой визит на берега Волги стал бы очень важным для нынешнего и будущих поколений наших стран и всей Европы. Взгляд на Вторую мировую войну изменился, в нем больше нет вражды и ненависти»,- откликнулся через газету некий Вернер Андриан, представленный как «ветеран и летописец одной из дивизий 6-й армии Паулюса».



Чтобы совершить виртуальную экскурсия на Мамаев курган, кликните на изображение
У советских ветеранов такой поворот событий не вызвал восторга. Участница обороны Марина Рохлина даже пожаловалась, что ради приезда немцев власти Волгограда сокращают количество приглашений для самих сталинградцев: «Пережила весь ужас бомбежек, обстрелов, голода, холода, постоянного напряжения и никогда не помирюсь с немцами» («Взгляд», 26.09.12).



Действительно есть повод выразить недоумение, по крайней мере: почему вдруг такое хлебосольство со шнапсом для немцев, а не для союзников в той войне - англичан, американцев, канадцев, австралийцев, южноафриканцев?..

Нет сомнений, что надлежащим образом юбилей отметят в Беларуси - там очень бережное отношение к памяти и ветеранам. Сообщили, что правительство Азербайджана поздравит всех участников битвы, проживающих в этой стране.

Остается надеяться, что и украинское руководство с его «гуманитарным блоком» не останется в стороне, как сделало это 10 лет тому...
«Кино и немцы»

Еще пару лет назад известные в России кинодеятели Федор Бондарчук и Александр Роднянский, собрав 30 млн. долларов казенных и частных денег, объявили, что снимут фильм «Сталинград» - да еще и в модном формате 3D. «Сталинград» будет картиной, где есть все, что делает американское кино универсальным»,- пообещал Роднянский (кстати заметить, ставший в начале 90х жителем немецкого Дюссельдорфа).

А Федор Бондарчук похвалился, что съездил в Волгоград и пообщался с ветеранами - для написания сценария. Оплодотворившись на месте, родил следующий сюжет: «несколько советских солдат форсируют Волгу и укрываются в близлежащем доме на другом берегу. Там они встречают девушку, которая не успела убежать до прихода врага. На фоне героической обороны дома разворачивается история любви» (»Комсомольская правда», 09.02.12). Что ж, интригует историческим открытием и оригинальностью замысла...

Остается надеяться, что Федор внимательно посмотрел кинокартину своего великого отца Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» - по Шолохову - о начале Сталинградской битвы. И своим фильмом даст повод усомниться в тезисе, что, мол, природа отдыхает на детях гениев, укрепившимся после того, как он в доле с тем же Роднянским «экранизацией по-американски» испохабили повесть братьев Стругацких «Обитаемый остров».

И даже чахоточный украинский кинематограф, можно с большой натяжкой сказать, не остался в стороне. Речь идет о фильме Евы Нейман «Дом с башенкой», как сообщалось, «снятый за деньги «1+1 Production», в частности, за счет инвестиций Игоря Коломойского».

Фильм снят по давнему (1964 г.) одноименному рассказу Фридриха Горенштейна. Сюжет незамысловат: поездом из эвакуации возвращаются мать с маленьким сыном. Повествование идет на фоне приволжских степей с оставшимися после Сталинградской битвы грудами искореженного железа, которые созерцают из поезда пассажиры. В пути женщина заболевает тифом, ее на какой-то станции помещают в больницу, где она умирает. Мальчика же с легкой душой отпускают восвояси, поручая довезти его «к дедушке» случайной семейной паре с ребенком, благо у мальчика есть деньги, на которые он может столоваться в пути. Вот так он и едет с чужими людьми, не питающими ни малейшего сочувствия к его горю. Даже старик - эдакий странствующий философ - ворует втихаря у ребенка пирожок. Нет, правда, один нормальный все-таки встретился и даже оставил мальчику свой хороший портсигар, служивший хранилищем кислой капусты на закуску - это пьяница-инвалид.

Вот, собственно, и все. Некоторые биографы Горенштейна утверждают, что рассказ автобиографический. Другие это опровергают на том основании, что его мать умерла в эвакуации в городе Наманган в Узбекистане (эта республика в войну приняла сотни тысяч беженцев), после чего будущего писателя передали на попечение в городской детский дом. И в качестве доказательства ссылаются на имевшуюся у автора официальную справку, которая ему, переехавшему в 1980-м на ПМЖ в ФРГ, помогла оформить там как жертве холокоста пособие в 2200 марок.

В войну сотни тысяч людей вынуждены были покинуть родные места, часто под немецкими бомбежками. Потом возвращаться, не зная, что увидишь дома... У каждой семьи, наверное, своя собственная история. Вот моя бабушка рассказывала, как она возвращалась из эвакуации с Дальнего Востока на Черниговщину с четырехлетним сыном - моим отцом. Мальчик пел «Прощай, любимый город, уходим завтра в море...», «В далекий край товарищ улетает...». А ехавшие в вагоне военные намазывали ему большие куски хлеба маслом и тушенкой из своих пайков. Бабушка просила их не давать ребенку столько еды - как бы плохо не стало, ведь жили впроголодь.

Тогда же на какой-то станции проводник выбросил из вагона безногого инвалида - поднял, как мешок, и швырнул на перрон.

И в войну, и еще несколько лет после нее таких много побиралось в поездах - не столько на еду, сколько на водку. У кого-то родные погибли и возвращаться было некуда, другие не хотели стать немощной обузой, третьих - не приняли. Оттого и сентиментальная песня, которую они пели, - «Дорогая жена, я калека...» В ней офицер пишет жене, что лишился ног и руки. Жена отвечает, что калека ей не нужен. И только дочка в письме умоляет «милого папочку» вернуться, обещая носить его на ручках. И вот она встречает его на вокзале - и отец выходит к ней из вагона в красивой форме с медалями, скрывающей протезы...

Так вот, ту выходку проводника увидели моряки из соседнего эшелона. Они стянули того наземь, и мальчик на всю жизнь запомнил, как в солнечных лучах мелькали начищенные ботинки и свистели ремни. Тот проводник уже больше не поднялся...

Это все к тому, что ни рассказ Горенштейна, ни фильм Нейман на какое-то обобщение не тянут. Не в пример, скажем, пронзительному фильму «Подранки» осиротевшего в войну Николая Губенко - о себе и своих сверстниках в детдоме (по статистике, только в год выхода фильма - 1977 - в кинотеатрах СССР его посмотрели 20 млн. 300 тыс. зрителей).

Но кое-кому очень хочется подтянуть рассказ Горенштейна вкупе с фильмом до солженицынского пьедестала. Ради этого обозреватель американского пропагандистского «Радио «Свобода» Дмитрий Волчек ссылается на авторитет своей школьной учительницы. Та, мол, держала на полочке номера «Юности» и «Нового мира» - с этим рассказом Горенштейна и «Иваном Денисовичем» Солженицына. Туда же он настойчиво тащит и режиссера Еву Нейман: «Волчек: Последняя фраза фильма - «Неужели это никогда не кончится?» Это о чем?

Нейман: О кошмаре, который вокруг во время войны, об этих человеческих страданиях.

Волчек: Это не обязательно война. Советская жизнь вся была такая.

Нейман: Советская жизнь была разная, и были люди, которые были счастливы, я даже таких знаю» (Радио Свобода).

Как видим, г-жа Нейман вежливо отказалась от предложенной Волчеком чести оказаться на передовой антисоветского фронта. А фразой о счастливых в советской жизни людях, наверное, указала и на собственную семью. Согласно официальной биографии, родилась она в 1974 г. в Запорожье. Папа - инженер, мама - музыковед. Сама Ева, поучившись немного в университете, эмигрировала в 1993 г. в Германию. Биография умалчивает, какой правительственной программой этой страны она воспользовалась: то ли «Законом об изгнанниках и беженцах» для «возвращения этнических немцев на историческую родину», то ли подтвердила свое еврейское происхождение для попадания в программу приема «контингентных беженцев»...
Немцы о Сталинграде: одинокий фюрер среди «сопротивления»



Бесславный конец
В отличие от российской и украинской прессы, тема Сталинградской битвы уже несколько месяцев прочно удерживает передовые позиции в прессе немецкой. Лидером по количеству публикаций не только о самой битве, но и о предшествовавших ей событиях на советско-германском фронте остается газета Die Welt с почти миллионным ежедневным тиражом. Кстати, основана она была в 1946 г. британскими оккупационными властями в рамках программы денацификации, то бишь перевоспитания немцев, избавления их от мании «сверхчеловеков». И пишет на сталинградскую тему один и тот же автор - постоянный обозреватель газеты Бертольд фон Зэевальд.

Начал он подбираться к событиям издалека. Да с какими заголовками! «Триумф вермахта на пути к Сталинграду» в номере от 17 мая - это о захвате немцами Харькова в 1942г. Уж не из официозного ли нацистского рупора Vоlkischer Beobachter той поры позаимствовал?

А вот уже его опус в июльском номере - «Пространство для южнотирольцев - штурм Гитлером Крыма». «Расположенный в Крыму Севастополь считался самой мощной крепостью в мире. Только ценой больших потерь в июле 1942 года вермахту удалось захватить этот город», с первых строк и с той же «беобахтеровской» патетикой сообщает автор с баронским титулом.

При чем здесь вынесенные в заголовок южные тирольцы, спросите? Фон Зэевальд обстоятельно информирует соотечественников, что по планам Гитлера Крым должен был стать «жизненным пространством» для «чисто немецких» поселенцев из Южного Тироля. Именно так - поселенцев, а не, к примеру, захватчиков, или колонизаторов. По фон Зэевальду, крымская земля была населена готами в эпоху поздней античности. Веские аргументы, хоть сейчас принимай закон о возвращении на «историческую родину».

Но в сентябре бравурный тон у фон Зэевальда исчезает, хотя своими опусами он уже частит как горохом: «День ото дня становилось все более очевидным, что масштабные цели, прежде всего «окончательная победа», до конца года не будут достигнуты. И тем не менее Гитлер все более безжалостно бросал своих солдат в бессмысленные сражения. Нефтеперерабатывающие предприятия в Грозном и Астрахани, захват которых и был целью его наступления, он подверг бомбардировкам и тем самым обесценил как добычу. И тогда он приказал 6-й армии уничтожить город, который до этого времени считался всего лишь этапом его победоносной кампании - Сталинград» (07.09.12).

Спрашивается, кому «становилось все более очевидным»? Действительно, 10 сентября 1942 г. Гитлер отправил в отставку генерал-фельдмаршала Листа, который не смог выполнить поставленную задачу: окружить и уничтожить советские войска в излучине Дона и Волги. Более того, войска Калининского и Западного фронтов в августе провели Ржевско-Сычевскую наступательную операцию, не дав немцам возможности перебросить оттуда резервы к Сталинграду. Вот в такой ситуации и накрутил Гитлер хвост Листу и принял командование на себя.

Очевидно также, что барон-обозреватель вообще пытается примитивнейшим образом снивелировать значение Сталинграда. А весь немецкий стратегический план по захвату советских нефтепромыслов в Баку и Грозном, по овладению важнейшей транспортной артерией по Волге объявить глупой и несвоевременной затеей. Хотя, по ставшему крылатым выражению, та война была «войной моторов». Более того, именно в 1942-м завершилось масштабное перевооружение Советской армии новейшей техникой - как и планировал Сталин еще до войны, всячески пытаясь ее оттянуть. В случае успеха немецкие войска вышли бы на границы с Ираном и Турцией, на тот момент просчитывавшей свою выгоду от вступления в войну на стороне Германии...

Продолжение материала читайте, пожалуйста, на сайте 2000. 

россия, германия

Previous post Next post
Up