Оригинал взят у
status_constr в
Сегодняшний "Исраэль Хайом" о святом отце из Назарета ивритский оригинал: Даниэль Сириоти, газета "Исраэль Хайом", 28.6.2013
перевод (с) мой
Израильский арабский истеблишмент в тревоге: все больше и больше молодых арабов-христиан идут добровольцами в израильскую армию.
"Мы хотим, чтобы молодые христиане полностью интегрировались в израильское общество, а это значит - равенство и в распределении бремени. Наше будущее как христиан - это часть будущего Израиля. Мы хотим дать обществу больше и внести свою лепту, как и другие" - говорит Гавриил (Джабраил) Надаф, 39-летний араб, православный священник. Арабский истеблишмент Израиля преследует его. Он постоянно получает письма и звонки с угрозами. Однако цифры говорят, что он пользуется все более широкой поддержкой со стороны единоверцев.
Последнее время участились попытки заткнуть ему рот. Мы говорили с ним в начале недели, до того, как ему запретили общаться с журналистами. Лишь немногие евреи выражают солидарность с ним, но священник говорит: "Мы хотим интегрироваться в еврейский израильский социум. В Израиле мы чувствуем себя в безопасности и мы видим себя в качестве граждан, имеющих равные права - и равные обязанности. Большинство молодых христиан чувствуют, что это их страна. Сейчас наша молодежь на перепутье. Если Израиль поддерживает процесс слияния молодых христиан с израильским обществом - добрая новость распространится, но если государство нас не примет - победят подстрекатели".
Несколько слов о том, на каком фоне все это происходит. Арабская весна и особенно гражданская война в Сирии, превращающаяся в межобщинную - сунниты против шиитов - создает ощущение, что панарабизм на спаде. Времена, когда арабский мир возглавляли харизматичные фюреры - Гамаль Абдель Насер, Мубарак, Хафез Асад, Саддам, Каддафи - ушли. Исламисты выползли из тюрем, в которых их содержали национал-социалистические "великие вожди". Крушение пан-арабизма давно чувствуется и среди израильских арабов. Все больше и больше молодых людей не хотят идти за местными арабскими лидерами, проповедующими бойкот еврейского государства и ненависть к израильской армии. Вместо этого они идут на добровольную гражданскую и даже военную службу. Они делают это, несмотря на гневную реакцию со стороны большинства общества вокруг них, а иногда и даже несмотря на противодействие своей родни.
Израильские православные арабы, которых мы привыкли называть "арабы-христиане", отчетливо чувствуют на себе спад пан-арабизма. Их община насчитывает более 130 000 членов общины. В основном они живут в Хайфе, Назарете и в Галилее, в Иерусалиме и вокруг него. В последние годы, особенно после начала "арабской весны", все большее число христианских юношей и девушек хотят служить в ЦАХАЛе - многие из них состоят в "Форуме христиан за службу в ЦАХАле", созданном год назад группой молодых христиан, уже отслуживших в израильской армии.
Эти ребята подвергаются нападкам со стороны "своих" же арабов. В эти дни они говорят о системе армейского призыва, которая учитывала бы их общинные особенности, но в основе - все тот же принцип равенства гражданских прав и обязанностей и интеграции в израильское общество.
Наиболее заметная фигура в этом форуме - святой отец Надаф из Назарета. Он был рукоположен в греческой Православной церкви - греческий, служил в составе религиозного суда своей общины, пресс-секретарем иерусалимского патриарха и служил настоятелем церквей в Хайфе, Акко и Назарете.
Участие столь личности со столь высоким статусом в "Форуме за призыв в израильскую армию" - факт, который трудно переоценить. Отец Гавриил давно уже призывает молодых арабов - христиан идти в израильскую армию. В форуме также есть активисты - солдаты и офицеры запаса, уже отслужившие срочную службу. Есть в нем и несколько христианских бизнесменов. Они поддерживают форум финансово. За последннее время число молодых арабов-христиан, желающих служить в ЦАХАЛе, выросло на десятки процентов.
Святой отец подчеркнул с удовлетворением, в ЦАХАЛ идут не только юноши, но и девушки. В настоящее время в ЦАХАЛе служат две женшины-офицера из арабской православной общины. А среди православных юношей - немалый процент офицеров.
Гавриил Надаф объясняет: "Израильское общество - мультикультурная мозаика. Это не просто `евреи и арабы`. Христианская община имеет немалый потенциал набора в ряды ЦАХАЛа, и большинство членов общины считают себя израильтянами. Большинство молодых христиан, и не только в Назарете, чувствуют, что это их страна. Это искреннее их ощущение. Они хотят получать от страны положенное, но они хотят и отдавать стране положенное. И я говорю о большинстве из них. Хоть тема призыва в ЦАХАЛ стала популярной лишь в последнее время, но хорошо, что сейчас все говорят об этом. К сожалению, у арабов-христиан всегда было такое ощущение, что им не пристало открыто выражать. Но это положение постепенно меняется".
Отец Гавриил Надаф женат, у него шесть детей. Его деятельность в "Форуме за службу в ЦАХАЛе" не очень-то помогают спокойной жизни его семьи, каковой спокойной жизни у его семьи просто нет. Деятельность его и его товарищей по "Форуму" рассматривается традиционными арабскими лидерами Израиля как бунт, предательство и подрыв основ. Все эти лидеры решительно отвергают любые формы интеграции арабов - мусульман и христиан - в израильское общество . Они даже против "гражданской службы" в арабских городах, и, конечно, они полностью отвергают любое сотрудничество с израильским министерством обороны.
Отца Гавриила бойкотируют многие деятели арабской христианской общины. Он и его семья почти ежедневно получают угрозы. Когда они идут по улице, им приходится слышать ругань по своему адресу. Против них подписывали петиции. Среди подписантов этих петиций - работники иеруслимского патриархата. И, конечно, на стенах домов и на досках объявлений постоянно появляются осуждающие его прокламации. Священник вынужден ходить в свою церковь в Назарете в сопровождении телохранителей.
Но он не сдается. Не так давно он дал интервью одному из арабских телеканалов и попытался объяснить свои взгляды. В результате ненависть к нему резко усилилась. Но его и это не остановило.
А к ненависти его земляков присоединились другие христианские и исламские элементы - из "палестинской автономии" и других арабских стран. Они в резкой форме предупреждают его, что из-за его деятельности в пользу "сионистской армии" могут пострадать христиане в Газу, Иерихоне, Вифлееме и в арабских странах. И если на христиан начнут нападать - это будет по его вине.
Опасение, что мусульмане начнут бить христиан, живущих в "палестинской автономии" и различных арабских странах в отместку за деятельность святого отца Гавриила и его друзей, привела к тому, что иерусалимский патриарх вызвал святого отца "на ковер". Встреча состоялась в прошедший вторник и продолжалась несколько часов.
Сразу после встречи священник заявил: "Несмотря на давление со стороны палестинцев на патриарха с целью лишить меня сана и прихода, лишить работы и статуса - этого не произошло".
Вместе с тем святой отец признал, что ему отныне запрещено давать интервью стрествам массовой информации, и что деятельность "форума" отражает его личную позицию, а не официальную позицию православной церкви.
"Я могу понять просьбу патриарха и отца Надафа пригасить страсти и шум, чтобы не было проблем у наших братьев-христиан в арабских странах и Палестинской автономии", говорит Шади Халуль, соратник отца Надафа, и продолжает: "Патриарх сказал, что он не против Израиля. наоборот, он высоко ценит то, что христиане в Израиле чувствуют себя в безопасности. Его беспокоит лишь то, что широковещательная информация о деятельности "форума за службу в ЦАХАЛе" может подвергнуть опасности христиан, живущих в арабских странах".
По словам соратников отца Надафа, работа "форума" будет продолжаться, несмотря на давление, пока он не чувствует прямой опасности для жизни. Хотя... "Уже сейчас святому отцу прихосдится ходить в церковь под охраной из-за постоянных угроз его жизни. Мы опасаемся, что он все-таки сдастся, или что патриарх его уволит. Это не должно случиться! Он - единственная опора и поддержка тех молодых христиан, которые хотят быть стопроцентными израильтянами.
Шади Халуль продолжает: "Деятельность священника и нашего форуме очень важна. Мы сопровождаем христианских ребят и девушек на всех этапах - перед призывом, во время призыва, вплоть до демобилизации. Почти все они обращаются к нам за помощью почти по каждому возможному вопросу. Мы считаем себя израильтянами хотим, чтобы государство больше нам помогало. То, что есть такой человек, как отец Надаф, очень помогает им, так же, как духовные авторитеты помогают призывающимся в ЦАХАЛ друзам, черкесам и бедуинам".
Или такой вопрос. Отец Надаф способствовал тому, что молодые христиане теперь будут служить в войсковых частях вместе с евреями, а не с бедуинами, из которых, как правило, формируют отдельные подразделения (следопытов и т.д.). Поскольку христианская молодежь по ментальности и поведению гораздо ближе к евреям, чем к бедуинам.
Шади Халуль выражается решительно: "Если мы граждане государства, но отказываемся служить в его армии - получается, что мы не лояльные граждане, а предатели. Так называемый арабский Комитет по наблюдению, действующий в Израиле - не представитель наших интересов. Так называемый палестинский нарратив не имеет к нам отношения. К сожалению, в прошлом многие арабы-христиане увлеклись палестинской идеологией... А я задаю всем христианам, кто против нас, один вопрос: какую безопасность дали вам арабы-мусульмане? И какую безопасность они могут дать сейчас? Посмотрите, как они убивают друг друга в Сирии и других арабских странах. Нафиг им мы, христиане? Мы должны заботиться сами о себе, ну и кто в таком случае лучше всего для нас? Я считаю - Израиль".
"Проблема в том, что государство не понимает, в какой мы опасности. Я призываю израильских лидеров помочь нам быть такими же израильтянами, как другие граждане, не отворачиваться от христианской общины в Израиле. Арабы-христиане - лояльные граждане, которые любят и уважают страну... Мы не зря идем в ЦАХАЛ. Мы и дальше будем служить с честью, несмотря ни на что и чем дальше, тем больше."