Пока мы отвлеклись на Крымск, в недрах Общественной палаты созрел еще один законопроект, направленный на контроль над гражданским обществом. Авторство принадлежит Дарье Милославской,
разработчику концепции законопроекта «О волонтерстве». Итак,
законопроект «Об общественном контроле в РФ» призван «урегулировать общественные отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации гарантированного Конституцией Российской Федерации права на непосредственное участие в управлении делами государства и возникающие в процессе осуществления гражданами общественного (гражданского) контроля...
Общественный контроль осуществляется в целях защиты и обеспечения общественных интересов»
Впервые в законодательство вводится понятие «общественных интересов» с весьма расплывчатой формулировкой:
1. Общественные интересы - это законные интересы неопределенного круга лиц, связанные с обеспечением их безопасности и благополучия, соблюдением их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и нормами международного права.
2. К общественным интересам относятся только такие интересы, которые связаны с формированием и укреплением гражданского общества, демократического правового государства и общественной безопасности.
Термин «гражданское общество» в законе не расшифрован. Зато перечислены так называемые «субъекты общественного контроля»: общественные палаты, общественные советы органов исполнительной власти, общественные наблюдательные комиссии, профсоюзы, попечительские советы и родительские комитеты. Контроль могут осуществлять также граждане, некоммерческие негосударственные организации и инициативные группы, но только в соответствии с предлагаемым законом.
Я попытался понять, как по новому закону будет проходить общественный экологический контроль. Сейчас по закону «Об охране окружающей среды» этим правом наделен любой гражданин. Он может самостоятельно провести проверку и по ее итогам обратиться в органы власти (см. схему)
А вот какую схему общественной проверки предлагает Общественная Палата.
Мало того, что желающий провести проверку человек обязан зарегистрироваться как «общественный инспектор» в так называемом электронном ресурсном центре общественного контроля (ЭРЦОК), предоставив туда персональные данные и фотографию. Он еще должен опубликовать на сайте ЭРЦОК некую декларацию об отсутствии конфликта интересов, попыток подкупа, заказчике проверки и т.п. По сути ЭРЦОК - это финансируемый из госбюджета электронный монстр, на который будет замкнут общественный контроль всей страны.
Но даже пройдя бюрократические процедуры и став инспектором, сам гражданин не сможет быть организатором общественной проверки. Ему необходимо будет обратиться либо в общественные палаты разного уровня, либо в некоммерческие организации (НКО), «в чьих учредительных документах организация и проведение общественных проверок является обязательной формой работы». При этом стоит отметить, что законодательство не содержит понятия «обязательных форм работы» для деятельности НКО. Поэтому в действующих уставах общественных организаций оно отсутствует, в том числе, и в отношении общественных проверок. Таким образом, право на организацию проверок становится монополией общественных палат.
Но самое смешное, что об общественной проверке придётся заранее уведомлять проверяемую организацию и размещать эту информацию на сайте монстра ЭРЦОК.
Теперь попытаемся представить, чем это обернется на практике.
К примеру, жители сообщили нам, что губернатор Ткачёв решил расширить свои черноморские владения и строит новый забор, вырубая краснокнижные пицундские сосны. По милости Общественной Палаты мы сначала должны установить, какое юридическое лицо на этот раз выполняет волю губернатора, а затем предупредить его о нашем визите. В результате к моменту проверки территория вокруг дачи Ткачёва будет оцеплена полицией, и вскоре общественные инспекторы уедут в туапсинский спецприемник с почти родной статьей 19.3 КоАП РФ в протоколах.
Но может, новый закон существенно расширит права общественных инспекторов и арестов не будет? Смотрим статью 96.
При проведении обязательной общественной проверки общественный инспектор вправе:
- получить доступ к лицу, отвечающему за связь с общественностью, либо к руководителю проверяемой организации;
- получить доступ к информации, касающейся предмета проверки;
- направлять организатору обязательной общественной проверки запросы о необходимости представления дополнительных материалов и разъяснений от должностных лиц, имеющих отношение к предмету общественной проверки
В законопроекте не сказано об обязанностях проверяемой организации предоставить инспекторам доступ на территорию проверяемого объекта, а также показать разрешительную документацию. Инспектора имеют право только на доступ к "лицу".
То есть аресты нежелательных инспекторов при проверках обязательно будут. Тем более, что в тексте законопроекта для таких арестов заложены дополнительные основания: злоупотребление полномочиями по осуществлению общественного контроля влечет уголовную и административную ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
В ожидании новых статей в уголовном и административном законодательстве за «злоупотребление» общественным контролем замечу, что найти обвиняемых по этим статьям будет несложно. Ведь все данные о гражданах и общественных организациях будет содержать ЭРЦОК.
Наконец, для особо рьяных общественных организаций в законопроекте есть бонус: предметом общественной проверки может быть деятельность некоммерческих организаций, в том числе представительств международных некоммерческих неправительственных организаций, в части удовлетворения общественных интересов.
Живо представляю, как в Экологическую Вахту приходит проверка из путинского ОНФ и составляет акт о том, что мы общественные интересы не удовлетворяем.
Текст на сайте ОПы
http://www.oprf.ru/ru/1449/1537/newsitem/18314