“Владельцы филистимские собрались, чтобы принести великую жертву Дагону, богу своему, и повеселиться, и сказали: бог наш предал Самсона, врага нашего, в руки наши” (Судей 16:23)
Свое начало этот народ берет от Каслухима, потомка Хама (Быт. 10:14), первоначальной родиной которого был остров Крит (в Библии он назван Кастор). В середине II тысячелетия до х. э. часть филистимских племен переселилась с острова на азиатский континент и дала этому участку земли название Палестина (от слова “филистимляне”), которое сохранилось до сегодняшнего времени. И хотя филистимляне никогда не владели всей Палестиной, название все же осталось.
Типичный дом филистимлян.
За долгие годы своего существования этот народ так и не создал единой государственности. Филистимляне основали пять больших, или, как их называли, царских городов - это Азот, Аккарон, Аскалон, Геф и Газа. Каждый из этих городов имел своего господина-царя, который и осуществлял как внешнюю, так и внутреннюю политику, независимо от других филистимских городов. Лишь в случае войны или какого-то неординарного события, угрожающего жизни всего народа, филистимляне объединялись вместе.
Однако после этого вновь разъединялись и продолжали жить независимо друг от друга. Много страниц Библии связано с филистимлянами, именно с этим народом воевал израильский судья Самсон и в борьбе с ними погиб. Филистимляне были тем народом, который захватил ковчег Божий после своей победы над израильтянами. Выходцем из филистимского города Гефа был знаменитый силач Голиаф, которого победил юный Давид.
Воевали с ними и еврейские цари Саул и Давид. Однако, несмотря на их победы, филистимляне все же сохраняли свою независимость. В языческий пантеон филистимлян входило много богов, главными из которых были Астарта, Дагон и Вельзевул. Человеческие жертвоприношения и храмовая проституция были широко распространены среди этого народа. Особо зверским был культ Вельзевула, о природе которого мы можем судить из Евангелий - от Матфея 12:24, 27, от Марка 3:22, от Луки 11:15, 18, 19, где Вельзевул назван сатаной. То, что происходило при выполнении религиозных обрядов, посвященных этому культу, не поддается описанию. Страшная развращенность, попрание всех человеческих ценностей привели народ к разложению еще до того, как он был завоеван.
Внутренний двор с давильней для масла.
Филистимляне (иврит "Плиштим") - пожалуй, самый загадочный народ в библейском Ханаане. Бесспорно, они резко отличаются как от евреев так и от других семитских народов региона. Египетские хроники, отмечающие нашествие Народов Моря примерно в 1200 гг. до н.э., фиксируют среди них народ, назаванный Пелесет. Хотя проникновение Народов Моря в собственно Египет было остановлено, появление Плиштим в южном Ханаане положило конец египетской гегемонии в этом районе.
Судя по всему, плиштим пришли в Ханаан с Крита, Кипра или, возможно, Малой Азии. Библия указывает на то, что родиной Плиштим был Кафтор, что на современном иврите означает Крит, но есть затруднения в отношении того, был ли Кафтор Критом и для языка Библии. Несомненно, существует связь между падением Хеттской империи и появлением Плиштим. Интересно, что с падением Хеттской державы, видимо, связана и осада ахейцами Трои: гомеровская Троя находилось в самом сердце царства хеттов, а ахейцы были одним из народов, обрушившихся на него.
До самого своего конца Хеттская империя владела монополией на производство железа. Библия также указывает на филистимлян как на народ, который владел кузницами и монополизировал производство и ремонт всех инструментов и, тем более,оружия. Любопытно, кстати. что Ассирийский царь Саргон, разрушивший Израиль и воевавший с Иудеей в восьмом веке до н.э., называет жителей Ашдода хеттами, хотя в Библии имя хеттов перестает употребляться примерно после царя Соломона.
Археологические находки подтверждают крито-макенское происхождение филистимлян. Прежде всего, материальные памятники филистимской культуры резко отличаются от ханаанских. Они появляются не ранее слоя, примерно соответствующего нашествию на Египет Народов Моря. И самое главное, филистимская керамика, архитектура, оружие необычайно похожи на крито-микенские, хотя и имеются кое-какие отличия.
Филистия представляла собой союз пяти городов-государств: Газы, Ашкелона, Ашдода, Экрона и Гата. Разумеется, к этим пяти следует добавить еще немало более мелких городков, зависимых от главных.
Проход во двор с улицы.
Религия филистимлян была, несомненно, типичной языческой. Возможно, имена главных богов восходят еще к хеттским индоевропейским богам, хотя понимаются уже с учетом местного колорита. Так верховный бог филстимлян Дагон, вероятно, восходит к хеттскому богу дневного света dagan-zipas, но изображали его в виде рыбы (сравните ивритдаг- "рыба"). Бог-покровитель Экрона назывался Бааль-Зевув (иврит "Хозяин Мухи"), но скорее всего это название к мухам отношения не имело, а происходит от хеттского бога неба ziparwa, который связан не с мухами, а с греческим zeus , германским tiu и другими богами индо-европейцев). Между прочим, от имени Бааль-Зевув происходит всем известное сегодня Вельзевул.
В начале периода Судей филистимляне, видимо, удовлетворялись прибрежной полосой (Шфела), но примерно к 1080 г. до н.э. начинается их экспансия в глубь страны, сопровождающаяся подчинением израильских городов. Деятельность судьи Шимшона полностью связана с противостоянием филистимлянам, колено Дана после смерти Шимшона переселяется на север под давлением филистимлян. При царе Шауле мы застаем уже совершенно безрадостную для евреев картину: по всей стране проходят отряды филистимлян, на все еврейское ополчение имеется лишь два копья - у самого Шауля и его сына Йонатана. Характерно, что битва при Гильбоа, в которой гибнет Шауль с сыновьями, происходит очень далеко от Филистии, а тело погибшего еврейского царя филистимляне выставляют в Бейт-Шеане - область, расположенная в противоположном конце Израиля, сильно удаленная от побережья и намного севернее филистимского Пятиградия.
Экспансия филистимлян была остановлено Давидом; примерно к 1005 г. до н.э.; Давид присоединяет Пятиградие к Израилю, филистимляне служат в армии царя (интересно, Урия-хиттиянин, жена которого стала матерью Шломо (Соломона) был филистимлянином?). После Давида название филистимлян практически перестает упоминаться и лишь по архивам Саргона ассирийского, захватившего Экрон в 712 г. до н.э., мы знаем, что, по крайней мере, цари Экрона еще носили филистимские имена.
Руины древнего храма
Относительно спокойная история Палестины, когда там велись лишь войны местного значения, была прервана в VI веке до х. э. нашествием Навуходоносора, завладевшего этой землей. После этого Палестина более, чем на 2000 лет окажется в эпицентре борьбы великих империй за мировое господство. На смену Вавилонской империи пришла Мидо-Персидская монархия, бывшая на протяжении двухсот лет хозяином этих земель. Несмотря на чужеземное господство, главные филистимские города продолжали существовать, сохраняя местное самоуправление, за исключением Гефа, который превратился в небольшое поселение.
Поистине страшным ударом для филистимлян стало нашествие Александра Македонского, северного царя, поход которого в Азию начался весной 334 года. В 333-332 годах Александр обрушился на Тир и Палестину. Особое сопротивление оказала грекам Газа. Поэтому, взяв город, войска Александра подвергли его полному опустошению. Вообще, после похода Александра, филистимляне, как нация, сходят со страниц истории. Последующие затем войны диадохов (полководцев Александра) за власть в империи, господство Селевкидов, вторжение и власть Рима приводят к практически полному уничтожению филистимлян .
Из всех филистимских городов по-прежнему важное значение играл только Аскалон. Он пережил, кроме вышеуказанных эпох, эпоху Византии, Арабского халифата, государства Тулунидов, империю Сельджуков (1038-1092). Оказался Аскалон в центре борьбы и в эпоху крестовых походов (1096-1270). Много раз, в ходе кровопролитных битв, город переходил то от крестоносцев к мусульманам, то от мусульман к крестоносцам. Такое положение вещей изменилось, когда в Палестину в 1269 году вторглось огромное войско египетского султана Бейбарса.
Сметая все на своем пути, султанское войско взяло Аскалон, подвергнув его полнейшему опустошению, а жителей - истреблению (1270 год). После этого, навсегда покинутый жителями, Аскалон остался лежать в развалинах почти на 700 лет , а на его месте пастухи пасли свои стада . Шли века, пока в середине уже XX столетия, в 1948 году, не было образовано государство Израиль, правительство которого приняло постановление о восстановлении Аскалона и превращении его в курорт.
Так сбылось пророчество о том, что городом завладеют иудеи, которые восстановят его и будут там отдыхать. Другой филистимский город Газа сегодня полностью покрыт песками, без всяких признаков того, что здесь ранее располагался крупный город. Современный же город Газа, расположенный невдалеке от этих песчаных холмов, хотя и носит то же название, но возник значительно позже, и к Газе филистимской никакого отношения не имеет (как, например, Херсонес к Севастополю).
Следующий филистимский город Аккарон (Екрон) был уничтожен, а невдалеке от него сегодня располагается маленькая деревушка . И, наконец, Азот, несмотря на многочисленные взятия и страшные разграбления, всякий раз восстанавливался и дожил до сегодняшнего дня, нося теперь название Ездуд. Как и было сказано, в нем теперь живет другой народ, не филистимляне, а евреи.
источник публикации